Музейные предметы и визуальное общество

Предыдущая статья Следующая статья

Зоологический музей МГУ решил показать свою экспозицию с помощью «цифрового-двойника»

С 8 февраля более 10000 экспонатов старейшего музея Москвы - Зоологического музея МГУ имени М. В. Ломоносова - стали доступны каждому благодаря цифровой версии. Сайт проекта "Музей в кармане" предоставляет возможность посмотреть несколько десятков тысяч фотографий в разрешении 36 мегапикселей, 3D-модели, интерактивные карты экспедиций, различные залы и галереи, квесты и тесты, послушать подкасты, звуки дикой природы и многое другое.

«Журналист Online» пообщался с заместителем директора музея и участником проекта "Музей в кармане", Александром Владимировичем Ладыгиным.

©Из личного архива Александра Ладыгина

- Могли бы рассказать предысторию проекта?

- Во-первых, на создание подобного проекта нас сподвигла мысль о том, что у нас есть контент, которым мы хотели бы поделиться с большим количеством людей. Сайт посвящен цифровому представлению музея, который расположен в центре Москвы, и, соответственно, не у всех жителей нашей огромной Родины есть возможность его посетить. К примеру, школьники из Петропавловска-Камчатского имеют мало шансов заглянуть не только в экспозицию, но и тем более в хранилища музея. То, что выставлено в экспозиционных залах - это одна десятая того, что хранится в научных фондах. Да и обычные посетители музея почти никогда не смогут попасть в научное хранилище, мы открываем его только один раз в год на "Ночь в музее", и то в очень ограниченном доступе. Эта часть музея скрыта от обывателя, и мы хотели бы поделиться ей хотя бы в электронном формате. Кроме того, наш портал предоставляет возможность увидеть экспонаты людям, которые по причинам своего здоровья не могут этого сделать.  Во-вторых, есть такая мировая тенденция: музеи, и не только, создают свои онлайн платформы, например, есть проект "Google Arts & Culture", благодаря которому любой желающий может посмотреть мировые шедевры искусства. Вот и мы решили сделать подобное, однако для воплощения этой идеи в реальность нужны технические возможности оцифровки. В МГУ есть "Программа развития", которая выделяет средства структурным подразделениям университета для создания перспективных проектов. Московский университет выделил средства на оснащение музея современными средствами оцифровки коллекций.

- С какими трудностями пришлось столкнуться при работе над проектом?

- Есть несколько моментов, которых мы не ожидали, прежде всего, это трудозатраты на оцифровку и невероятный объем работы. Для качественного выполнения работы нужно не только современное высокотехничное оборудование, но и профессиональные работники. Для создания одной 3D-модели требуется много времени, на её сканирование уходит примерно от трёх до пяти часов, потому что это огромный объем информации для обработки. Потом все это нужно сшить в специальной программе, загрузить на загрузить на специализированную интернет-платформу,  сделать к каждой модели информационные метки-подписи, которые позволят посетителям сайта полноценно использовать их в образовательных целях.

- Мне показалось, что проект создан с большой внимательностью и любовью: многие тексты написаны интересно и с юмором, на фотографиях можно разглядеть все детали. Почему Вам было важно сделать проект такого высокого качества?

- Во-первых, нам было предоставлено хорошее оборудование, и мы использовали его в полную силу. Во-вторых, это специфика музейных работников, которые отличаются педантичным и трепетным отношением к своему делу, да и наша работа требует высокой степени внимательности, аккуратности. Многие биологи воспринимают свои объекты не только как способ познания мира, но и искренне любят их. Эмоциональная составляющая имеет своё место, поскольку мы ценим свои экспонаты и хотим рассказать о них интересно. Кроме того, МГУ – университет высоких стандартов, поэтому хотелось соответствовать.

- На сайте можно найти большое количество информации, разделов, на нем даже есть 3D–модели. Как много времени заняла эта работа и сколько людей приняли участие?

- Работа над сайтом – верхушка айсберга, потому что примерно год ушёл только на получение оборудования, создание под него рабочих мест. Нельзя просто на откидном столике поставить 3D-принтер или сканер. Необходимо создать целую инфраструктуру, выделить помещения, провести обучение сотрудников, установить и освоить сложное программное обеспечение и только после этого уже можно приступить к работе над проектом. В 2021 году мы получили оборудование, в начале 2022 года начали работу над проектом и 8 февраля 2023 года, в День российской науки, запустили сайт. Это музейный командный продукт.

- В чем, на Ваш взгляд, особенность и уникальность проекта?

- В мировом масштабе проект, может быть, и не очень уникален, потому что цифровизация музеев происходит уже давно, но над нашим проектом работали специалисты, которые с любовью относятся к своим объектам и интересно о них рассказывают.

©Из личного архива Александра Ладыгина

- Могли бы Вы рассказать про фотографии розовых носорогов и голубых гиппопотамов, указанных в одном из разделов сайта?

- Это побочный продукт того, что происходит в музее во время разных интересных мероприятий. Например, к нам иногда обращаются кинокомпании для съемок того или иного эпизода. Одна из сцен фильма "17 мгновений весны" была снята в зале музея. Фильм "Гараж"  1979 года тоже частично снимался в музее. У нас есть экспонат – чучело бегемота – на котором по ходу сюжета фильма спал его режиссер Эльдар Рязанов. Многие популяризаторы науки любят записывать у нас свои научно-просветительские лекции – им нравится наш немного таинственный «антураж». А любые съемки – это создание своей необычной атмосферности, акцентного освещения. В общем, у нас нередко проходят "немузейные" события, а мы просто пользуемся возможностью, чтобы запечатлеть нашу экспозицию в нетрадиционном формате. "Розовые носороги" и "голубые гиппопотамы" тоже являлись частью одного киноэпизода, в котором наши экспонаты были подсвечены в искусственном дыму.

- Для кого будут полезны 3D-модели биологических объектов? 

- Они могут быть интересны в научно-просветительских и образовательных целях. Период пандемии показал, что дистанционный формат не только возможен, но и востребован, он уже прочно занял свои позиции. Многие студенты – медики, биологи, которые проходят обучение в дистанционном формате, - не имеют возможности вживую, предметно работать с учебными объектами. Например, в рамках практикумов по анатомии животных. Теперь на нашем сайте такая возможность есть. Пока там не так много моделей, но их число постоянно увеличивается.

- Чем виртуальный поход в музей отличается от реального? К примеру, я заметила, что на сайте есть возможность посетить «тайные комнаты» музея, такие как оссуарий, в котором хранятся кости животных.

- Посетитель реального музея многого может не увидеть. Например, стекло витрины будет мешать ему детально рассмотреть экспонат, а громко веселящиеся дети – внимательно слушать экскурсовода. Есть моменты, которые неизбежны в реальном музее, в виртуальном же вы можете рассмотреть желаемый экспонат со всех сторон, ракурсов, в любое время суток, без очередей и входных билетов. Виртуальное посещение любого музея более приватно, камерно, это внутренний познавательный и созерцательный процесс. Может быть, в этом даже есть что-то от медитации. Мы создаём более удобный формат для посетителей. Кому-то удобнее посетить музей дистанционным путем, а кому-то важно увидеть всё своими глазами.

- На что людям стоит обратить внимание при знакомстве с виртуальным музеем?

- Я бы хотел, чтобы посетители виртуального музея обратили внимание на две вещи. Первый момент. Музей - это не только и не столько экспонаты, витрины, хранилища, фонды, лаборатории. Это, прежде всего, люди. Энтузиасты, которые все это собрали, сохранили и продолжают сохранять это культурное наследие для нас, для всех. Но их деятельность, как поется в одной песне, «на первый взгляд как-будто не видна». Тем не менее, без них не было бы ни реального, ни виртуального музея. Рассказать о них было одной из наших приоритетных задач. Второй момент. Познание живой природы и окружающего нас мира – а это не только наша, как естественно-научного музея, социальная, но и научная задача – даёт ребёнку и вообще любому посетителю необходимую эмпатию, ответственность, понимание глубинной сути вещей, здесь можно отыскать высшие смыслы и высшую гармонию. Учиться человечности у природы – ещё одна задача нашего проекта. Учиться у природы, чтобы оставаться людьми.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
07.12.2021
Шанс для новых экологических проектов
Как гранты помогают молодым людям начать свое экодело
13.07.2021
“Ты можешь не написать ни одной книги, но ты всё равно будешь писателем”
Каковы тонкости писательского мастерства и вкусы современного читателя - в материале “Журналиста Online”
27.11.2023
Стартапы времен Петра I и современные российские предприниматели
Приоритеты технологического развития России обсудили на Всероссийском форуме технологического предпринимательства