«Больше думай, меньше щелкай»

Предыдущая статья Следующая статья

Как дедушкин фотоаппарат возвращается в нашу жизнь

Еще в самом начале 2010-х, когда цифровые фотоаппараты, казалось, должны были полностью вытеснить с рынка пленочные, различные компании попытались возродить любовь к фототехнике прошлого, запустив продажу фотоаппаратов моментальной печати. И уже в 2015 году некоторые пользователи вновь достали из шкафов запылившиеся пленочные фотоаппараты.

©фото из архива героев

– Расскажите, как вы начали заниматься аналоговой фотографией?

Даша: Началось с попытки классической  съемки на «Зенит». В целом я осталась довольна, но снимать было не очень удобно: я люблю снимать природу, а «Зенит» –  тяжелая штука, которую не всегда хочется таскать на себе. После этого был год раздумий. Видела разные предложения о продаже фотоаппаратов, собралась с силами, поехала на окраину города и купила две «мыльницы» по 300 рублей – два страшненьких пластиковых фотоаппарата, Skina и Kodak. Взяв их в руки, я сразу поняла, что это не самые лучшие камеры, поэтому я положила их в коробку и забыла о них.

Дима: С пленкой я познакомился в 2014 году, когда нашел дома старенький «Зенит». Прочитал несколько статей в интернете, сходил за пленкой и отправился на фотопрогулку. Примерно месяц я носил с собой  камеру, в какой-то день оставил дома, а потом забыл про нее. Я даже не проявил эту катушку и не вспоминал про пленку до знакомства с Дашей. Вместе с ней мы купили довольно популярную «мыльницу»  – Olympus mju iii. Камера была крохотной и брать ее с собой было куда проще, чем громадный «Зенит». Вместе с Дашей мы решили искать разные компактные фотоаппараты и осваивать их. Мы скупили все интересные компактные пленочные камеры в Краснодаре, а после этого начали искать разные предложения по России и другим странам.

Как появилась «Зеленая Зона»? С какой целью она создана?

– Мы поняли, что просто складировать камеры дома нет смысла, потому что некоторые модели были крутыми, а какие-то  ничего особенного собой не представляли. Мы решили сделать паблик, в котором  можно было бы продавать эти камеры, чтобы у нас были средства  на новые покупки как для продажи, так и для своей коллекции. Мы стараемся быть максимально открытыми и дружелюбными, помогать  людям в любых вопросах, связанных с камерами.

Наше сообщество не просто магазин – здесь мы также публикуем предложенные фотографии наших подписчиков. Так люди могут узнать о том, что пленка вовсе не «мертва», как принято считать. Это отличная реклама для ребят, которые хотят купить камеры. Интереснее смотреть на фотографии людей, которые живут с тобой в одной стране, может, даже в городе, видеть знакомые места и вещи, а не вылизанные картинки на других сайтах. Так сообщество выглядит более живым и активным.

Кроме этого, мы стараемся учитывать желания подписчиков. Часто снимать хотят ребята от 16 до 20 лет, бюджет которых не позволяет  приобрести особо дорогую камеру. Наши товары – те камеры, на которые мы сами могли бы и хотели снимать. Здесь вы не увидите пластиковых камеры, с помощью которых нельзя получить качественные фото. 

©Фото из архива героев

– Как возникло название «Зеленая зона»?

– Название связано с компактными фотокамерами, где словосочетанием «зеленая зона» обозначается режим полного автомата. На некоторых камерах авторежим прямо выделен в зеленый овал. Мы долго думали и решили, что это хорошее название. Его можно связать с экологией. Очень часто в купленной камере обнаруживается старая батарейка. За месяц у нас набирается штучек 10–15 таких. Мы их собираем и отдаем на утилизацию. Советуем и другим делать такие маленькие полезные шаги!

– Для детей цифровой эпохи  расскажите кратко о принципе работы пленочного фотоаппарата.

– Принцип работы пленочного фотоаппарата очень прост: свет отражается от объекта, проходит через диафрагму и попадает на пленку, химическая структура которой изменяется, и сцена отражается на ней. В самых простых фотоаппаратах открывается диафрагма, линза которой сфокусирована на бесконечность, небольшая выдержка – и  фото готово. В более дорогих есть автофокус или система шкальной фокусировки, диапазон выдержек более обширен, можно управлять вспышкой  и так далее.

– Что для вас значит аналоговая фотография?

– Процесс съемки из быстрого и максимально предсказуемого, превращается в долгий и мучительный, но очень интересный. Купить пленку, отснять ее, отнести в фотолабораторию, отдать кучу денег  и получить несколько отличных кадров. За это мы и любим аналоговую фотографию! А если серьезно, то процесс съемки на пленку дает больший простор для идей и заставляет мозг работать эффективней в погоне за сценами и объектами. Вы уже не можете позволить себе снимать что попало, и это повышает цену каждого вашего кадра.

Мы большие фанаты камер, нам нравится их трогать, тестировать, восхищаться. Многим камерам больше 20 лет. Они старше нас, а какие технологии в них заключены! Этот восторг и подпитывает наше сообщество. Мы рады показывать людям разные вещи, помимо банальных и популярных камер. Наш девиз в сфере пленочной фотографии: больше думай – меньше щелкай. Мы видим, как много люди снимают ерунды – это грустно, и хотелось бы видеть больше качественного контента.

Мы долго думали, но решили, что это хорошее название. Это можно связать с экологией. Нельзя сказать, что мы супер-экологи, но мы стараемся. Очень часто при покупке камеры в ней остается старая батарейка. За месяц у нас набирается штучек 10-15 таких. Мы их собираем и отдаем на утилизацию. Советуем делать такие маленькие шаги и остальным!

