Родченко на Острове

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент «Журналиста Online» узнал, что интересного в советских чёрно-белых фотографиях для современного москвича

В центре фотографии имени братьев Люмьер, расположившемся на острове в центре столицы, проходит выставка работ одного из самых известных советских фотографов Александра Родченко. Фонд Still Art предоставил около 60 знаковых произведений фотохудожника, дающих представление о самом успешном этапе его творчества – 20-30-х гг. прошлого века. Фотографам Родченко известен своим новаторством и смелыми экспериментами. Обычный же человек в первую очередь может знать снятые им портреты Владимира Маяковского, Лили Брик.

©Вероника Еременко / Журналист Online

Александр Родченко с детства был окружён искусством, увлекался живописью и символизмом. Но после встречи с художниками Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем перешёл раз и навсегда на сторону авангарда, под флагом которого и расцвёл его талант. Экспериментируя с цветом, фактурой и инструментами на холсте, Родченко вскоре обратился и к фотомонтажу: геометрические линии, яркие цвета, небанальные склейки и смысловая наполненность формы тут же сделали его востребованным в советской России 20-х гг. Создание рекламных конструктивистских плакатов свело Родченко с поэтом Владимиром Маяковским, который придумывал к ним подписи. Только тогда он попробовал себя в фотографии, в которую перенёс принципы конструктивизма и собственный опыт создания коллажей.

Я являюсь искателем новых путей в фотографии.
Александр Родченко

Все работы Родченко, представленные на выставке, можно разделить на две группы. Первая – портреты друзей фотографа – художников, писателей, режиссёров. Вторая группа – эксперименты со светом и тенью, фоторепортажи со спортивных событий, городская жизнь. По этим фотографиям легко определить любимые творческие приёмы автора, в 21 веке не кажущиеся чем-то революционным, но бывшие смелым, даже вызывающим новаторством сто лет назад. Их можно выразить двумя словами: ракурсы и диагонали.

Родченко писал: «Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать». Поэтому автор смотрит с балконов на московские улицы, через объектив прослеживает путь лестницы в небо, ложится на землю и даже под копыта лошадей. Необычный взгляд на мир сочетался у Родченко с любовью к линии, которая пересекает его фотографии в виде то параллельных ступеней храма Христа Спасителя, то трамвайных путей, то домов и человеческих теней на тротуаре. И в каждом наклоне и диагонали чувствуется движение, направленность вперёд, устремлённость – формальный и внутренний принцип конструктивизма.

©Вероника Еременко / Журналист Online

Больше всего посетителей, однако, останавливается у работ в первом зале: там висят портреты знакомых Родченко, членов «Левого фронта искусств». При входе каждый сталкивается с пристальным взглядом сурового Маяковского. Вспоминаются строки: «А самое страшное видели — лицо мое, когда я абсолютно спокоен?» Теперь видели. Слева от поэта что-то кричит Лиля Брик, приложив руку к лицу, а ещё левее ­– её муж Осип, одна линза в очках которого заменена буквами «ЛЕФ». В каждом портрете чувствуется характер героя, его творческая направленность и богатый внутренний мир. Минимализм Родченко – это результат концентрации мысли и понятий.

Александр Родченко умер в 1956 году, немного не дожив до своей первой выставки, организованной его женой. Символично, что сокуратором выставки в галерее Люмьер и ведущим специалистом творчества фотографа является его внук Александр Лаврентьев.  Родченко писал в 1934 году: «Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли... Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба)... Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня». Его мечта сбылась.

04.02.2020
Журналистика под градом пуль
Лекторы журфака МГУ рассказали о роли журналистики во время Великой Отечественной войны
06.07.2020
И… меня утвердили на роль!
Корреспондент «Журналиста Online» поговорила с молодой киноактрисой Валентиной Ляпиной
07.06.2018
«Не надо бояться быть инициативным»
Основатель паблика «Театры для МГУ» Влад Педанов о своем проекте
09.01.2018
Хюгге и лагом:
философия жизни по-скандинавски