Музейные предметы и визуальное общество

Предыдущая статья Следующая статья

Зоологический музей МГУ решил показать свою экспозицию с помощью «цифрового-двойника»

С 8 февраля более 10000 экспонатов старейшего музея Москвы - Зоологического музея МГУ имени М. В. Ломоносова - стали доступны каждому благодаря цифровой версии. Сайт проекта "Музей в кармане" предоставляет возможность посмотреть несколько десятков тысяч фотографий в разрешении 36 мегапикселей, 3D-модели, интерактивные карты экспедиций, различные залы и галереи, квесты и тесты, послушать подкасты, звуки дикой природы и многое другое.

«Журналист Online» пообщался с заместителем директора музея и участником проекта "Музей в кармане", Александром Владимировичем Ладыгиным.

©Из личного архива Александра Ладыгина

- Могли бы рассказать предысторию проекта?

- Во-первых, на создание подобного проекта нас сподвигла мысль о том, что у нас есть контент, которым мы хотели бы поделиться с большим количеством людей. Сайт посвящен цифровому представлению музея, который расположен в центре Москвы, и, соответственно, не у всех жителей нашей огромной Родины есть возможность его посетить. К примеру, школьники из Петропавловска-Камчатского имеют мало шансов заглянуть не только в экспозицию, но и тем более в хранилища музея. То, что выставлено в экспозиционных залах - это одна десятая того, что хранится в научных фондах. Да и обычные посетители музея почти никогда не смогут попасть в научное хранилище, мы открываем его только один раз в год на "Ночь в музее", и то в очень ограниченном доступе. Эта часть музея скрыта от обывателя, и мы хотели бы поделиться ей хотя бы в электронном формате. Кроме того, наш портал предоставляет возможность увидеть экспонаты людям, которые по причинам своего здоровья не могут этого сделать.  Во-вторых, есть такая мировая тенденция: музеи, и не только, создают свои онлайн платформы, например, есть проект "Google Arts & Culture", благодаря которому любой желающий может посмотреть мировые шедевры искусства. Вот и мы решили сделать подобное, однако для воплощения этой идеи в реальность нужны технические возможности оцифровки. В МГУ есть "Программа развития", которая выделяет средства структурным подразделениям университета для создания перспективных проектов. Московский университет выделил средства на оснащение музея современными средствами оцифровки коллекций.

- С какими трудностями пришлось столкнуться при работе над проектом?

- Есть несколько моментов, которых мы не ожидали, прежде всего, это трудозатраты на оцифровку и невероятный объем работы. Для качественного выполнения работы нужно не только современное высокотехничное оборудование, но и профессиональные работники. Для создания одной 3D-модели требуется много времени, на её сканирование уходит примерно от трёх до пяти часов, потому что это огромный объем информации для обработки. Потом все это нужно сшить в специальной программе, загрузить на загрузить на специализированную интернет-платформу,  сделать к каждой модели информационные метки-подписи, которые позволят посетителям сайта полноценно использовать их в образовательных целях.

- Мне показалось, что проект создан с большой внимательностью и любовью: многие тексты написаны интересно и с юмором, на фотографиях можно разглядеть все детали. Почему Вам было важно сделать проект такого высокого качества?

- Во-первых, нам было предоставлено хорошее оборудование, и мы использовали его в полную силу. Во-вторых, это специфика музейных работников, которые отличаются педантичным и трепетным отношением к своему делу, да и наша работа требует высокой степени внимательности, аккуратности. Многие биологи воспринимают свои объекты не только как способ познания мира, но и искренне любят их. Эмоциональная составляющая имеет своё место, поскольку мы ценим свои экспонаты и хотим рассказать о них интересно. Кроме того, МГУ – университет высоких стандартов, поэтому хотелось соответствовать.

- На сайте можно найти большое количество информации, разделов, на нем даже есть 3D–модели. Как много времени заняла эта работа и сколько людей приняли участие?

- Работа над сайтом – верхушка айсберга, потому что примерно год ушёл только на получение оборудования, создание под него рабочих мест. Нельзя просто на откидном столике поставить 3D-принтер или сканер. Необходимо создать целую инфраструктуру, выделить помещения, провести обучение сотрудников, установить и освоить сложное программное обеспечение и только после этого уже можно приступить к работе над проектом. В 2021 году мы получили оборудование, в начале 2022 года начали работу над проектом и 8 февраля 2023 года, в День российской науки, запустили сайт. Это музейный командный продукт.

