20 февраля вышел в прокат первый фильм документального проекта Леонида Парфенова «Русские грузины». Работа посвящена известным грузинам, вошедшим в ход нашей истории: Петру Багратиону, Нино Чавчавадзе, Иосифу Сталину, Нико Пиросмани, Джорджу Баланчину, Мэри Эристовой-Шервашидзе и другим.
Фильм «Русские грузины» доступно рассказывает о взаимоотношениях двух великих народов, об их влиянии на историю, обычаи, судьбы друг друга. Неслучайно действие фильма начинается в Москве, на улочках грузинского квартала. Именно в этой атмосфере, эстетике начинается повествование о связи этих двух миров.
В начале фильма говорится о «судьбоносном» Георгиевском трактате, послужившем отправной точкой единения Грузии и России. Героями этого времени становятся князь Пётр Багратион, мужественно воевавший за Российскую Империю в ходе войны с Наполеоном и павший в сражении за Родину, а также гении русской литературы - Пушкин и Лермонтов, воспевшие благодатный грузинский край в своих произведениях. Особое внимание уделяется трогательной истории любви Александра Грибоедова и грузинской княжны Нино Чавчавадзе, вышедшей замуж за него в возрасте 15 лет. После трагической гибели великого писателя в Тегеране вскоре после свадьбы, Нино не смогла снять траур по супругу и продолжала хранить верность до самой смерти. За чувство, ставшее легендарным, её называли «чёрной розой Тифлиса».
Далее события переносятся в начало XX века, и мы узнаём историю выдающегося художника-наивиста Нико Пиросмани. Его необычная и даже причудливая манера рисования полюбилась публике, а его произведения до сих пор признаются шедеврами мирового уровня. А ещё все мы помним удивительную легенду о безответной любви художника к актрисе Маргарите де Севр. Именно к её окнам в городе Сигнахи (который теперь по праву называется «городом любви») подъезжали арбы, переполненные экзотическими цветами: лилиями, сиренью, розами, орхидеями, маками, что было воспето Аллой Пугачёвой в песне «Миллион алых роз». По легенде, Пиросмани действительно продал всё, что у него было, ради взаимности французской актрисы.
С Францией связана и ещё одна интересная личность, показанная в фильме, княжна Мэри Эристова-Шервашидзе, фрейлина последней русской императрицы Александры Фёдоровны Романовой. После вынужденного отказа от своего положения и срочной эмиграции в Париж Мэри стала лицом модного дома Chanel, первой моделью из Российской Империи за рубежом.
Не менее примечательна история и Джорджа Баланчина (Георгия Мелитоновича Баланчивадзе), хореографа грузинского происхождения, долгое время работавшего в Русском балете Дягилева в Париже, а затем переехавшего в США. Казалось бы, что в этом такого выдающегося? Баланчин - не просто хореограф, он считается отцом американского балета и основателем неоклассического танца.
В финальной части фильма, где речь шла об Иосифе Сталине и Серго Орджоникидзе, Леониду Парфёнову удалось отобразить и ужас репрессий, и величие индустриализации, и страсть общества к изменениям, и смелые амбиции того времени.
На кульминационном историческом моменте - преддверии Великой Отечественной войны - первая часть фильма заканчивается, будто побуждая зрителя интересоваться тем, что же будет дальше.