Япония по-русски

Предыдущая статья Следующая статья

Общий взгляд европейцев на культуру Востока иронично представила Ольга Флоренская

В Totibadze Gallery на территории центра современного искусства «Винзавод» открылась выставка современной художницы Ольги Флоренской «Джапонерия Шинуаз».

Ее посетили репортер Анастасия Репина и фотограф Анастасия Алёшина.

©Анастасия Алешина

Выставка Ольги Флоренской «Джапонерия шинуаз» − это своеобразное высказывание о том, как европейцы заблуждаются по поводу восточной культуры. Они воспринимают Японию и Китай слишком стереотипно. Показанные работы предлагают посмотреть на эти страны глазами неосведомленного российского человека.

Сама Флоренская признается, что равнодушна к дальневосточному искусству, не является поклонницей Хокусая и Ци Бай Ши. Ее привлекают именно наивные попытки русских трактовать сложную восточную культуру.

Не слишком серьезно

Название «Джапонерия шинуаз» выбрано не просто так. Художница рассказала, что исписала целый лист бумаги, пока пыталась найти подходящее сочетание. Оно должно было получиться игривым, без намека на серьезность. На помощь пришло воспоминание о картине Сергея Сигея «Китайское сердце», которую Флоренская увидела на одной из нонконформистских вывесок много лет назад. «На белом фоне горело невыразимо малиновое сердце и черная надпись "ченизерия серцуаз", сделанная умопомрачительным корявым шрифтом, − рассказывает Флоренская. – Название «Джапонерия шинуаз» – это оммаж той давней истории».  

Наряд художницы на открытии выставки перекликался с темой: красный жакет с бежевыми цветами выглядел так, будто пытался походить на европейскую версию хаори (японская традиционная накидка прямого кроя, без пуговиц – прим. автора).

©Анастасия Алешина

Что вы увидите на выставке?

Что приходит на ум при упоминании Японии или Китая? Любой ответ, который вы дадите, скорее всего, уже обыгран в работах Ольги.

Вспомнили о древних воинах самураях? На одной из картин почти карикатурно изображены четверо мужчин, над головами которых надпись «зеленый чай «Четыре самурая»». Это самое точное замечание Флоренской по поводу общего представления европейцев о Востоке (не зря именно эту работу сделали главной для пресс-релиза).

Такое название и дизайн мог бы подхватить предприниматель для продажи зеленого чая в России. Достаточно шрифта, отдаленно напоминающего восточную каллиграфию, нескольких символов хираганы (японская слоговая азбука) или иероглифов, изображения какой-нибудь «визитной карточки» Востока − и нам уже кажется, что веет Японией. 

Слышали, что в Японии пьют сакэ? На картине на железном противне изображена бутылка. На ней этикетка в духе японских гравюр. И подпись «настоящ. сакэ», чтобы никто не сомневался в качестве. Напиток на картине изготовлен воображаемой фирмой «Принц Гэндзи». В действительности такое название могли придумать только европейцы, чтобы подчеркнуть традиционность продукта. И мало у кого из русских посетителей появятся ассоциации с «Повестью о блистательном принце Гэнзди», романе-моногатари (классическая японская проза, расширенное повествование, сравнимое с эпопеей), написанном в эпоху Хэйан. Для придания «восточности» хватит нескольких японских слов.

Знаете, что в Китае до XX века существовало «бинтование ног»? Девочкам из аристократических семей с детства привязывали пальцы ног к стопе. На выставке появилась работа «Китайские ножки», на которой изображены восемь деформированных женских ступней в цветастых туфлях.

Еще можно найти картины с суши, креветками, порохом, кимоно и фарфором. В общем, всем, что у нас может ассоциироваться с Востоком.

©Анастасия Алешина

Кухонная утварь в искусстве

Основами для картин стали подносы, противни, кухонные дощечки и другие нестандартные «холсты». Особенно впечатляюще выглядит работа «Матросский клуб «Японское море»», которая написана на проржавевшей круглой крышке от железной бочки. Ржавчина пробивается сквозь краску, и «веснушки» создают ощущение пенящихся волн.

Такой выбор материалов Ольга Флоренская объясняет своей старой любовью к вывескам. Много лет назад в Тбилиси она начала коллекционировать «бытовые надписи», которые находила на прилавках магазинов. Что-то Флоренская выкупала, что-то обменивала на новые, сделанные самостоятельно. Потом начала рисовать вывески для себя.

Проект с названием «ВЫВЕСКИ» уже был в послужном списке художницы, а «Джапонерия шинуаз» − тематическое развитие этого направления как специфического стиля художницы.     

«Я очень люблю рисовать по ржавому железу, потому что краска впитывается в металл, − рассказывает Флоренская. − Это совершенно фантастическое наслаждение».

Материалы для работы можно найти повсюду. На свалке или блошином рынке. А можно выловить из океана.

© Анастасия Алешина
© Анастасия Алешина
© Анастасия Алешина
© Анастасия Алешина
© Анастасия Алешина

Надписи и шрифты

«Бытовые надписи» с заборов и объявлений художница собирает с 1980-ых и даже написала об этом книгу «Психология бытового шрифта». Из-за этого увлечения у Ольги сформировался свой оригинальный шрифт, который постоянно используется в ее работах. 

Ольга Флоренская живет и работает в Тбилиси и Санкт-Петербурге, иногда приезжает с выставками в Москву. В Totibadze Gallery ее произведения появляются уже более 5 лет, иногда работы участвуют в аукционах VLADEY, который также находится на территории «Винзавода».

Выставка продлится до 8 августа.

23.02.2022
ГЭС-2: от промышленности к искусству
Чем привлекает гостей новый дом культуры в центре Москвы
25.10.2021
Как не загубить карьеру художника?
Идеями по продвижению искусства поделилась креативный диджитал-маркетолог Анна Тимофеева на фестивале ARTLIFE
05.07.2020
Чирлидинг - красивая поддержка
София Ловцова рассказала «Журналисту Online» о тонкостях чирлидинга и своём пути к званию кандидат в мастера спорта
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать