Зачем смотреть кино?

Предыдущая статья Следующая статья

На Фестивале науки кандидат исторических наук Михаил Калинин рассказал о начальных этапах становления как мирового, так и советского кинематографа

17-го октября в рамках Всероссийского Фестиваля науки «NAUKA 0+» состоялась лекция по кинематографу. Насколько сильно киноиндустрия влияет на современную жизнь и является ли она пропагандой? На эти вопросы решил ответить младший научный сотрудник кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ и кандидат исторических наук Михаил Владимирович Калинин. Лектором были выделены первые периоды создания кино. По его словам, оно является не только развлечением, но и глобальным источником пропаганды.

©https://pixabay.com/

Начало кинематографа

Первый российский кинематограф – «эра инкогнито». По словам лектора Михаила Калинина, все скорее вспомнят фильмы Эйзенштейна или Бондарчука, но мало кто задумается о том, что было задолго до них. Калинин вспоминает слова Эйзенштейна: «Мы приходили в кино как бедуины или золото искатели. На голое место». Из этих слов становится ясно, что феномен кино был абсолютным культурным и технологическим достижением во всем мире. Люди начинали снимать и шли сниматься не потому, что имели нужную для такой деятельности профессию, а потому, что им просто было интересно. В 20-м столетии не было ни специальных режиссерских школ, ни голливудских спецэффектов. Почти каждый занимающийся подобным влюблялся в это дело и сам учился необходимому: актеры переходили из театра в кино, бывшие военные становились режиссерами. В качестве примера такого «любителя» М.В. Калинин приводит Александра Ханжонкова, одного из первых пионеров русского кинематографа. Он является отставным военным: «Пришел в кинематограф, заразился им и на свои деньги построил киностудию». Но с Ханжонкова ли начинается история кинематографа?

Кино берет свое начало еще до николаевской России. Братья Люмьер, изобретатели кинематографа и родоначальники кинорежиссуры, первыми проложили путь к тому, ради чего мы ходим в кино сегодня. В 1895 году во Франции на бульваре Капуцинов состоялся первый киносеанс, организованный братьями Люмьер. На нем было показано 10 картин. К ним относятся наиболее знаменитые: «Прибытие поезда», «Выход рабочих с фабрики». Это событие показало, насколько неоднозначной может быть реакция людей в непредвиденный момент. Вспомним тот же показ фильма «Прибытие поезда»: зрителям показалось, что поезд, задействованный в фильме, едет прямо на них.

©https://pixabay.com/

Кино в России

16 мая 1896 года принято считать датой рождения кинематографа в нашей стране. Через пять месяцев после показа картин братьев Люмьер влиянию кино подверглись жители Российской империи. В Россию приезжает оператор студии братьев Люмьер Камилл Серф и снимает в ней первый фильм – «Коронацию Николая II». Лектор отмечает поразительность того, что люди, запечатленные на пленке, родились задолго до появления фотографии: при Александре II, Николае I. 

Летом того же года в Нижнем Новгороде публика познакомилась с более масштабными кинопроектами. Российский писатель Максим Горький написал рецензию на это событие, в которой отметил, что «был в царстве теней», на которых ему было жутко смотреть. Критик Владимир Стасов отозвался о кинематографе гораздо теплее, подчеркнув, что «движущаяся фотография» привела его в восторг.

С самого начала кинематограф развивался как «коммерческое» предприятие. Братья Пате, давшие имя аппарату Патефон, стали первыми участниками такого движения. Эти люди «создали настоящую киноимперию, которая простиралась от Америки до России». Лектор отмечает, что раньше кино было немым и, следовательно, не могло существовать каких-либо языковых барьеров, все прекрасно понимали о чем идет речь. В доказательство приводится всемирно известный комик Макс Линдер, который очаровывал своей харизмой каждого.

Со временем прокатчики поняли, что публике надоело смотреть одно и то же, ей хочется историй и сюжетов. Так и возникает игровое кино. Первым отечественным фильмом такого жанра была картина Александра Дранкова «Понизовая вольница» 1908 года. Фильм умудрились снять на природе, что было совершенно новым явлением (в павильонах снимать проще). Кинематографу того времени была свойственна «ярмарочность»: большое скопление актеров, динамика синхронных действий.

Первый павильон для просмотра кино был открыт в ГУМе в 1897 году. Именно в нем показывали фильмы братьев Пате. Михаил Калинин подчеркивает, что раньше кинотеатры назывались электро-театрами. В качестве наиболее значимых лектором были выделены «Художественный электро-театр» и «Вулканъ», который знаменит тем, что на его месте в 1964г. создается театр Ю.П. Любимова.

