1 ноября в Театре МОСТ состоялась премьера спектакля «Пиросмани. Праздник одиночества» режиссера Георгия Долмазяна. Художником-сценографом в постановке стала нейросеть Яндекса «Шедеврум». Спектакль приурочен к 100-летию автора пьесы Вадима Коростылева и 50-летию выхода этого текста.
Особенность спектакля - художественное пространство, полностью оформленное с помощью искусственного интеллекта. «Как меняются сцены, как выглядит вернисаж, все декорационные смены - вся сценография придумана Шедеврумом», - рассказал режиссёр Георгий Долмазян. Также нейросетью были сгенерированы образы критиков, костюмы героев и сцена с девушкой, «которую не рисовал Пиросмани».
«Искусственный интеллект - как скульптор», - поделился своим мнением Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса, - «между текстом и изображением существует семантическая близость. Человек начинает создавать изображение с засоренной шумом фразы и получает зашумленную картинку. С каждым новым запросом нейросеть очищает шум».
Нико Пиросмани - грузинский художник, писавший свои картины в направлении примитивизма и навивного искусства - искусства художников-самоучек, в котором отсутствуют все формальные принципы живописи. Свои картины Нико писал на черных клеенках, оставляя некоторые их части не закрашенными, что создавало неповторимый цветовой эффект.
Сам художник жил в крайней нищете, зарабатывал, рисуя вывески для кафе и питейных заведений. Из-за такого образа жизни многие факты о Пиросмани не подверждены документально, а его судьба овеяна легендами.
«Нужно было входить в историю человека, о котором очень мало информации. Но человека выдают его дела, а дела Пиросмани — это картины. Человек, который пишет такой примитивизм, человек, который видит мир таким смешным, не может быть похожим на других», - поделился режиссер Георгий Долмазян.
В пьесе происходит столкновение двух миров: мира примитивизма Пиросмани и мира реального. Это столкновение является двигателем повествования, однако сам спектакль бессюжетен. Главными героями пьесы являются два Нико Пиросмани (старый и молодой), а также безымянный писатель, являющийся единственными понимающим собеседником для художника, что роднит персонажа с хором в античной драме.
Мир Пиросмани представлен его картинами, которые реальны и нереальны одновременно: они живут вместе с художником, однако транслируют идеи, нелегитимные для видения Пиросмани и являются своего рода критиками. Грим на актерах, играющих полотна, отсылает зрителя не только к «клеенкам» Нико, но и к традиции мимов: ожившие картины как будто подражают реальным, но не являются ими в полной степени.
Сама критика художника является лейтмотивом спектакля. Каждая реплика Пиросмани встречает резкое сопротивление реальности, которую герой воспринимает по-романтически наивно. «Если бы еда умела рисовать, то я был бы старым вином!», - декламирует Нико. Такой взгляд контрастирует с самими категориями искусства: герой не согласен с определением натюрморта, что в переводе означает «мертвая природа» - для него она всегда живая.
Почему же картины Пиросмани подверглись такой жестокой критике? На этот вопрос попытался ответить безымянный писатель: «Праздный человек думает об укусе пчелы, а не о ее меде. Пчелу лучше убить, чтобы праздному человеку не стало на мгновение больно».