Какие преимущества пленки перед цифровой фотографией вы можете назвать?

– Самое доступное и заметное – тепло и, если можно так сказать, ламповость. Шутка! Но на самом деле пленочные фотографии  выглядят довольно приятно. Если серьезно, то все же снимать на пленку интересно: это не цифра, где кадр сразу видишь на экране. Отсканированные кадры можно получить в любом разрешении (все зависит от сканера), а цифра ограничена надписями на корпусе фотоаппарата. Пленка прощает ошибки при экспонировании (это уже про мануальную технику, но и автофокус иногда грешит), в итоге вы все равно получите максимально приближенную к реальности картинку. Нет цифровых шумов неестественного цвета, зато есть приятное зерно.

И самое главное преимущество: в мире пленки вы можете купить очень хорошую камеру известного бренда, как компактную, так и зеркальную, за меньшую цену, чем что-то схожее, но цифровое. Это действительно большой плюс.

Если мне очень хочется снимать на пленку, какой фотоаппарат выбрать?

Компакты условно можно разделить на три класса: бюджетные, средний класс, топы. Поэтому, начиная свой путь в пленочный мир, нужно определиться, сколько денег вы готовы вложить в свои кадры. Стоит помнить, что это не цифра, где разок потратился и щелкаешь: вам надо будет покупать пленку, проявлять и сканировать ее.

Исходя из целей, выбираем функционал фотоаппарата, смотрим на его объектив. Есть объективы зумные и фиксированные. С первыми вы можете слегка отредактировать кадр, например немного увеличить фокусное расстояние и убрать из кадра ненужные элементы, а с фиксом вам придется подойти к объекту съемки, чтобы ничего лишнего не было на вашей фотографии.

Многие ведут погоню за светосилой объектива, но иногда это излишне. Есть легендарная mju ii от Olympus, которая обладает хорошей  светосильной линзой, но помимо этой камеры есть много других компактов с итоговой картинкой не хуже. Наших фаворитыэто Minolta Riva Mini и Konica Big Mini BM-201. И еще нам очень нравится Ricoh FF-9, советуем обратить на него внимание.

©Фото из архива героев

– Как научиться снимать на пленку?

– Если с камерой есть инструкция (можно найти в интернете) – изучите ее (это спасет вас от испорченных кадров) или просто вставляйте батарейку и смотрите на работу камеры: какая иконка на экранчике, как работает вспышка, что происходит с камерой. Запомните, где находится кнопка принудительной смотки пленки, чтобы не нажать на нее, когда зарядите пленку.

Следующий этап обучения – съемка. Снимайте и наслаждайтесь. Если на русском языке компакты называют «мыльницами», то на английском – point-and-shoot, что можно перевести как «наведи и нажми». Все просто.

– Каких затрат потребует занятие пленочной фотографией?

– Основные затраты связаны  с покупкой пленки и ее проявкой. В столицах с этим не так плохо: есть большие фотомагазины и фотолаборатории, где вполне доступные цены (пленки от 300 рублей и 300 рублей за проявку и скан всей пленки), а вот в регионах с этим уже потруднее. Если говорить о нашем городе, то мы в среднем тратим на проявку и сканирование 450 рублей.

– Как вы можете объяснить повышенный интерес к пленочным фотоаппаратам в последнее время?

– Повышенный интерес к пленке есть давно. Она умерла для тех, кто делает бытовые снимки про отдых в Анапе. Если человек по-настоящему был увлечен фотографией, он с пленкой и остался. Очень много известных актеров и музыкантов стали мелькать на пленочных снимках. Даже в 2019 году люди продолжают делать фэшн-съемки именно на пленку. Можно вспомнить Беллу Хадид, скандального Терри Ричардсона, корейских айдолов, а также многих популярных исполнителей из России, которые публикуют в своих соцсетях пленочные кадры, что и повышает интерес к пленке.

Снимайте и наслаждайтесь. Если на русском языке компакты называют мыльницами, то на английском - point-and-shoot, что можно перевести как «наведи и нажми». Все просто.

– Какие пути развития в этой сфере есть для начинающих фотографов?

– Это может быть коммерческая съемка, но нужно обладать талантом и умением. Фотографов сейчас много, поэтому ваша главная задача – выделиться из толпы. А как – решать вам. Конечно, можно просто оттачивать навыки и делать хорошие снимки на профессиональном уровне, но с затратами на пленку  вам нужно либо быть очень богатым человеком, либо все же придумать монетизацию вашего увлечения. Съемка на пленку – это дорогое хобби.

– Где можно посмотреть профессиональные работы?

 – На наш взгляд, лучшей поддержкой для профессионалов – приобретение фотокниг. Нам этот формат очень нравится. Но также никто не отменял выставки. Следите за анонсами. Мы не из Москвы, но что-то подсказывает, что Центр фотографии им. братьев Люмьер – очень хорошее место.

– Каковы перспективы пленочной фотографии?

– Сейчас пленка на своем пике. На данный момент самая большая проблема – подорожание фотоматериалов, медленное исчезновение пленки с прилавков, а также ухудшение техники для проявки и сканирования. Скорее всего, интерес к ней утихнет в течение нескольких лет, но те, кого это дело действительно зацепило, останутся верны данному формату и будут втягивать новых людей.

21.10.2019
«Вот есть Мышьяк, Сурьма, Селен, Алюминий и Водород...»
Лауреаты Нобелевской премии выступили на Фестивале NAUKA 0+
23.01.2019
Драма Пикассо
Картины Пикассо как средство для анализа семейных отношений
15.10.2019
Ближе к звездам
На Луне проектируют отели для туристов
19.12.2018
Венецианский маскарад в стенах МГУ
15 декабря на факультете журналистики прошёл шестой «Бал физиков и лириков»