Ника, расскажи о себе и опыте участия в «Ломоносове».
Учусь на четвертом курсе, мой модульт – «Связи с общественностью», что перекликается с темой работы - «Коммуникативная стратегия Джозефа Байдена в период предвыборной кампании 2020 года», она представлена в подсекции «Реклама и связи с общественностью. Этот «Ломоносов» у меня уже второй по счету, но параллельно я также принимала участие в конференциях других университетов. Мой научный руководитель - Нина Владимировна Старых.
Я исследую речевые приемы Байдена, его архетипичность, тактику поведения в предвыборной кампании, его манеру общения с оппонентами и избирателями. Кроме того, в моей работе освещено его прошлое – чем он занимался до 2020 года. Честно говоря, у него очень богатый опыт, поэтому удалось добыть достаточно большое количество интересной информации.
Как ты пришла к изучению и освещению такой сложной темы?
На самом деле, эта работа – закономерное продолжение предыдущих исследований, потому что до этого я занималась военной пропагандой в период Первой мировой войны, потом в сферу моих интересов попала психология медиапотребления. Мой основной интерес направлен на изучение того, как на людей влияют через СМИ, каким образом выстраивается коммуникация, например, между представителями властных структур и обществом, в том числе посредством журналистики. Возник интерес очень давно, еще до поступления на журфак я тщательно изучала историю, ведь параллельно поступала еще и на истфак. И, собственно, в случае поступления на исторический хотела направить свою деятельность на историю политических течений - этим я сейчас и занимаюсь на журфаке.
Как ты считаешь, какие навыки и умения из повседневной журналистской практики пригодились тебе при изучении темы?
По поводу навыков и умений – на самом деле, грамотная речь – это точно никогда не бывает лишним, ведь в ста процентах случаев нужно быть очень точным. Необходимы навыки поиска информации, понимание того, как работают СМИ, как они осуществляют свою деятельность, как они обрабатывают материалы, которые им предоставляют, допустим, работники политических служб. Кроме того, естественно, знание законодательства, этому у нас на журфаке уделяют отдельное внимание, и правовой аспект, как показывает практика, тоже нужно всегда учитывать.
Какие способы коммуникации были рассмотрены в работе и какой из них оказался самым эффективным и неэффективным?
Самыми эффективными, как показало исследование, оказались, общение напрямую с избирателями – личные встречи, естественно, в доковидную эру, регулярная публикация агитационных роликов, в которых Байден обращался адресно к каждой категории населения, которая его интересовала. Кроме того, у него был продуман официальный сайт кампании, на котором его представители делились с потенциальными избирателями историей жизни Байдена: какими-то ключевыми вехами, этапами развития его как личности. При этом акценты в его биографии были расставлены таким образом, что Байден – такой же, как и все - выходец из среднего класса, воплощающий собой американскую мечту, он не отделяет себя от простых людей, даже достигнув таких высот в политике.
А как на коммуникационную стратегию Байдена повлияла пандемия?
На самом деле, как я считаю, Байден довольно нейтрально воспринял коронавирусную повестку. В преддверии выборов, когда был отмечен очередной пик заболеваемости, он отказался от публичных мероприятий с большой аудиторией, встречи некоторые, например, с генштабом, проводил в онлайн-формате и всегда появлялся на публике в маске. В то же время Трамп, во-первых, называл коронавирус «китайским вирусом», во-вторых, открыто говорил о том, что маски носить необязательно, да и в принципе отрицал необходимость ускоренной вакцинации и закрытия городов на карантин.
Какой этап твоей работы был самым сложным?
Самым сложным этапом работы стала необходимость правильно интерпретировать его [Байдена] высказывания при условии того, что это очень специфический английский: часто встречаются вкрапления таких, можно даже сказать, сленговых слов, и разговорной лексики.
Как это происходило: например, я обнаруживаю какую-то тенденцию в его дискурсе и затем подтверждаю ее конкретными примерами. Я предполагаю, что он закрепляет в сознании избирателей определенную фразу, и затем моя задача – это привести конкретные примеры, соответственно – я рассматриваю несколько агитационных роликов.
Планируешь ли ты продолжить исследования в этой теме?
Да, я безусловно планирую продолжать исследование. Меня в принципе по-настоящему сильно интересуют две темы – это кризисный пиар в политике, и мне интересно следить за тенденциями в современной пиар-сфере. Хочется понимать, что и как работает сегодня при условии того, что реальность постоянно меняется, форматы устаревают, людям все труднее удерживать внимание на материале, фокусироваться, то же самое пресловутое клиповое мышление, приплюсовываем к этому баннерную слепоту и информационный пузырь – получаем то, что до целевой аудитории очень трудно достучаться, нужно постоянно первым перенимать какие-то новые инструменты, их адаптировать и желательно, конечно, модифицировать, чтобы они не устаревали.