Реальность Буковски на сцене

Предыдущая статья Следующая статья

Спектакль о жизни через призму маленьких побед и больших поражений

Авторы: Анастасия Карайбеда, Софья Огрина

В Гоголь-центре 9 и 10 апреля проходила постановка «Буковски» от Антона Федорова. Это была вторая работа молодого режиссера, который получил премию «Золотая Маска 2021» за свой дебют «Петровы в гриппе».

©Софья Огрина / Журналист Online

Философия и жизнь Буковски

Он родился в Германии в 1920 году и спустя три года эмигрировал с родителями в США. Детство мальчика прошло несладко, отец регулярно избивал Чарльза, начиная с момента, когда ребёнку исполнилось шесть лет. Будущий писатель был изгоем на протяжении всей школы. Жесткое обращение в купе с одиночеством поспособствовали появлению новой творческой единицы такой как Чарльз Буковски. Его философия стала результатом предыдущих жизненных испытаний. Они же подарили ему стремление к творчеству и особый взгляд на жизнь. После того, как Буковски бросил университет, он начал активно заниматься писательской деятельностью. Чарльз написал сотни рассказов, но была опубликована лишь пара из них. Они также не принесли ему успеха. Спустя два года он забросил писательство, сменил множество рабочих мест. Нужно было на что-то жить, поэтому Буковски устроился на почту разносчиком писем и посылок. Продолжал оставаться почтальоном, пока в 1955 году в возрасте 35 лет чуть не умер от внутреннего кровотечения. Тогда он твёрдо решил стать писателем во что бы то ни стало. Буковски не добился публичного успеха, пока ему не исполнилось 50 лет. Ему потребовались многие годы труда, чтобы наконец склонить обстоятельства в свою сторону. Но несмотря на это, на гранитной плите Чарльза Буковски была высечена надпись «Don’t try», противоречащая его истории. В его жизненной философии отражена главная черта не только творчества, но и самого Чарльза Буковски. Он не старался быть похожим на писателя, он был им. Он не старался угодить кому-то своими книгами, он писал реальность такой, какой видел её на самом деле. Его гениальность заключается в том, что он показал действительность своими глазами. Для Чарльза литература и есть та откровенность, с помощью которой можно передать все оттенки реальности.

«Буковски»

Та же идея нашла своё отражение и в художественной постановке. Спектакль «Буковски» – это синтез биографии и художественного таланта писателя 20 века. Перед началом постановки мы видим заглавную надпись на сцене: «Тексты Буковски озвучены бездомными Москвы». Такой сценический ход придает большее понимание внутреннего мира писателя. Голос бездомных – это есть голос самого Буковски, который несколько раз за жизнь опускался на самое дно: «В тот период я изо всех сил пытался не покончить с собой. Я хочу записать все, как было. Славный роман выйдет…». Выпивка, женщины, печатная машинка – такие символы мы можем найти на сцене. Тот, кто читал Буковски или смотрел про него документальные фильмы, оценят творческий подарок, созданный для зрителя.

Начало спектакля настраивает нас на новую волну. Мы видим Хэнка, которого играет Дмитрий Куличков. Актёр участвовал в постановках Олега Табакова, снимался в таких кинокартинах как «Белая гвардия», «Убить Сталина», «Молодёжка», «Кровавая барыня» и другие. Герой вываливается из-за надувных кукол. В руке у него, как обычно, выпивка, а на плечах висит расстёгнутый халат. Он садится за пишущую машинку. В комнате писателя телевизор, радио, его любимое кресло. Всё прибывает в беспорядке, который связан с самим героем. Мы не видим точного сюжета. Происходящее на стене больше выглядит, как отражение сознания пьяного человека. По сути мы видим всё, что происходит в голове Хэнка. Единственное, что остаётся неизменным это спутанная английская речь. Базовые фразы, которые знает даже школьник: «What’s up Jimmy», «You know?» и другие. Вперемешку с русской речью многие фразы приобретают комический эффект. Вскоре появляется друг главного персонажа – Джимми. Он предлагает Хэнку переплавить серебро. Начинается путешествие по разным захолустьям Лос-Анжелеса. На протяжении спектакля любители творчества Буковски также могут найти разные отсылки. Например, отдельные фразы из произведений Достоевского, которым восхищался сам Чарльз: «Среди грусти, душевного мрака, давления, мгновениями как бы воспламенялся его мозг и с необыкновенным порывом напрягались разом все жизненные силы его» (Ф. М. Достоевский, «Идиот»). Далее в речи ковбоя, который встречается на пути Хэнка, звучит известная фраза: «Don’t try». Мы видим не только похождения Буковски и его друга. Мы замечаем внутренний кризис писателя, его борьбу с литературным критиком, страхи, невзгоды, бедность, которые переплетаются с художественной манерой актера.

© Софья Огрина / Журналист Online
© Софья Огрина / Журналист Online
© Софья Огрина / Журналист Online


— Многие притворяются счастливыми.

— Зачем? Спросила дочь Буковски.

— Просто им стыдно и страшно. И не хватает духу в этом, признаться.

— А тебе страшно?

— Да, но хватает духу признаться только тебе, малышка. Я так ужасно напуган, что каждую минуту боюсь умереть. Буковски сжал «руль», и на его лице показалась усталость и печаль.

Такой подход к роли полностью раскрыл заглавного персонажа. И даже выкрики из зала не смогли сломить настрой Дмитрия Куличкова.

— Ну что, клоун, устроил себе свою церковь, сам-то доволен?

— Ну, не знаю, как вам, но как по мне, так это и есть тот театр, по которому все так истосковались.

Прекрасную игру актёра также подержал его товарищ по съёмкам Андрей Мерзликин:

«К спектаклю у меня один мощный комментарий, который родился от столкновения ожидания и реальности. Я знал артиста Дмитрия Куличкова раньше. Но сегодня понял, что не знал никогда, и открыл для себя этого артиста заново. Я всегда предполагал глубину его драматического дарования. Но вот есть роли, которые помогают ему вскрыть тот потенциал, который в нем, по большому счету, прячется. И сегодня были сняты все занавесы в потрясающей условной манере, через которую можно смело показывать всю глубину своих внутренних сил. Дмитрий Куличков - forever».

Сам спектакль – это столкновение наших стереотипов о западной культуре и творческой реальности Буковски. Персонажи не что иное как ожившие ярлыки, которые мы вешаем на американцев. Всё это отражение «грязного романтизма» Буковского - основателя данного направления, гениального писателя 20 века, не побоявшегося «плюнуть» наглой действительностью в души читателей.

05.12.2022
Смотреть в кино архивные кадры
Госфильмофонд провёл II Московский международный фестиваль архивных фильмов
06.12.2022
Арктика — это интересно!
На Конгрессе молодых ученых прошла сессия, посвященная культурному наследию Арктики
06.12.2022
Как сохранить научное наследие?
В 2023 году научное сообщество будет отмечать 120-летие А.Н. Колмогорова, В. Курчатова, А.П. Александрова, 180-летие К.А. Тимирязева и 115-летие Л.Д. Ландау
06.12.2022
Интеллектуальная литература для всех
В Москве проходит международная ярмарка интеллектуальной литературы NON/FICTIO№24