Валерия Макарова в свои восемнадцать лет уже знают как солиста Камерной сцены Большого театра имени Б. А. Покровского и творческого коллектива «Art-collage». Кроме того, он выступает с сольными камерными программами на площадках Москвы, например в музее имени Гоголя, музеях Льва Толстого и Ф. Шаляпина, в музее Парка имени Горького.
При участии и поддержке Самарской Епархии и солистов Самарского Академического театра оперы и балета Валерий записал вокальный цикл на стихи русских поэтов «Преодоление».
Корреспонденту «Журналиста Online» Валерий рассказал о своем первом выходе на сцену, своей композиторской деятельности и любви к опере.
– Когда ты впервые открыл для себя мир музыки?
– В шесть лет мама привела менять в театральную студию. Я дебютировал в спектакле «Василий Теркин» в театре юного зрителя «СамАрт». Именно в театре я впервые выступил как вокалист, и некоторое время спустя начал учиться игре на фортепиано, а потом вокалу.
– Многие ученики быстро теряют интерес к музыке в годы обучения в музыкальных школах и после окончания не хотят к этому возвращаться. С тобой такое случалось?
– Да, это очень часто происходит. И со мной такое было. В музыкальных школах, как правило, очень жесткий подход к обучению, строгие правила и педагоги. Я же считаю, что в раннем возрасте во время занятий музыкой нужно использовать игровой элемент, чтобы заинтересовать ребенка.
Не всем дано быть музыкантами, но музыка должна присутствовать в жизни каждого человека, и необходимую базу, по моему мнению, желательно формировать еще в детском возрасте. Важно водить ребенка в музыкальный театр на понятные ему постановки, а не на четырехчасовые оперы наподобие «Бориса Годунова».
– Когда ты начал писать музыку?
– Я начал писать в пятнадцать, шестнадцать лет. Это было в школе, занятия композицией в дальнейшем мне стали очень интересны. Вместе с моим педагогом Анной Юрьевной Костенко, которая заметила меня в общеобразовательной школе, мы выпустили вокальный цикл «Преодоление». Это была первая полная композиторская работа. Потом я стал сочинять и фортепианные произведения, и хоровые. В Санкт-Петербургской филармонии прозвучал гимн, который я написал для конкурса Елены Образцовой.
– Сейчас, когда у тебя за спиной немалый опыт музыкальной деятельности, ты все еще берешь уроки у педагогов?
– Да, мой педагог – заслуженный артист РФ, солист большого театра Роман Муравицкий, которому я очень благодарен за мое профессиональное становление. За два года обучения мы много сделали.
– Я знаю, что ты прошел в третью Академию молодых оперных исполнителей из России в Опере Монте-Карло. Опера – необычный музыкальный жанр. Что тебя в ней привлекает?
– Интерес к музыке зародился благодаря увлечению театром. Опера мне близка тем, что это синтез музыки и театра, – вот почему я очень люблю этот жанр. В опере, благодаря музыкальной линии, можно передать максимальную палитру человеческих чувств и эмоций.
– Что ты слушаешь в повседневной жизни? Кого из исполнителей/композиторов ты предпочитаешь?
– Мне очень нравится джаз, песни Аллы Пугачевой. Джаз интересно исполняет Мария Масхулия. Восхищаюсь пением Хиблы Герзмавы. Очень люблю тенора Алексея Татаринцева, на которого я равняюсь. Его исполнение мне очень близко. Люблю хороший рок. Безумно люблю Рахманинова, Шостаковича. Поскольку я больше связан с классикой, я слушаю в основном классическую музыку.
– Как часто ты участвуешь в международных/ всероссийских/ региональных конкурсах?
– Я участвую в конкурсах довольно часто. Каждый конкурс – это определенный трамплин, который необходим для следующего рывка.. Сейчас я принимаю участие в организации различных музыкальных фестивалей; например, в октябре в Самаре буду организовывать фестиваль имени Шостаковича.
– Какой совет ты бы дал начинающим композиторам?
– Да я и сам начинающий композитор (смеется). Всем композиторам я бы посоветовал слышать свое сердце. Не слушать, а именно слышать наше время, чувства, эмоции других людей. Стараться искать в музыке новое, но и не забывать старое. И самое главное – идти именно от души, а не от ума.