Чувствовать свое время

Предыдущая статья Следующая статья

«Журналист Online» пообщался со сценаристом и креативным продюсером Юлией Максимовой

О том, как может измениться отношение к культуре, кто такой сценарист нового времени и почему сценаристы просят убрать свое имя из титров – рассказывает Юлия Максимова, выпускница факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, лектор сценарной творческой мастерской ТВ-3, сценарист и креативный продюсер.

©Кристина Дмитриева / Журналист Online

- Как вы оказались в киноиндустрии?

- В моей жизни было много «случайных неслучайностей». Когда я училась на журфаке, у меня было несколько искаженное представление о культуре, как о чем-то высокопарном и невероятно скучном, а из ассоциаций были вроде оперы или концерта в консерватории. Поступая на журфак, я мечтала писать криминальную хронику. Но так сложилось, что я попала в группу, занимающуюся художественной культурой и литературной критикой. И, удивительно - но мне понравилось, я не пыталась перевестись. Далее два преподавателя оказали на меня  большое влияние. На третьем курсе педагог по истории театра Александр Аркадьевич Шерель заинтересовал меня своим предметом, и, наверное, в этот момент я начала «скатываться» по дорожке сценариста. А на следующий год спецкурс был уже от Сергея Филиппова, по истории кино, который также меня неожиданно увлек, причем еще больше, чем театр. И вот с этого момента начался мой роман с драматургией, хотя я в то время даже не предполагала, что буду «делать кино». Через год я закончила журфак, полная надежд и энтузиазма, искала работу, очень долго не могла ее найти. Чтобы вы понимали, в то время выбор работы был не таким широким, как сейчас. Интернет-журналистика еще не сформировалась, работать в Интернете было «для лузеров», все стремились найти работу в оффлайне, как сейчас говорят. У меня это не особо получалось, было непонятно, что делать. На факультете увидела объявление, что киноконцерн «Мосфильм» набирает группу на профессию «редактор киносценариев». Я в эту группу поступила. Сценарное мастерство у нас вёл Александр Эммануилович Бородянский, мне кажется, что всем своим учениками он очень много дал. Было ощущение, будто мы учимся во ВГИКе. Но по окончании курса поначалу ситуация сложилась так же, как и после выпуска с журфака. То есть учиться я закончила, а дальше что делать? К нам приходил Сергей Сельянов, продюсер, из всей группы выбрал одного мальчика и …всё. Мы с подругой обошли все студии на киноконцерне Мосфильм в поисках работы. Редакторов сценариев никто не искал. Зато я стала писать в журнал про туризм. Как-то раз, во время поиска героя для материала о том, как иностранцы встречают Новый год, мне попался «иностранец». Я ему не поверила, сказала, что он выглядит как мой соотечественник, на что он возмутился, а позже выяснилось, что «иностранец» - это сербский актер, Петр Зекавица, который сейчас еще и режиссер, продюсер, много снимает и снимается сам. После непродолжительного знакомства мы с ним решили вместе писать сериал. Он меня познакомил с компанией «Endemol», там мы вместе придумали классный, интерактивный, креативный сериал, который, как это часто бывает с первыми проектами, ни во что не вылился. Зато нам дали куратором «маститого» автора, Анатолия Головкова, и он впоследствии меня позвал работать в телекомпанию DIXI TV. Так и произошел «мой вход в индустрию». Сценаристом, как таковым, я быть изначально и не планировала.

- То есть «случайные неслучайности» привели к тому, что вы теперь практикующий специалист в области сценарного мастерства. Но вы еще и креативный продюсер, как это произошло?

- Изначально  я не хотела писать сама, мне больше нравилось развивать чьи-то идеи, что, по сути, конечно ближе креативному продюсеру. В какой-то момент я поняла, что надо двигаться дальше, отучилась на режиссера в Эдинбургском университете, а после меня почти сразу позвали на ТВ-3 работать креативным продюсером.

- А над чем вы работаете сейчас? В каком направлении и в качестве кого?

- Сейчас я уже не работаю на ТВ-3, поэтому  могу преподавать, а также заниматься своим режиссерским проектом – работа на ТВ-3 «кушала» 200% времени. У меня несколько проектов в разработке, что-то мое, что-то с соавторами. Сложно сказать конкретнее, это все же еще не готовый продукт. Работа на ТВ-3 наложила свой отпечаток, мне нравится жанр мистики, а также показывать и анализировать «пороговые» состояния, когда человек оказывается на грани своих возможностей: физических, умственных, находится в ситуации, которая требует от него максимально нестандартного поведения и ставит перед ним жесткие моральные выборы. Такие проекты сейчас пишу.

- В современных реалиях многие профессии деформировались. Сценарист сейчас и сценарист 50 лет назад – это разные специалисты?

