Арт-изнанка

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент «Журналиста Online» поучаствовал в создании выставки современного искусства

В классической художественной галерее зритель всегда знает, куда смотреть. Картина - главный герой любой экспозиции. Но выставка современного искусства – это особое явление. Кураторам приходится сплавлять субстанции разных форм и размеров в единое пространство и следить, чтобы саунд арты, видео арты и масштабные инсталляции не перекрикивали друг друга. В техническом оформлении выставок молодым художникам, которым еще только предстоит выставляться в «Гараже» или «МОММА», часто помогают волонтеры. В этой роли мне удалось увидеть процесс создания ежегодной pop up выставки «ТемператYRA!».

©Анастасия Карпова / Журналист Online
Анастасия Литвинова монтирует свою серию zoom автопортретов

YRA! – знакомство

Сообщество YRA! было образовано в 2018 году выпускниками британской школы дизайна. Young Russian Artists –намеренная перекличка с Young British Artists, рассказывает Екатерина Финкельштейн, куратор выставки и член сообщества.

Каждой год постоянные участники группы и друзья проекта измеряют градус общественного напряжения на выставке «ТемператYRA!». Здесь можно увидеть, какие работы появились в мастерских художников в последние месяцы под давлением шквала шокирующих событий. Площадка дает проявить себя молодым творцам и тем, кто уже нашел свой собственный стиль. Так один из участников выставки Юрий Селиванов теперь является победителем грантовой программы музея современного искусства «Гараж» 2020/2021. Третий год температура среды определяется под кураторством Дарьи Блудовой и Екатерины Финкельштейн, и в 2020-ом она, конечно, выше, чем 36 и 6. Многие работы проникнуты личными переживаниями художников во время самоизоляции, поэтому знакомиться с ними было очень интересно не только с эстетической, но и с человеческой точки зрения.

© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online

«Дрель я держала в руках в первый раз»

Работы 34-ех авторов размещали в пространстве галереи «Электрозавод» четыре дня, трудились сами художники и волонтеры фонда культурных проектов «Четверг».

Я пришла помогать с монтажом за два дня до открытия выставки. На белых подиумах для скульптур сохнет краска, на стенах нет ничего, кроме куска длинной красной сетки (часть будущей инсталляции Виктории Малковой об ограничении передвижения на карантине). На центральной тумбе появляется аквариум, внутри которого глиняные человечки размером с ладонь корчатся от боли – художники уже начинают привозить свои работы.

На полу одиноко лежит бегущая светодиодная строка «Смерть искусства ????», инсталляция Евгении Пароль. «Мне нравится, можно ничего не вешать, просто пустое пространство с этой надписью», - шутит куратор выставки Екатерина Финкельштейн. Тем не менее в ближайшие дни жизнь современного искусства здесь била ключом.

Мое первое задание – из черной ткани, расстеленной на полу вырезать 4 пятиметровых прямоугольника. Сладить с безразмерным куском материи мне помогла другая девушка-волонтер, мы вместе провели три часа, ползая на корточках и выравнивая края. Места разреза очерчивали тем, что нашлось в мастерской - небольшими кусками гипса. Позже ткань была подвешена под потолок в форме цилиндра, а внутри появилась колонка, транслирующая звук громкого выстрела. Только на открытии выставки я узнаю, чему был посвящен самый большой объект экспозиции, с которым мне долго пришлось повозиться.

© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online

Но вот как раз в том углу, где мы орудуем ножницами, художник Елена Благославова начинает вешать свою картину. Мы помогаем установить огромное черное полотно, испещренное ажурными снежными хлопьями. Убедившись, что всё висит ровно, Елена бережно подбирает с пола три упавшие снежинки и прикрепляет их обратно булавками. Так я прикоснулась к самой трогательной работе на выставке, она посвящена умершей тёте художника, в наследство от которой осталось больше 1000  бумажных снежинок, ими она отмечала каждый день, прожитый в психиатрической клинике во время изоляции.

Закончив с тканью, я иду помогать с созданием декоративной рамы для телевизора. Рядом хрупкая девушка с короткой стрижкой выкладывает белой плиткой пространство в углу галереи. Оказалось, что облицовщиком работает сама художница Дарья Воробьева. Здесь будет её инсталляция «Двери и светофоры», в ней символ несовершенного выбора – душевая кабина, в которой в голову часто лезут мысли о самом главном.

Одним из наиболее трудоёмких заданий для волонтеров стала развеска работ Екатерины Финкельштейн из цикла «Хроники Обнуления. Часть 2.»

«У меня была идея коллекционировать целый год новостную ленту Яндекса» - рассказывает Екатерина, - «потому что мне кажется, что эти 5 строчек иногда просто содержат какое-то чудовищное сочетание информации. Был день, когда объявили о всемирной пандемии и о том, что у нас будут обнуляться президентские сроки, две этих новости для меня были очень шокирующими по-своему, я подумала, что это хороший момент для точки начала моего проекта».

Художница вывешивала распечатанные новости на дачный забор, их мочил дождь, терзал ветер и постепенно внешнее состояние этих листочков стало отражать их содержание. Екатерина называет работу «артефактом этой очень странной и сложной эпохи».

