Автор: Полина Трескунова
Выставка М.А. Врубеля в Новой Третьяковке – самое ожидаемое в этом году событие в сфере искусства. Экспозиция, состоящая из более чем 300-т произведений, занимает три этажа и является крупнейшим собранием работ художника за последние 65 лет. Здесь собраны все значимые полотна Врубеля, кроме тех, что находятся в Киеве.
Выставка идет уже целый месяц, но народу в будний день с утра – не протолкнуться. И это с учетом необходимости иметь сертификат о вакцинации и ограниченного количества билетов. Охранник с гордостью объявляет подошедшим ко входу бабушкам, что билеты распроданы на две недели вперед, и, сканируя свой, я невольно чувствую себя особенной.
У входа в первый зал, почти в коридоре, висит «Царевна-Лебедь» – визитная карточка Врубеля. Эскизы к ней я нахожу гораздо позже, в шестом зале. Это важная особенность экспозиции: вместо использования классической структуры, отражающей развитие творчества художника во времени, создатели выставки объединили работы в своеобразные циклы. Для запутавшихся посетителей в десятом зале представлен подробный таймлайн, отмечающий основные вехи жизни Врубеля. Даже лавочка стоит: сиди и разбирайся на здоровье.
Первый зал занимают три Врубелевских «демона», впервые в 21 веке представленных где-то вместе: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Благодаря светло-серым стенам и хорошему освещению сине-лиловые цвета сразу обрушиваются на зрителя, а голубой и бронзовый будто мерцают. Врубелю, маниакально дописывавшему «Демона поверженного», чтобы создать «сияющие» цвета, это бы наверняка понравилось. Демону посвящен и второй зал, в котором представлены эскизы картин демонического цикла и иллюстрации к поэме Лермонтова. Там же висит портрет П.П. Кончаловского, который привлек Врубеля к иллюстрированию «Демона».
Следующий зал посвящен работам «московского периода», созданным под покровительством Саввы Мамонтова, о чем легко догадаться по висящему здесь портрету. Это время считается одним из самых счастливых и продуктивных в жизни художника. С двух сторон от портрета – маски ливийских львов, сделанных Врубеля для украшения ворот мамонтовской усадьбы. Через отверстия в стенах уже видно царство сирени, раскинувшееся в следующем зале. Это еще одна особенность выставки: в каждом зале есть прострелы, благодаря которым можно окинуть взглядом экспозицию соседних помещений. Так границы между залами стираются и у зрителя создается впечатление о выставке в целом.
Полотна четвертого зала объединены образом жены Врубеля, Надежды Ивановны Забелы. Там, помимо двух ее портретов, представлены две «Сирени», одна из Русского музея, другая из Третьяковки. На одной из них в сидящей у сиреневого куста барышне угадываются черты женского лица, изображенного на портретах. Вторая «Сирень», более известная, но менее любимая Врубелем, гораздо темнее и сказочнее: из покрова ночи и вихря фиолетовых оттенков выглядывает нимфа, словно сотканная из лунного света.
Начинаясь образом девушки в сирени, сказочная тема продолжается в следующем зале, который занимают полотна на фольклорные сюжеты. Самые известные из них: «Пан» и «Богатырь», но наиболее сильное впечатление производит написанное в 1897 году панно «Утро». На нем продолжается мотив слияния природного и фантастического начал, который мы только что видели в «Сирени».
Также в этом зале представлены работы, связанные с операми Римского-Корсакова: от эскизов «Царевны-лебедь» до иллюстраций и майолик, посвященных опере «Садко». Отдельный зал отведен под майолики на оперу «Снегурочка», каждая из которых находится под стеклянным куполом и специально подсвечивается. Здесь важно отметить, что в залах представлено множество работ Врубеля, не связанных с живописью: например, майоликовый камин «Вольга и Микула Селянинович» или витраж «Рыцарь».
Огромное помещение занимают панно, написанные Врубелем на заказ для украшения жилых помещений. Расписанные плафоны для потолка особняка К.Г. Дункер горизонтально расположены на пьедестале. Экскурсовод, за которым я увязалась, предлагает группе запрокинуть головы, и в зеркальной поверхности все видят, как панно должны были выглядеть по задумке Врубеля.
Продвигаясь по выставке, в какой-то момент замечаешь, что стены из светло-серых становятся почти черными. Задумка создателей экспозиции заключалась в том, чтобы цветом показать различные фазы жизни Врубеля, чередуя светлые и темные пространства. Этот прием сильнее всего заметен на этаже, посвященном периоду нахождения художника в лечебнице: спускаясь вниз по лестнице (символично), попадаешь в коридор сквозных черно-белых залов с карандашными рисунками.
Этажом ниже, в заключительной части выставки, находятся работы цикла бессонницы, карандашные портреты и эскизы. Здесь можно найти и большие полотна: «Пророка» удачно повесили прямо над «Дамой в лиловом», чтобы вернуть ему утерянный фон. Отдельный зал, полукругом выступающий в общем пространстве, посвящен одной из последних картин художника –«Жемчужине», и десятку эскизов жемчужной раковины.
Последнее полотно, которое посетитель видит перед выходом с выставки – «Шестикрылый Серафим». Картина была создана лишь годом позднее «Демона поверженного» и выполнена в той же технике, но их разделяет более 10 залов и сотня работ. Открывшаяся изображениями Демона выставка завершается изображениями пророка и ангела-посланника, создавая метафору падения и духовного возрождения Врубеля-творца.