- В чем, на Ваш взгляд, особенность и уникальность проекта?

- В мировом масштабе проект, может быть, и не очень уникален, потому что цифровизация музеев происходит уже давно, но над нашим проектом работали специалисты, которые с любовью относятся к своим объектам и интересно о них рассказывают.

©Из личного архива Александра Ладыгина

- Могли бы Вы рассказать про фотографии розовых носорогов и голубых гиппопотамов, указанных в одном из разделов сайта?

- Это побочный продукт того, что происходит в музее во время разных интересных мероприятий. Например, к нам иногда обращаются кинокомпании для съемок того или иного эпизода. Одна из сцен фильма "17 мгновений весны" была снята в зале музея. Фильм "Гараж"  1979 года тоже частично снимался в музее. У нас есть экспонат – чучело бегемота – на котором по ходу сюжета фильма спал его режиссер Эльдар Рязанов. Многие популяризаторы науки любят записывать у нас свои научно-просветительские лекции – им нравится наш немного таинственный «антураж». А любые съемки – это создание своей необычной атмосферности, акцентного освещения. В общем, у нас нередко проходят "немузейные" события, а мы просто пользуемся возможностью, чтобы запечатлеть нашу экспозицию в нетрадиционном формате. "Розовые носороги" и "голубые гиппопотамы" тоже являлись частью одного киноэпизода, в котором наши экспонаты были подсвечены в искусственном дыму.

- Для кого будут полезны 3D-модели биологических объектов? 

- Они могут быть интересны в научно-просветительских и образовательных целях. Период пандемии показал, что дистанционный формат не только возможен, но и востребован, он уже прочно занял свои позиции. Многие студенты – медики, биологи, которые проходят обучение в дистанционном формате, - не имеют возможности вживую, предметно работать с учебными объектами. Например, в рамках практикумов по анатомии животных. Теперь на нашем сайте такая возможность есть. Пока там не так много моделей, но их число постоянно увеличивается.

- Чем виртуальный поход в музей отличается от реального? К примеру, я заметила, что на сайте есть возможность посетить «тайные комнаты» музея, такие как оссуарий, в котором хранятся кости животных.

- Посетитель реального музея многого может не увидеть. Например, стекло витрины будет мешать ему детально рассмотреть экспонат, а громко веселящиеся дети – внимательно слушать экскурсовода. Есть моменты, которые неизбежны в реальном музее, в виртуальном же вы можете рассмотреть желаемый экспонат со всех сторон, ракурсов, в любое время суток, без очередей и входных билетов. Виртуальное посещение любого музея более приватно, камерно, это внутренний познавательный и созерцательный процесс. Может быть, в этом даже есть что-то от медитации. Мы создаём более удобный формат для посетителей. Кому-то удобнее посетить музей дистанционным путем, а кому-то важно увидеть всё своими глазами.

- На что людям стоит обратить внимание при знакомстве с виртуальным музеем?

- Я бы хотел, чтобы посетители виртуального музея обратили внимание на две вещи. Первый момент. Музей - это не только и не столько экспонаты, витрины, хранилища, фонды, лаборатории. Это, прежде всего, люди. Энтузиасты, которые все это собрали, сохранили и продолжают сохранять это культурное наследие для нас, для всех. Но их деятельность, как поется в одной песне, «на первый взгляд как-будто не видна». Тем не менее, без них не было бы ни реального, ни виртуального музея. Рассказать о них было одной из наших приоритетных задач. Второй момент. Познание живой природы и окружающего нас мира – а это не только наша, как естественно-научного музея, социальная, но и научная задача – даёт ребёнку и вообще любому посетителю необходимую эмпатию, ответственность, понимание глубинной сути вещей, здесь можно отыскать высшие смыслы и высшую гармонию. Учиться человечности у природы – ещё одна задача нашего проекта. Учиться у природы, чтобы оставаться людьми.

17.12.2021
Как по мосту в Китай и Россию попал буддизм
Что общего между древними пещерами на Севере Китая и ледяными гротами острова Ольхон на Байкале
07.02.2023
Синтез классических ценностей и реалий журналистики
На факультете журналистики МГУ состоялась международная научно-практическая конференция
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
04.04.2024
Сквозь кровь и пот к медалям
27 марта завершилось первенство МГУ имени М. В. Ломоносова по боксу