4 июля в итальянском дворике Пушкинского музея прошла лекция-дискуссия «Искусство и печать: о журнальной культуре рубежа XIX-XX веков», приуроченная к выставке «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством».
«Само время не даёт нам превратить эту лекцию в дискуссию», — говорит Алексей Савинов — старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина — чем вызывает смех не только у аудитории, но и у своих коллег.
Разговор об иллюстрированных журналах действительно затянулся вплоть до закрытия музея. В начале лекции доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ Елена Клюшина рассказала об особенностях французской прессы конца XIX-начала XX века и уделила особое внимание Парижу, который тогда был местом концентрации иллюстрированных журналов. «На Монмартре находились знаменитые арт-кабаре, и каждое из этих арт-кабаре старалось издавать свой журнал», — рассказала Клюшина.
Если во Франции того времени иллюстрированные журналы стали местом самовыражения для многих художников и студентов художественных академий, то в Америке конца XIX века, по словам Ирины Никифоровой — ведущего научного сотрудника отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ имени А.С. Пушкина — пресса была направлена на определение национального самосознания.
Про уникальность сказал и Алексей Савинов, правда, уже в контексте российской журнальной культуры. В своём выступлении Савинов представил широкий спектр иллюстрированных изданий конца XIX-начала XX веков: от широко тиражируемого журнала «Нива» до доступного единицам «Золотого руна».
«Вот любят говорить, что Россия всё копировала у Запада. Это не так. В Европе никому не приходило в голову делать то, что делали в иллюстрированной прессе в России», — полушутя подытожил Савинов свой рассказ о «Золотом руне», для украшения которого использовалось настоящее золото.
Посетить выставку «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством» можно до 24 сентября 2023 года.