- Наверное, нет. Сценарист сейчас и сценарист раньше – это по сути один и тот же специалист, однако у современного сценариста шире возможности, больше доступа к информации, например, в миллион раз проще путешествовать. Я имею в виду, что в СССР сценарист имел возможность путешествовать в основном по своей стране, о других странах ему приходилось либо читать, либо додумывать какие-либо детали в процессе написания сценария. У современного сценариста огромная база материалов, с которыми можно работать – Интернет помогает. Но по сути ничего не меняется – сценарист должен чувствовать тему, о которой он пишет, и понимать людей, о которых он пишет. Зато сейчас выросла конкуренция в индустрии. Буквально в последние годы кинопроизводство в России шагнуло сильно вперед – как с точки зрения технологий, так и с точки зрения качества рассказываемых историй. У нас всегда было очень сильным авторское кино, особенно в «несытые» для индустрии годы (имеется в виду маленький бюджет – примечание автора), это был ответ на общественную потребность, мне кажется, сложившуюся в России исторически – потребность в авторском высказывании, в осмыслении происходящего с отдельным человеком и со страной. А последние несколько лет кинопроизводство у нас формируется именно как индустрия. Раньше, что на телевидении, что в кино были низкие бюджеты. Я очень часто слышала высказывания,  что дело не в бюджетах, но это ложь. Без достаточного финансирования кино как индустрия развиваться не может. В том числе очень важен бюджет на сценарий. Ведь бюджет на сценарий дает автору возможность собирать материал и писать историю столько, сколько это объективно необходимо. Приведу пример, правда, не из российской практики: создатель одного американского детектива писал его достаточно долго, его никто не «подгонял» - на выходе получился крутой авторский продукт, это был большой успех. А вот во время работы над вторым сезоном ему поставили дедлайн – получилось хуже, чем могло бы быть, о чем впоследствии сокрушался продюсер. Вывод из этого несложный - на хороший продукт нужно время. Мы сейчас получили и хороших сценаристов, и качественные истории, и, уже как следствие, хорошие сериалы.

- Вы считаете профессию сценариста в полной мере творческой?

- Да, но, как и в любом творчестве, есть ограничения: например, художника ограничивает размер холста, разнообразие красок. По сути, любого творца ограничивает набор компонентов, материалов. И какие-то законы определенно есть, хотя в этом плане сценаристам повезло – законы драматургии не такие «жесткие», как законы физики. Но знать их, всё-таки, стоит. Бывает так,  люди приходят в профессию, не зная этих законов, пытаются создать шедевр – а потом жалуются, что зрители их не ценят, не понимают – что про них просто забывают.

- Насчет последних слов, о том, что сценариста «забыли». Сценарист – полноценный участник работы над кинопроектом, но часто бывает, что сценарист сам просит убрать из титров его имя. Почему так происходит?

-Там есть три варианта развития событий. Первый: сценарист подписывает договор с продюсером, в котором указаны условия его работы, и, в зависимости от того, насколько «маститый» сценарист, эти условия будут разные. Опытный автор, как правило, требует согласовывать с собой любые даже самые мелкие правки. А с начинающим автором может сложиться так, что продюсер будет диктовать автору бесконечное количество правок.В итоге финальный сценарий может изменится до неузнаваемости. Второй случай – когда у сценариста просто выкупают сценарий, меняют его вообще без его участия и в конце он просто оценивает «насколько от него что-то осталось». Третий вариант – режиссер настолько своеобразно интерпретировал сценарий, что сценарист может посчитать, что его мысль искажена. Во всех трех случаях сценаристы могут попросить убрать свое имя из титров.

-  Кто из отечественных киносценаристов кажется Вам наиболее значимым?

- Юрий Арабов, однозначно – он один из мэтров отечественной драматургии, сейчас заведующий кафедрой драматургии кино во ВГИКе. Юрий Николаевич создает сценарий как отдельное произведение искусства. Его читатель должен почувствовать атмосферу, состояние героев. Его подход к сценарию радикально отличается от американской школы. Александр Бородянский – еще один из столпов нашей классической драматургии. Конечно, можно назвать гораздо больше фамилий. Я отмечаю тех, кто оказал влияние на меня. Если говорить про более молодое поколение, то это, конечно, Илья Куликов. В 2008 году он написал сериал «Глухарь», «взорвал» этим свое время. Насколько я знаю, его оригинальный концепт был жестче, но это оказалось неприемлемым для телевизионного формата. Его формула успеха -  он до мелочей знал то, про что создавал свой сериал. Если говорить о комедиях, то это Жора Крыжовников – он вообще зашел в индустрию с короткометражкой, что достаточно нетипично, у него тоже свое восприятие «комедии, которая не является ржакой» - она умная и тонкая. Значимым сценаристом я считаю Олега Маловичко, который всегда выводит вперед «свои темы», - в их числе, тема человека и власти. В моем личном списке  - Дарья Грацевич, которая «высвечивает» женские характеры в нашем кино, Наталья Мещанинова – режиссер и сценарист, который знает провинцию и пишет о ней, не пытаясь вместе с тем показать, что «у нас все плохо». И Романа Кантора я бы в этот список внесла.

- И последний вопрос - кто, по Вашему мнению, успешный сценарист?

- Успешный сценарист - это тот, кто чувствует свое время. Чувствует время, героев, обстоятельства и заставляет читателя их прочувствовать вместе с ним.

15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ
13.03.2024
"Не хватает только красок в жизни"
Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"
07.12.2022
На пересечении искусств
Как прошел день комиксов на ярмарке интеллектуальной литературы «non/fictio№»
25.10.2021
Где обитают московские бобры?
В столице и окрестностях поселилось около 40 бобров