Учимся выбирать

Предыдущая статья Следующая статья

“Журналист Online” посетил практикум, посвящённый умению принимать правильные решения

В феврале в философской школе «Новый Акрополь» на Арбате состоялся практикум «Человек выбирающий». Занятие провёл Константин Думчев, преподаватель курсов философии, истории религии и символизма в культуре. Слушатели познакомились с определением выбора, осознали его важность и колоссальное влияние на психологию личности, а также постарались найти ответ на самый животрепещущий вопрос: «Как же его правильно сделать?»

©https://pixabay.com/ru

А как выбираем мы?

Встреча началось с неожиданного. Преподаватель пригласил аудиторию поучаствовать в социальном эксперименте - выбрать одну из лежавших на столе книг и рассказать о причинах своего выбора. Функция такого интерактива заключалась в том, чтобы вместе разобраться в мотивах и принципах, по которым мы делаем выбор. Так, наиболее часто мы отдаём предпочтение чему-то интересному, дающему знание, связанному с воспоминаниями, основанному на прошлом опыте. Не остаётся в тени и то, что нам близко по духу, полезно и применимо в жизни. Некоторые выбрали первую попавшуюся книгу, и этот вариант, как сказал Константин, тоже, увы, очень распространён. Мы выбираем постоянно, каждый час и уже не задумываемся об этом. Выбор становится привычкой, что в принципе нас не особо волнует, когда мы о нём думаем. Согласитесь, мы же не беспокоимся, когда выбираем хлеб или мандарины на прилавке, ищем, что надеть или какой парфюм нанести. Однако, когда речь идёт об ощутимом, действительно важном выборе, всё совершенно иначе.

Выбор места работы, страны для жизни, чего-то одного из каких-либо одинаково серьёзных двух почти всегда страшит человека, заставляет его переживать. Ведь решение будет судьбоносным. Как часто нам всем знаком страх ошибки, страх фатального неправильного решения, страх того, что наша судьба необратимо изменится и не в лучшую для нас сторону! Оказывается, чтобы не страдать от подобных мыслей и принимать решения в разы спокойнее, нужно, прежде всего, как мантру помнить, что первоначальное во всём - осознанность, самоопределение, ответ на вопрос «кто я?».

Пазлы нашей сущности

В этой связи на практикуме мы рассмотрели две модели сущности человека: в представлении древних греков и римлян и в понимании индусов и древних египтян. Так, первые подразумевали под человеком три составляющие: тело, психологию и разум. В понимании народов Древнего Египта и Индии таких составляющих было семь: тело, энергия, чувства, мысли, понимание, интуиция и воля. Лектор сказал, что наиболее правильное решение принимается всегда исходя из трёх высших уровней: понимания, интуиции и воли. Но научиться с ними работать далеко не просто. Он показал это на одном простом вопросе к участникам, попросив описать себя. Все начали называть чем они занимаются, свой пол и прочее, так и не сумев ответить за рамками этих категорий. Мы не знаем, кто мы. И в этом главная проблема. Поскольку мы способны менять свой выбор в зависимости от того, кем нас видят другие, какая характеристика в нас преобладает на момент принятия решения, в то время как истинное «я» задвигается на второй план. 

Как связаны между собой песок, камни и наши цели

Были интересны и примеры, на которых доступно объяснялись, зачастую, сложные вещи. Например, мысль о грамотном соотношении важного и не столь важного в нашей жизни, ведь один из самых трудных выборов - расстановка приоритетов. Неправильное решение часто ведёт к прокрастинации, нереализованным целям. Константин предложил обратить внимание на вазу, наполненную песком, и камушки разных размеров около неё. Наша цель - заполнить вазу ими, чтобы ничего не вывалилось. Это возможно только в том случае, если сначала мы положим в сосуд крупные камни, затем те, что поменьше, и засыплем песком, который заполнит все-все пустые пространства. Большие камни означают наши глобальные цели, мечты, которые мы осуществляем в течение долгого времени, галька или мелкие камни - незначительные события (встречи, походы в кино, свидания, путешествия), а песок - быт, рутина. Таким образом, надо хотя бы немного каждый день что-то делать для своей большой цели, дабы она не была стёрта повседневными заботами и непременно была реализована. 

В конце практикума мы вместе с лектором обозначили то, что обычно помогает при сложном выборе. Это личный опыт, основанный на ценностях, наших убеждениях; те, кто разделяют наши стремления, понимают нас; те, кому мы можем доверять. Прежде всего, это наши наставники, учителя, мастера - те, у кого мы готовы учиться. 

Следует помнить, что, если выбор сложный, главное - его сделать. И твёрдо понимать, что сейчас выбираем мы и никто и ничто, кроме нас, что за будущее, за собственное счастье в ответе только мы. И ещё помнить, что нет ничего невозможного.

03.05.2021
"Хочется чистого мирного неба над головой!"
Анастасия Гундорова - о подвигах тыловиков и семейных реликвиях
05.05.2021
"Пока жива память о Победе..."
Алёна Ермакова - о судьбе простого красноармейца и «Бессмертном полку»
10.05.2021
Порвал бронь: "Хочу служить"
Ярослава Плаксина - о трудной судьбе женщин во время войны и прадедушке, моряке и журналисте
06.05.2021
"В нашей семье - три Героя Великой Отечественной войны"
Сёстры Мария и Дарья Копыловы - о нелегкой судьбе повара на войне