Затем, «наряду с балаганными ярмарочными действами, режиссеры начинают создавать серьезное кино». Одним из таких фильмов является «Оборона Севастополя» Александра Ханжонкова, который был снят в 1911 году. Этот фильм можно назвать как игровым, так и документальным, в нем присутствуют реальные кадры с боевых действий. Одной из главных особенностей картины является то, что в конце режиссером были собраны настоящие ветераны войны. Сцена, в которой они кланяются зрителям, достаточно знаменательна: зритель не только видит непосредственных участников войны, но и как бы пребывает в чувстве долга, ведь перед ним выступают значимые фигуры. Этот фильм идет пятьдесят девять минут, что показывает колоссальное совершенствование технологий в кино.

М.В. Калинин отмечает, что российские режиссеры стремились обращаться к актуальной повестке. Так, например, режиссер Яков Протазанов снял фильм «Уход великого старца» через полтора года после смерти графа Льва Толстого. Любопытно, что картина оказалась такой же скандальной как и смерть писателя: его супруга была против показа фильма, так как в нем Протазанов «выплескивает сюжеты не очень простой личной жизни Толстых». Писатель даже сам успел попасть на пленку, что определенно делает фильм преимущественно документальным. Интересны и художественные элементы картины. Так, например, после лежащего Толстого кадре появляются черные тучи, которые олицетворяют внутреннее состояние писателя. Выходит, такой ассоциативный монтаж практиковался еще у истоков кинематографа. Но еще более интересно, что тому времени присущи и кинематографические эффекты. Например, на фоне мрачных туч Толстой, которого, очевидно, играет актер, встречает Иисуса Христа: Божий сын его обнимает и благославляет. Однако история показывает, что писатель был отлучен от церкви и на его могиле даже не было креста. Тем не менее, таков художественный взгляд Протазанова на последние часы жизни классика.

Но актуальными повестками являлись не только новостные события. Художественные произведения, русская классика – вот за что также брались режиссеры. Лектор вспоминает фильм Протазанова «Пиковая дама» 1916 года. Главную роль в этой картине исполняет один из наиболее известных актеров того времени Иван Мозжухин. Режиссер демонстрирует в своем произведении прекрасную работу со светом и тенью, четко выстраивает кадр. Примечательным является и то, что режиссер передает не только действие, но и психологию героев. Заметно, что безумие Германа подано довольно гиперболизировано. Однако нужно помнить, что в то время у  кино было гораздо меньше средств и способов выражения. Жесты и мимика – это те единственные и главные параметры, на которых делался наибольший акцент. Фильм Протазанова относится к тем картинам, на которые приходили специально: раньше минутные фильмы показывали в каком-нибудь антракте, сейчас хронометраж значительно увеличился и люди начали приходить в кино как в театр.

В качестве примера влиятельного актера тех времен М.В. Калинин приводит Веру Холодную  – «приму российского дореволюционного экрана». В отличие от Мозжухина Холодная не имела никакого театрального прошлого. Она просто «заболела кинематографом и подарила ему свою декадентскую красоту». 

©https://pixabay.com/

Так зачем смотреть кино?

Начальный период развития кинематографа оставил значительный след в его истории. Первые фильмы – эталоны жанра, который сейчас мы бы назвали документальным. «Изюминка первых лент была в том, что снимались эпизоды из жизни и люди удивлялись тому, как это похоже на действительность». Так, при виде приближающегося поезда в фильме Люмьеров публика была готова убегать или стрелять в экран. Люди удивились тому, что на экране проецируется абсолютно такая же жизнь. Раньше фильмы были небольшими, около минуты, и поэтому их показывали как аттракцион, развлекая людей: они получали возможность побывать там, где никогда не были. Собственно, поэтому лекция и называется «Рождение кино: революция аттракциона».

«Сам путь, который прошел кинематограф с первой премьеры фильмов братьев Пате до октябрьской революции показывает нам, что кино не только заняло свою нишу в досуге жителей, но и стало важнейшим средством коммуникации» - говорит М.В. Калинин. Лектор вспоминает В.И. Ленина, который признавал кино важнейшим видом искусства и говорил, что кино должно стать главным средством пропаганды. Большевики хорошо понимали силу воздействия экрана, ведь наши кинематографисты внесли огромный вклад в создание языка кинематографа. Первые русские энтузиасты создали то, что мы имеем сейчас. Кино необходимо как для культурного развития, так и для духовного. Важно понимать, с какой силой мы сталкиваемся, когда смотрим прямо в экран. Да, это всего лишь картинка, но она слишком хорошо и естественно передает нашу жизнь.

19.07.2019
Научиться петь за час
Корреспонденты «Журналист Online» посетили мастер-класс по вокалу
13.12.2018
Живописный гид России
Топ 10 уникальных картин из региональных музеев
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
10.10.2018
Дизайн, устрицы и снобизм
В Центральном доме художника состоялась пресс-конференция, посвященная Московской Неделе Дизайна