Праздник абсурда на сцене Мастерской Петра Фоменко

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент "Журналиста Online" побывал на премьере спектакля "Седьмой подвиг Геракла"

Текст: Даниил Чистяков

30 Января в «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Седьмой подвиг Геракла», поставленного художественным руководителем театра Евгением Каменьковичем. В основу спектакля легла пьеса советского писателя плеяды шестидесятников Михаила Рощина. Это не первое обращение режиссёра к творчеству драматурга. Например, «Роковая ошибка» в Московском академическом театре сатиры.

©Фото "Мастерской Петра Фоменко"

Пьеса «Седьмой подвиг Геракла» была написана в 1963 году, но не приобрела популярность из-за постоянных запретов, связанных с чрезмерной остротой сатиры. 

Действие разворачивается на территории Элиды. К власти пришёл царь Авгий в исполнении Алексея Колубкова. Терпеть здешнюю особенность, возникающую из Авгиевых конюшен, стало просто невыносимо, но население Элиды уверяет, что в воздухе веет сандалом и розами. Главной героиней стала богиня лжи и обмана Ата в воплощении Марии Большовой. Народ будто слился с ней воедино, поэтому остроумная ложь всегда превосходит бестолковую правду. Тем временем Геракл Никиты Тюнина спит так глубоко, что ему уже посвятили статую, но однажды он пробудится, чтобы очистить Авгиевы конюшни. Однако их владелец против кардинальных перемен, предлагаемых сыном Зевса. Ведь ни одному управляющему лицу не приятно попасть впросак перед народом, узнавшим правду о возникновении запаха в Элиде (навоз не убирали сотню лет).

©Фото "Мастерской Петра Фоменко"

Художественное оформление постановки в стиле модерн является полноправным участником спектакля, а потому дышит и живёт вместе с персонажами. Во главе торжества лжи возвышается узорчатая белая ограда из переплетающихся прутьев, сквозь которые часто пробираются главные герои. Белые балясины превращаются в копья, а аккуратно расставленные надувные быки разных цветов становятся непреодолимым препятствием не только для простых людей, но и для детей Олимпа.

Художник по костюмам Мария Боровская смешала древнегреческие и современные образы. Здесь можно встретить и Геракла в белоснежном ватнике, и Тезея с повязанным на шее пуловером, а также богиню лжи на пружинящих ходулях.  Гардероб всех персонажей символически окрашен в строго определённый цвет. Белые наряды героев Олимпа аллегорично напоминают об их непорочности. Люди же со всеми пороками облачены в серые одеяния или кольчуги, а вместо имени на груди изображён лишь номер. Только богиня Ата предстаёт перед зрителем в чёрном платье как воплощение наших слабостей.

Синтез музыкальных звуков и освещения приводит к полному диссонансу происходящего, всё более погружая в торжество театра, абсурда и притворства. Ослепительные лучи прожекторов будто пытаются одурачить сына Зевса и закрыть глаза на откровенную ложь богини. Единственной защитой становятся простые, но не менее полезные элегантные солнцезащитные очки.  

В спектакле задействованы ведущие актёры мастерской, а также большая часть молодёжи театра. Артистам удалось создать правдоподобные и живые образы. Задор и безудержная энергия подкупают с первых минут, но при всём таланте и страсти юных «фоменок», «Актёрского подвига» не свершилось. Вместе с тем невольно после просмотра вспоминаешь неповторимый шарм Амбарцума Кабаняна в роли Тезея, погрязшего в любовных интригах. Щуплый, очкастый, но не менее упрямый Нестор (Петр Алексеенко) врезается в память с первого появления на сцене. Также стоит отметить тщеславного и немногословного Авгия Алексея Колубкова, постоянно развлекающегося на сцене разнообразными играми. В роли богини Аты Мария Большова смотрится очень органично. При просмотре спектакля вызывает весь спектр эмоций от любви до ненависти. Иван Вакуленко в качестве Периклемена умён, хитёр и постоянно одержим коварными планами. Никита Тюнин сыграл рассеянного Геракла, постоянно путающего слова между собой после долгого сна.  Однако сын Зевса сумел сохранить свою решительность и бесстрашие.

©Фото "Мастерской Петра Фоменко"

«Подвиг» пропитан мыслями о свободе. Появляются молодые люди, жаждущие очистить конюшни, противостоящие циничным лжецам, которые предпочитает не выносить правду на всеобщее обозрение и просто лишать её народа, дабы остаться при власти. При всей остроте, актуальности и новом прочтении комедии Рощина, сложно утверждать необходимость поднятых тем именно на сцене Мастерской, в стенах которой представлены такие спектакли, как «Одна абсолютно счастливая деревня», «Три сестры». Нужно лишь время, чтобы отличающийся тонкостью и лёгким дыханием театр нашёл тот самый путь после гения Фоменко. В финале комедии потоки рек Алфея и Пенея очищают хлев, избавив Элиду от страшного запаха. Но самое сложное ещё впереди, ведь богиня лжи не исчезла безвозвратно, и, чтобы не превратиться в тех, кого сами презирали, предстоит большая работа.

24.05.2023
«Белые воротнички» – газета, а «голубые воротнички» — смартфон»
Журналист Online поговорил с Русланом Новиковым – генеральным директором ИД «Аргументы и Факты»
04.03.2024
Музыкальный вечер в МГУ
Танцевальному коллективу "Силуэт" исполнилось 10 лет
20.08.2023
Нужно ли сохранять языки?
Директор института языкознания РАН Андрей Кибрик рассказал о ценности и индивидуальности языков
22.06.2023
Угрозы и возможности социальных сетей
На ВДНХ прошла очередная лекция из цикла "Медиапонедельников"