Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ, кандидат социологических наук Степан Львов рассказал о современных социологических методах работы и дал прогноз развития социологии как науки. Его лекция «Социология в эпоху digital: современные интернет-исследования» прошла в рамках Фестиваля NAUKA 0+.
Общество непрерывно движется на пути прогресса. У людей меняется мировоззрение, предпочтения, привычки. Все это приводит к изменениям задач для социологов. Для того, чтобы результаты были верными и актуальными, специалисты разрабатывают новые методы и технологии проведения исследований. Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов отметил, что понимание методологии очень важно для существования такой науки, как социология, в современном мире.
Сегодня наша жизнь четко делится на online и offline. Для изучения каждого из этих миров существуют свои способы. Например, в понимании online-пространства помогут online-опросы, online-форумы, цифровые следы. Для offline-пространства – обычные опросы, фокус-группы, глубинные интервью.
На данный момент 64% всех жителей планеты активно пользуется интернетом. Этот показатель выше всего у молодежи – 97% по всему миру.
Недавнее социологическое исследование показало, что Россия является лидером по использованию online-услуг. В их число входят интернет-платежи, оплата штрафов, запись в больницы, школы и детские сады, шоппинг.
Система «цифровых решений», которые принимает государство, а затем осуществляют разработчики приложений и сервисов, делает жизнь людей проще. Лектор обратил внимание слушателей на то, что происходящее в мире подтверждает закон Мура: производительность процессоров удваивается каждые 24 месяца. Так, в ближайшем будущем технический прогресс достигнет такой стадии развития, при которой человек будет не в состоянии его понять. Прогнозируется, что это произойдёт к 2045 году. Однако уже сейчас компьютеры производят сложнейшие и неподвластные интеллекту человека вычислительные операции.
Цель панельных социологических исследований – анализ динамики событий. Проводится несколько опросов с одними и теми же респондентами. Основные параметры, по которым их выбирают: возраст, профессия, уровень образования. Например, молодые рабочие в 2019 году и молодые рабочие в 2024 году. Этот метод имеет явные плюсы: подробная информация о каждом участнике, скорость проведения исследования – и минусы: далеко не все люди согласны участвовать в опросе, не все отвечают на вопросы продуманно, часто респонденты не сохраняют интерес к исследованию до конца, хотя в финале таких опросов предусмотрено вознаграждение для участников.
Лектор заметил, что ни в коем случае нельзя опрашивать человека, который сам об этом просит, потому что, скорее всего, его мнение будет предвзятым. Важным вопросом для социологов является не то, ЧТО говорит человек, а то, КАК он дошёл до такого ответа, какие жизненные обстоятельства побудили его занять именно такую позицию.
Наука непрерывно развивается, поэтому социологии требуются новые методы проведения исследований. Упор стоит делать на качественные, а не на количественные опросы.
В последнее время популярность приобрели online-опросы. Например, видео-чаты со строгим ограничением (4 – 5 участников) или текстовые чаты (6 – 8, не более 12 участников). Задача этих форм опроса – быстрый сбор данных с элементами групповой динамики, если тема требует обсуждения, аргументации и анализа взаимовлияния участников.
По прогнозу лектора, социологию ожидает появление новых методов мониторинга, а ее задачей станет прогнозирование на основании координированных данных.