Изображения банки супа, кока-колы и гамбургера

Предыдущая статья Следующая статья

Возвращение легендарного поп-арта в Россию: полномасштабная выставка Энди Уорхола в Москве

В здании Новой Третьяковки проходит выставка короля поп-арта Энди Уорхола. Экспозиция включает в себя самые известные работы, посвященные Мэрилин Монро, банкам супа, кока-коле и многому другому. Посетители смогут познакомиться с художественным языком, на котором разговаривал Уорхол, расширивший границы поп-арта в искусстве.

©Алена Козлова / Журналист Online

В XX веке поп-артисты кардинально изменили взгляд на художника. Они решили перестать говорить с публикой на заумном и непонятном языке, перейдя к более простому, начали ценили простоту и прагматизм. В их понимании повседневность тоже могла стать искусством, а индустрия - шедевром. Поп-арт всегда представлялся как нечто яркое, сочное, кричащее, наполненное язвительной иронией. Те люди, которые не понимали это искусство, не раз задавались вопросом: есть ли какой-то смысл в этих кричащих картинах? На этот вопрос и ответил Энди Уорхол, один из символов поп-арта. В своих работах он осмыслил и визуализировал такие сложные философские понятия, как жизнь, смерть, слава. Именно он увидел в обычной рекламе искусство, которое бросил в массовую культуру.

Полномасштабная выставка в здании Новой Третьяковки охватывает все периоды жизни художника, начиная с первых графических зарисовок и заканчивая произведениями, созданными на «Фабрике», его личном творческом пространстве, куда сходилась вся богема Нью-Йорка. Приходя на выставку, зрители могут познакомиться не только со знаменитейшими работами Уорхола, но и с его жизнью, с событиями, в рамках которых он создавал свои картины. 

© Алена Козлова / Журналист Online
© Алена Козлова / Журналист Onlin
© Алена Козлова / Журналист Onlin
© Алена Козлова / Журналист Onlin
© Алена Козлова / Журналист Onlin

Работы Уорхола - это вызов прошлой эпохе, их ценностям и идеалам в сфере искусства. Он видел утонченность в предметах повседневного быта, например, в банках томатного супа. Художник, изображая их, экспериментировал с рекламными образами, изображая лицо того общества, зацикленного на массовом производстве. Или, например, возьмем скульптуру «Кока-кола». С первого взгляда будет сложно понять тайный смысл этого произведения, но сам Уорхол очень глубоко осмысливал этот популярнейший продукт. Кока-кола - символ того, чего смогла добиться Америка, то есть создания демократии. Именно в Соединенных Штатах этот напиток пьют и президент, и бомж, и приезжающая королева Англии. Уорхол разговаривал со зрителями скрытым языком, оставляя им пищу для собственного размышления.

Художник, часто общавшись с различными звездами, неоднократно задавался вопросом: почему кинозвезды так популярны? Что нужно сделать для того, чтобы прославиться? Размышляя над этим, Уорхол создал знаменитейшее изображение Мэрилин Монро в различных интерпретациях: от насыщенных красок до черно-белых. Через разделение картины на невзрачные и цветные части художник стремился показать яркую жизнь и быструю смерть великой актрисы. В ее изображениях нет ничего человеческого, лишь детали, которые делают образ Мэрилин узнаваемым: родинка, прическа, яркие голубые тени. Уорхол первым увидел черты бессознательного поведения потребителя в массовой культуре и считал, что кинозвезды популярны не потому, что они талантливы, а потому, что знамениты.

© Алена Козлова / Журналист Online
© Алена Козлова / Журналист Online
© Алена Козлова / Журналист Online
© Алена Козлова / Журналист Online
© Алена Козлова / Журналист Online

Энди Уорхол был, действительно, необычной, яркой, неординарной фигурой в истории поп-арта. На многие значимые вечеринки в Нью-Йорке он отсылал своих двойников, было даже непонятно, где же находился настоящий художник. Пробуя себя в разных образах, Уорхол переодевался в женщину, и эти изображения также представлены на выставке. Почему он создает настолько клишированный образ девушки, но сам остается в мужской рубашке? На этот вопрос каждый зритель даст самостоятельный ответ. Уорхол зачастую в своих работах использует прием недосказанности, многое остается лишь на размышления созерцателей его творчества. Выставка своей красочностью, яркостью и интерактивностью даст лишь возможность попытаться понять его личность, его посыл в своих произведениях.

Тиражирование работ Уорхола продолжается и после его смерти, благодаря идеям художника появились различные предметы с изображениями его произведений: от платьев на показе модных домов до кружек и блокнотов. Его работами вдохновлялись многие другие авторы картин, например Бэнкси. На самой выставке есть возможность снять видеопортрет в стиле Энди Уорхола. Если вы будете на выставке, обязательно попробуйте это сделать и попробуйте осмыслить, почему ваше изображение именно такое, какое оно представлено.

Нашумевшая московская выставка «Я, Энди Уорхол» стала одним из важнейших событий года в области искусства. Конечно же, не обошлось и без скандала: после открытия выставки многие СМИ начали писать, что в здании Новой Третьяковки представлены не оригиналы, а репродукции. История, связанная с оригинальностью работ, вызвала общественный резонанс. Кажется, что неразбериха случилась из-за стиля самого Уорхола, который не раз самостоятельно копировал свои работы. Тиражность произведений - это своеобразные размышления Уорхола на тему широкого общества потребления, в котором заводы штампуют одни и те же вещи в огромном количестве. Таким образом, можно сказать, что тиражность - это основной оригинальный художественный метод Уорхола, что еще раз доказывает неповторимость его творческого стиля.

История Энди Уорхола не может не поражать своей искренностью и сказочность, ведь это рассказ о мальчике, которому из провинциальной семьи эмигрантов удалось стать кумиром многих поколений художников. Он стремился изменить взгляд на художника как на творца произведений искусства, видя его как пророка, изобличавшего проблемы современности. Уорхол говорил на ярком и простом языке, вкладывая туда сакральный смысл. Его произведения точно не смогут оставить вас равнодушными, видеть искусство в обыденном - основной посыл этой знаменитой и нашумевшей выставки.

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
27.11.2023
Стартапы времен Петра I и современные российские предприниматели
Приоритеты технологического развития России обсудили на Всероссийском форуме технологического предпринимательства
07.12.2022
На пересечении искусств
Как прошел день комиксов на ярмарке интеллектуальной литературы «non/fictio№»
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой