Летний сезон в самом разгаре, и многие детские лагеря уже распахнули свои двери для отдыхающих. Безусловно, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране, ряд ограничений и мер безопасности по-прежнему существует, но это не помешало руководителям и вожатым организовать досуг для школьников. Как пандемия и самоизоляция, которые совсем недавно были для нас суровой реальностью, повлияли на подготовку к сменам в детских лагерях?
Первый этап подготовки - обучение вожатых. Каждый год на этот путь становится немало новичков, многие из которых сами провели детство в лагерях и дождались совершеннолетия, чтобы примерить на себя уже роль сотрудника.
Школа вожатых Московского Дворца Пионеров в этом году провела часть занятий дистанционно. О том, как это было, рассказал методист Управления городских программ Московского дворца пионеров Алексей Жуков.
"В момент, когда был введён режим самоизоляции, 2 потока будущих вожатых ещё не закончили обучение: впереди были Экспресс-курс и Инструктивный лагерь.
Первое, что нам очень помогло в сложившейся ситуации, это сервис Google Класс, мы загрузили туда все материалы и задания. Ребята изучали лекции и выполняли практическую работу, пользуясь этой платформой. Все педагоги школы вожатых были на связи, отвечали на возникающие вопросы. Также мы оценивали работы слушателей курса и выставляли баллы.
Экспресс-курс тоже был проведён в Google Классе, на него записалось много людей из разных регионов России. Ребята осваивали материал самостоятельно, решали кейсы и взаимодействовали с педагогами.
Далее по плану был инструктив, и если в прошлом году у нас была возможность выехать в ОЦ «Команда», то в этот раз практика проходила в формате Онлайн-смены. Ребята были поделены на отряды, которыми руководили наставники. Работа проводилась в течение всего дня, были организованы вечерние массовые мероприятия, лекции и многое другое. Во время инструктива нам помогли такие платформы, как Zoom и Miro, также мы работали в социальных сетях ВК и Instagram.
Во время изоляции мы создали официальную группу Школы Вожатых МДП в ВК, где и сейчас освещаются познавательные рубрики для наших участников. Из них можно узнать массу полезной информации, которая обязательно пригодится в работе. Мы планируем продолжать вести группу и в следующем учебном году".
В рамках проекта «ДОМ онлайн» учреждения дополнительного образования города Москвы и Московское региональное отделение Российского движения школьников разработали и провели серию смен в новом, непривычном формате. Участники поддерживали связь дистанционно, но это не помешало созданию лагерной атмосферы и проведению мероприятий.
Хассан Абдалла, специалист Московского регионального отделения Российского движения школьников, поделился подробностями проведения онлайн-активностей для юных жителей города.
"Идея проведения онлайн-смен, безусловно, не является новой, но в современных реалиях она приобрела актуальную повестку. Представители Московского регионального отделения Российского движения школьников, будучи заинтересованными в построении и организации современного, активного образовательного досуга для школьников, заинтересовались этой темой и создали программу, состоящую из четырёх июньских смен: «Твори с РДШ», «Играй с РДШ», «Развивайся с РДШ» и «Создавай с РДШ». Количество участников было довольно большим: от 178 ДО 318 человек.
Сопровождение отрядов обеспечивала команда Городского совета старших вожатых образовательных организаций Департамента образования и науки города Москвы. Опытные педагоги работали в парах с активными вожатыми-стажёрами, которым ещё нет 18 лет. Эта особенность положительно повлияла на эффективность командной работы, коммуникацию, сплочение и организацию отрядной деятельности.
Составленные программы выполняли как просветительскую, так и развлекательную функции: были организованы мастерские, лектории. Кроме того, появились уникальные онлайн-активности: радио-театр, командные квизы. Они помогли сплочению и объединению команд. Например, 12 июня прошёл онлайн-квиз, посвященный Дню России, связанный с её культурной, исторической, спортивной и географической составляющими. Также ребята научились проектной деятельности: продвигали идеи, связанные с тематикой смен.
Само взаимодействие между вожатыми и детьми осуществлялось с помощью платформы Zoom, также участники могли общаться между собой в беседе в WhatsApp. Был составлен распорядок дня, близкий к традиционному лагерному формату: утренние зарядки, общие сборы, мастер-классы, образовательные программы. В рамках всероссийского проекта “Классные встречи” ребята общались с приглашёнными гостями, обсуждали актуальные темы и задавали вопросы.
Чтобы избежать постоянного контакта с экраном, время на выполнение заданий школьники распределяли сами в течение дня и созванивались вечером на отрядных мероприятиях, делились своими мыслями и выводами на традиционных «свечках». В конце каждой смены проходил гала-концерт, на котором подводились итоги: были награждены активисты, вожатые и стажёры.
Онлайн-формат смен, с точки зрения социальной коммуникации,- это своеобразная вещь. Безусловно, не хватало живого общения и тактильного контакта, которые важны при сплочении команды. Но в наше время такой альтернативный формат можно и нужно продвигать, он действительно особенный, ведь раньше мы не могли даже представить себе лагерь в такой необычной интерпретации".
19 июля в подмосковном лагере «Орлёнок» состоялось торжественное открытие первой смены. После долгой, тщательной подготовки и установления новых правил дети смогли приехать в любимый лагерь. Юлия Балягина, вожатая первого отряда, рассказала об отдыхе в такое непростое время.
"После снятия ограничений мы долго ждали информации о том, состоится ли смена, так как старт продажи путёвок был в апреле, но возможно было только забронировать их. В этом году подтвердили всего две смены из четырёх, сократив количество детей на одной смене с 400 до 200. Кроме того, ввели ограничение, касающееся персонала: к сожалению, сотрудников возраста 65 лет и старше не допустили до работы в этом году.
Атмосфера ничем не отличается от традиционных смен, потому что в «Орлёнке» всегда круто, даже во время карантина. Но правила изменились: практически все мероприятия проходят на улице, в том числе дискотеки и просмотры массовых мероприятий. Отряды выступают на сцене в клубе перед взрослыми сотрудниками лагеря и одним отрядом, ожидающим своего номера, после чего возвращаются в зрительный зал, оборудованный на улице, и смотрят концерт через экран. На самом деле, для детей это очень сложно, потому что выступающие не чувствуют поддержки зала в полной мере, не слышат аплодисментов.
В целом, все понимают, что изменение формата гораздо лучше, чем отмена смены в принципе. Дети безумно рады, они общаются и весело проводят время вместе. Всё хорошо, интересно, красиво и активно, как всегда! Поэтому меры безопасности и введённые ограничения никак не повлияли на атмосферу «Орлёнка».