Университет на дому

Предыдущая статья Следующая статья

О временном переходе на дистанционный формат обучения рассказал корреспондент «Журналиста Online»

В марте высшие учебные заведения России временно перешли на дистанционное взаимодействие со студентами, чтобы уменьшить возможность распространения в обществе нового коронавируса.

Перевод учебного процесса на «дистанционку» снизил риски заражения новым вирусом. Ведь главное преимущество учёбы «на дому» – в её безопасности. Каждый сидит в своей комнате, не ездит на общественном транспорте, не проводит целый день среди сотен других людей, следовательно, возможность заразиться минимальна.

Есть и другие плюсы дистанционного формата обучения - весьма приятные уставшему от ранних подъёмов, голодному и сонливому студенту. Что теперь нужно сделать, чтобы успеть на первую пару? Только встать и включить ноутбук. Лекции выкладываются в виде аудио- или видеозаписей на сайте электронных образовательных ресурсов МГУ, семинары проводятся в Skype или Zoom, задания и ответы на вопросы отправляются преподавателям по почте. Даже практикум можно провести в режиме online.

Студенты, приехавшие в Москву на учебу, на время могут вернуться домой, проводить время с родителями, которых обычно видят только на каникулах. Отсутствие привычного расписания позволяет заниматься в то время суток, когда студент наиболее работоспособен. При дистанционном обучении студент более самостоятелен в формировании своего графика: у него есть дедлайны, которые нельзя нарушать, и несколько онлайн-семинаров в день.

Однако есть и сложность учёбы вне стен факультета. Во-первых, необходимо обладать должной самодисциплиной. Во-вторых, объём заданий на «дистанционке» иной раз напоминает гору, подняться на которую в установленные сроки довольно затруднительно. А постоянное нахождение за компьютером (во время семинаров, лекций, выполнения домашних заданий) ведёт к ухудшению зрения и усталости глаз.

©Вероника Еременко / Журналист Online

"Журналист Online" решил поговорить с преподавателями и студентами факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова и узнать их мнение о дистанционном формате обучения.

Камилла, 1 курс:​ «По большей части мне нравится дистанционное обучение. Даже в отрыве от ситуации с коронавирусом мне вполне удобно работать в таком формате. Если конкретно о плюсах и минусах, то плюсы такие: лекции стало удобнее конспектировать, потому что можно остановить видео и всё записать, всегда есть возможность пересмотреть/переслушать; может, мне показалось, но мы стали больше общаться друг с другом; «дистанционка» расширила возможности обучения, потому что показала спектр взаимодействия студентов и преподавателей в разных форматах, которые можно будет использовать после окончания самоизоляции. Однако есть и минусы: для некоторых это большой стресс, сложнее организовать работу в незнакомом формате, из-за этого много путаницы; не все имеют доступ к технике/сети для удобного взаимодействия».

©Вероника Еременко / Журналист Online

Егор, 1 курс: «Дистанционное обучение – это очень крутая «машина» в целом. На нас свалилось намного больше нагрузки, чем раньше: теперь нужно реально изучить тему, чтобы выполнить задание по лекции. Дистанционную систему сложно ввести моментально, её тоже нужно «обкатать», чтобы поймать оптимальный уровень нагрузки на студентов. Для дистанционной системы остро не хватает единого портала, через который можно будет получать задания, куда мы будем присылать их, который будет показывать контроль успеваемости. Через переписки это очень неудобно делать».

©Мария Крашенинникова / Журналист Online

Гелия Сергеевна Филаткина, к. ф. н., старший преподаватель: «На мой взгляд, в дистанционном обучении можно найти как сильные, так и слабые стороны. Безусловно, все преподаватели предпочитают общаться со студентами, приходя к ним в аудиторию, видя их горящие глаза, отвечая на их вопросы, ощущая эту взаимную энергетику. В онлайн-режиме сложно представить риторический семинар, на котором студенты, облаченные в костюмы античных риторов с лавровыми венками на головах, упражняются в чтении античных речей!  Но времена, как говорится, не выбирают. И когда преподаватель оказывается перед необходимостью проводить занятия в формате онлайн, он вынужден создать для студентов максимально комфортные условия, не уступающие по своей эффективности с очными парами. Труднее в этом плане, конечно, проводить семинары, нежели лекции. Но и здесь можно найти свои плюсы. На онлайн-семинарах не может не радовать полная или почти полная посещаемость. Современные технологии позволяют подготовить презентацию, аудио- или видеофайлы для совместной работы со студентами в режиме онлайн, разбить их на группы для выполнения заданий в небольших коллективах, чтобы сделать занятие более интерактивным. Очень важно, чтобы это обучение в итоге приносило пользу, оказывалось эффективным, психологически не вызывало неприятия. Поэтому преподавателю отводится важная роль: объясняя свой предмет, он в том числе выступает в роли медиатора, который «примиряет» своих студентов с непривычным для них дистанционным форматом обучения и общения, стараясь сделать его максимально продуктивным».

26.07.2021
«Любые изменения в поведении питомца — повод задуматься»
Зоопсихолог Вера Кострамичева — о профессии, расстройствах домашних животных и ошибках хозяев
07.05.2023
Поисковый труд
О поисках бойцов 8-й дивизии народного ополчения Москвы отрядом "Вымпел-поиск МГУ"
12.07.2022
Переделкинские комнаты
Выставка «Условия материальной независимости»  в старом корпусе Дома творчества Переделкино
21.06.2022
В Москве установили памятную доску лингвисту Людмиле Вербицкой
Доска выполнена скульптором, народным художником России Салаватом Щербаковым