8 июля в честь Дня семьи, любви и верности в Государственном историческом музее состоялась экскурсия, посвящённая русским дворянкам первой половины XIX столетия. Татьяна Петрова - старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Исторического музея – рассказала про повседневную рутину девушки из высшего общества и про идеальный образ женщины, сложившийся в дворянской среде.
Экскурсия началась со второго этажа Исторического музея, где представлены наряды дворянок XVIII и XIX веков. Ярким экспонатом является белое платье с массивными рукавами-буфами. Рукава платья были сделаны таким образом, чтобы девушкам из высшего общества было сложно заниматься тяжёлым физическим трудом, поскольку дворянский статус не предполагал такой работы. Однако отсутствие у дворянки какого-либо занятия порицалось обществом: безделье ведет к праздности, а это противоречило христианской морали. Так одним из распространенных занятий дворянок являлось рукоделие. В экспозиции был представлен столик для рукоделия, который состоит из центрального блока и трёх съемных крыльев.
Что касается бальных костюмов, то мужские фраки делались по европейским образцам, женские - в античном стиле. Платья дворянок шились из тонкой ткани, что создавало воздушный эффект и подчеркивало их женственность. Однако в таких нарядах, особенно в условиях непогоды, девушкам было очень холодно, что являлось причиной частых простуд. Единственное, что могло защитить дворянок от холода, - это шаль - один из самых дорогих элементов костюма. Создание узора на шали было трудоемким процессом. Татьяна Петрова отметила, что прядильщицы «теряли зрение», создавая эти узоры.
Ещё одним ярким предметом экспозиции являлся столик с дамскими атрибутами. На нём лежали различные драгоценные украшения, зеркало, флакон с духами, гребень и карне. Карне была важной принадлежностью дворянских балов в XIX веке, она представляла собой табличку из слоновой кости, куда девушки записывали имена кавалеров и номер танца. Дурным тоном являлась публичная демонстрация карне. Татьяна Петрова отметила, что это воспринималось как хвастовство и являлось запретом в этикете того времени.
Далее был представлен стенд с детской комнатой дворянской семьи. Здесь находится кровать в античном стиле, детский наряд, который был сделан из лоскутов старой родительской одежды. В экспозиции было представлено небольшое количество детских игрушек. Татьяна Петрова подчеркнула, что в то время дети воспринимались, как "маленькие взрослые", и родители не придавали большого значения игровому процессу в воспитании ребёнка.
Завершилась экскурсия рассказом о жёнах декабристов. Идеалы дворянской девушки ярче всего воплощались именно в них. Например, Полина Гёбль, французская модистка, отказавшись от независимости и родины, поехала к мужу, Ивану Анненкову, в Сибирь. Мария Волконская, жена декабриста Сергея Волконского, в своих мемуарах, говоря о Полине Гёбль, описала идеальный образ дворянской женщины. По мнению Волконской, Гёбль "осталась преданной женой и нежной материю: она работала с утра до вечера, сохраняя при этом изящество в одежде".