Волонтерам предстояло разместить на стене всего один месяц изоляционной эпопеи – 30 работ из 113-и, но это всё равно заняло около семи часов.

«Сложность работы в том, что рамки из-под картин были разного размера и с помощью линейки, уровня, плоскогубцев и шуруповёрта приходилось рассчитать правильное расстояние и разметку на высоте метров трёх.», - рассказывает волонтер фонда «Четверг» Аня. - «Дрель я держала в руках в первый раз, и с плоскогубцами, кстати, тоже впервые познакомилась.»

Помимо развески коллажей в обязанности Ани входило привести телевизор для видео инсталляции и диско-шар с другого конца Москвы. «Когда я только соглашалась работать на выставке под руководством Кати Финкельштейн, то совсем не представляла, что меня ждёт три дня новых знакомств, активной работы и колоссальный опыт, который теперь можно применять в последующих проектах».

© Екатерина Финкельштейн
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Анастасия Карпова / Журналист Online
© Екатерина Финкельштейн

За час до открытия

Время перед открытием - самое напряженное. Волонтеры получают этикетки с описаниями работ. Это не брошюры к картинам позднего возрождения, а текст к современной инсталляции. Поэтом, если в материалах не указано «бетонная колонна», как в работе Дарьи Блудовой или «синие камни и красная сеть», приходится спрашивать у кураторов или даже самих художников, куда же наклеить табличку с глубоким философским осмыслением действительности.

Многие участники выставки приезжают заранее, чтобы нанести последние штрихи. Пока волонтёры подметают пол и убирают лишнюю мебель, мужчина с канистрой бегает из мастерской в галерею и обратно. Водой из раковины художник безжалостно топит в аквариуме своих страдающих человечков, так запомнившийся мне в первый день. Работа Павла Рогатова называется «Среда», она изображает неестественное состояние человека, замкнутого в пространстве собственной квартиры на время локдауна. Художница Sshayena (Елена Шайманова) привезла живые цветы. Залезая на стремянку, она дополняет красными розами и герберами повешенные до этого дорожные знаки «Stop» и «Danger», сталкивая символы категоричности и растительной нежности. Есть то, что нужно исправить. Черный матовый круг куратор Дарья Блудова собственноручно очищает от налипшего клея. В инсталляции Елизаветы Фроловой «Будущее. Твой выбор.» зеркало, затонированное черной краской символизирует завтра, белой- сегодня. Художница предлагает выбрать, с каким из своих «я» ты готов встретиться лицом к лицу и стереть пальцами фактурное покрытие. Работать тряпкой нужно предельно аккуратно, чтобы не обнажать отражение раньше времени.

© настасия Карпова / Журналист Online
© настасия Карпова / Журналист Online
© настасия Карпова / Журналист Online
© настасия Карпова / Журналист Online
© настасия Карпова / Журналист Online

Температура кипения

«Все, что вы сейчас видите – самый свежий срез, то, чем именно сейчас художникам хочется поделиться. Цените, это длится всего два дня, яркая вспышка.», - так открывает выставку куратор Екатерина Финкельштейн.

Пространство выставки необычно, но ничуть не сбивает с толку. Ближе ко входу расположилась скульптурная группа, в глубине – большие полотна: «О художниках, снежинках и электрическом мире-2» и ярко-синяя серия zoom автопортретов Анастасии Литвиновой.

Между ними с потолка свисает смонтированный мной объект, из-за черных штор время от времени раздаются глухие выстрелы. Обойдя «шатер» и осмотрев рассеянные вокруг него экспонаты, посетители осторожно просовываются внутрь и вчитываются в описание саунд арта. Инсталляция Варвары Гранковой создавалась самой последней из представленных работ, каждый новый день 2020 года здесь как выстрел в спину, а война в Нагорном Карабахе - самый болезненных из них. Здесь заканчивается спираль движения по экспозиции.

Душевая раздумий в другом углу зала стала одним из самых популярных мест для фотографий. Черное зеркало (символ завтра) к концу выставки осталось нетронутым, а на белом (сегодняшнем) появилась пара маленьких завораживающий следов от ногтей. 2020-ый год, действительно, лишил многих уверенности в своём будущем.

Волонтерам на выставке «ТемператYRA_2.0» больше всего запомнились работы, с которыми они взаимодействовали. Серия автопортретов в zoom поразила Машу, еще когда сама художница внесла огромную картину в пустую галерею. Ане прониклась коллажной композицией Екатерины Финкельштейн, потому что она провела много времени, рассматривая в близи разноцветные вырезки и главные новости уходящего года.

«Выставка показалась мне концентрированной и напряженной, за последнее время у художников накопилось, о чем сказать.» - поделилась художница Полина Суровова.

20.08.2023
Калейдоскоп архивного кино
На Московском фестивале архивных фильмов показали более 80 шедевров советского и мирового кинематографа
24.04.2024
"МОСТ" соединяет
В Библиотеке им. И.С. Тургенева прошла встреча с создателями Театра "МОСТ"
15.10.2020
Изображения банки супа, кока-колы и гамбургера
Возвращение легендарного поп-арта в Россию: полномасштабная выставка Энди Уорхола в Москве
16.02.2021
Гляжу в узоры синие
Корреспондент “Журналиста Online”съездила на знаменитый завод и узнала, как создается легендарная гжель