Спутник надежды российской фантастики

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент "Журналиста Online" посмотрел новый российский фильм "Спутник"

В период самоизоляции зрители перешли на просмотр кино в онлайн-формате, отчего масштабная научно-фантастическая картина о жизни внеземного происхождения тоже перекочевала на различные стриминговые сервисы, минуя кинопрокат.

«Спутник» стал первым российским проектом, премьеру которого перенесли в интернет. Картина вышла в свет 23 апреля 2020 года.

©Кадр из фильма "Спутник"

Карьера Егора Абраменко началась со съёмок музыкальных клипов. Он успел поработать с такими артистами, как Мумий Тролль и Макс Корж, а его первым проектом в кино стал короткометражный фильм «Коллекционер» 2007 года. И вот уже в этом году режиссёр завершил работу над первым полнометражным фильмом «Спутник», основой для которого стала его собственная короткометражка «Пассажир» 2017 года.

По сюжету картины космонавты «Орбиты 4» возвращаются на Землю, однако с космическим аппаратом внезапно теряется связь, а экипаж приземляется уже не в полном составе. Выживает лишь один из космонавтов — Константин Вешняков (Пётр Фёдоров). Его вывозят в секретную лабораторию с неизведанным существом внутри.  Безуспешные попытки изучить незваного гостя вынуждают начальство в лице генерала Семирадова (Фёдор Бондарчук) поручить опасное задание особому специалисту. Достойным кандидатом оказывается хрупкая, но бесстрашная Татьяна Климова (Оксана Акиньшина).

После премьеры фильма его часто сравнивают с творением Ридли Скотта «Чужой». Безусловно, трудно оспаривать влияние западных коллег на проект Егора Абраменко. Например, на протяжении всей картины паразит выглядит достаточно знакомо и постоянно напоминает своего собрата из «Живое» Даниэля Эспиноса. Однако если при просмотре «Спутника» не искать подражания Голливуду, то получается довольно интересная работа для российского жанрового кино.  

Первое, что бросается в глаза, — это детальность проработки космического недруга. Графика в «Спутнике» является одним из преимуществ картины. Весь хронометраж фильма с участием монстра приятно разглядывать, а мрачные цвета изображения в «Спутнике» легко погружают зрителя в суровую советскую лабораторию того времени. Музыкальное и звуковое оформление фильма прекрасно дополняет картинку, а иногда и привносит стойкое ощущение тревоги и напряжения. Однако бояться космическую нечисть зрителю придётся лишь в первой части фильма.

Попадая в фантастический мир Абраменко, зритель с первого кадра может почувствовать кропотливый подход режиссёра к работе. Тем не менее это совсем не отменяет наличия определённых недоработок. В столь камерной истории весомую часть картины занимают диалоги главных персонажей. Честно говоря, они и создают основные проблемы в фильме. В начале картины сценаристы с особой усердностью запутывают сюжетный клубок, однако на его распутывание будто бы не хватает сил и желания. Из-за этого характеры героев выглядят недоработанными, а мотивация их действий становится несколько надуманной. По задумке авторов фильма, герои «Спутника» не те, за кого себя выдают, отчего в их словах появляется определённая недосказанность и карикатурность, а основные сюжетные повороты становятся легко предсказуемыми.

В то же время актёрская игра Оксаны Акиньшиной затягивает с первых минут фильма. В антураже советской лаборатории она выглядит живой и непринуждённой, поэтому зритель моментально начинает переживать за дальнейшую судьбу Татьяны Климовой. В конце концов, фильм преобразуется в изучение причин того, почему её персонаж оказывает помощь Вешнякову. Конечно, ответы на данные вопросы кроются в конце фильма, но кажется, что и они не дают полного ощущения удовлетворённости. Герой Петра Фёдорова не отстаёт от главной звезды «Спутника», хотя показан он как достаточно холодный и скрытный персонаж. Самой яркой чертой его характера становится эгоизм и дальнейшая борьба с ним. По прибытии космонавта на Землю героизм персонажа сменяется страхом за собственную жизнь. Благодаря этому главным вопросом фильма становится моральной выбор героев, который не всегда предвещает счастливый финал.

Для зрителя же наитруднейшей задачей становится определение жанра «Спутника». Кажется, что путь к точному ответу на данный вопрос запутан так же, как и сюжет фильма. Однако на целостность картины это существенно не повлияло. Не стоит забывать и о высоких отношениях отечественного кино с жанром фантастики, тем не менее с выходом трейлера этого фильма потенциал картины лишь усилился. Любой другой молодой режиссёр мог бы с легкостью растерять его по дороге к премьере, но Абраменко удалось снять уникальный и красивый фильм, чьи недостатки совсем не бросаются в глаза и не портят впечатление после просмотра. Картину смело можно назвать новым этапом и большим техническим шагом вперёд для российского кинематографа. Лишь соблюдая баланс во всём, «Спутнику» удалось стать достойным примером хорошего кино от молодого и амбициозного автора, который всегда старался привнести что-то новое в знакомый всем сеттинг и жанр.

06.07.2020
Jambo, mzungu - привет, белый человек!
Корреспондент «Журналиста Online» рассказал об опыте работы волонтером с детьми в Африке
02.07.2020
По джунглям с ягуаром на поводке
Корреспондент “Журналиста Online” - об опыте работы волонтером с животными в Боливии
06.03.2020
Восьмое чудо «Зарядья»
В стенах концертного зала «Зарядье» впервые зазвучал орган
26.03.2020
За кулисами кукольного театра
"Журналист Online" познакомился с режиссером мытищинского "Огниво"