Современная алхимия

Предыдущая статья Следующая статья

Фотограф Александр Богуславский о магии амбротипии

Амбротипия — редкий вид фотографии, который сейчас сложно назвать популярной художественной практикой. С одной стороны, это связано с трудностями процесса производства, с другой — с его дороговизной. Однако изображения, появляющиеся при использовании такой техники, гипнотизируют зрителя. Фотограф Александр Богуславский, активно занимающийся амбротипией уже более шести лет, подробно рассказал, какая магия лежит внутри этого процесса.

©Фото из личного архива героя

Как начался путь художника?

Первый шаг был сделан в детстве. Совсем в детстве. Когда мне исполнялось восемь лет, родители подарили фотоаппарат. И не просто фотоаппарат, а культовую «Смену 8М». Разумеется, тогда доступ к фотолабораториям был только у профессионалов. Остальных ждала самодельная фотомастерская в ванной. Через этот путь я прошел. Включал красную лампочку, возился с оборудованием для проявки печати. Это совершенно другие ощущения, нежели работа с тем же печатным принтером. Чувство магии, которое возникает при создании образа, воспитало во мне того, кем я являюсь сейчас. Наибольший интерес во мне пробуждала работа с объектом, который представлен в единственном экземпляре, уникален. Технологии, которые позволяют множить изображения — не мое.

Техника фотографии, с которой ты работаешь, уникальна. Как ты о ней узнал и что было мотивацией ей заниматься? 

Когда я окончательно осознал, что цифровая фотография в ее классическом проявлении — не мое, стал даже пытаться заняться живописью. Но в этот момент произошло чудо — случайно увидел работы одного мастера, который занимался амбротипией. Той самой техникой, в которую я сейчас погружен. Она подразумевает создание черно-белого изображения на стеклах, процесс изготовления которых остался неизменным с XIX века. Помню, с какой силой меня поразило ощущение живого присутствия того, кто изображен на стекле. Позже я узнал, что такой эффект связан с длительной выдержкой при съемке: запечатлеть не просто секунда, момент, но маленький отрезок жизни. Модель остается неподвижной в течение 10 секунд, при этом дышит, совершает какие-то легкие движения. Вся эта микродинамика остается на стекле. Так случилась рифма настоящего момента и той искорки магии из детства. Понял — мое.

Расскажи о первых шагах. С какими нюансами техники производства ты сталкивался в работе?

Я решил записаться на авторский курс и проработал в качестве ассистента у самого мастера. Потихоньку создавал свои фотографии. Учитель, увидев, с каким усердием и искренним интересом я погружаюсь в мир амбротипии, дал мне потрясающий редкий объектив, которому уже больше ста лет (Emil Busch Anastigmat 5.5/255 mm). Углубляя свою практику, я стал осознавать удивительные возможности амбротипии. Во-первых, тот диапазон оттенков черного и белого, который позволяет фотографический отпечаток на стекле, недостижим ни с помощью пленки, ни, тем более, при использовании цифровых фотоаппаратов. В амбротипе сохраняется невероятно детализированное изображение, так как отсутствует зернистость. Однако тот факт, что технология старая, остается ощутимым: появляются наплывы эмульсии на изображении, могут попасть и отпечататься различные соринки, возникнуть пятна микрозасветки. Но в этом — вся прелесть. Это — алхимия, где пространство случая, часто, определяет твой творческий поток.

© Фото из личного архива героя
© Фото из личного архива героя
© Фото из личного архива героя

Долго ли ты искал свой стиль?

Около тридцати лет...  Я раньше много снимал на пленку, а амбротипией занимаюсь в общей сложности последние 6 лет. Не совру, если скажу, что стиль стал прорисовываться только лишь сейчас. Раньше все считали меня портретистом. Да и я сам думал также. Но съемка скорее про состояние в моменте, чем про внешность модели. Этот процесс синхронизации с правильным состоянием я могу сопоставить с духовными практиками. Был период, когда я много путешествовал по Индии, исследовал различные тралиции и пути к себе. Так вот, эта алхимия духа встает в полное подобие с алхимией пространства на стекле. Та атмосфера, которая возникает внутри триады «случай»+ «художник»+ «модель», и становится сущностным изображением амбротипа.

Обучают ли этой технике сейчас в России? Или она не очень популярна?

Да, обучают. Я! Если говорить серьезно, технике действительно обучают. Но не стилю. Я же при наборе курса тщательно отсматриваю портфолио участников. Беру на обучение лишь тех, чьи работы проходят отбор.

Общаешься ли ты с кем-то, кто практикует такую же фотографию?

Так вышло, что с фотографами не дружу. Источником же вдохновения уже длительное время для меня остается Сара Мун. Могу сказать, что с нее в целом начался мой путь в арт-фото.

Расскажи о своём любимом проекте, уже реализованном. Ты чаще создаёшь проекты на заказ или исходя из своей идеи?

Очень люблю проект «Медея»! Это наша с художницей Дашей Шанциной интерпретация мифа об аргонавтах. Мы пытаемся иначе взглянуть на образ Медеи, понять, где проходит граница между любовью и ненавистью и что по своей сути представляют эти два понятия. В рамках нашей истории Медея представляется на разных событийных этапах мифа, в разных состояниях: и пламенно любящей, и горячо ненавидящей. С помощью доступных амбротипии и абстракции методов мы вылепливаем ее многогранный психологический портрет. Нам очень важно было погрузиться в зону свободного чувствования. Даша в процессе работы, например, отказалась использовать кисти — работала руками, писала пальцами, чувствуя текстуру и тактильно проживая выбранную нами историю…

17.03.2023
«Все новинки к non/fiction – это сливки сливок»
“Журналист Online” поговорил о книгах с критиком Натальей Ломыкиной
15.04.2024
Мир, дружба, кибергуманизм
Фиджитал-выставка «Город Сад: Мультивселенные» в центре Современного искусства М’АРС
24.04.2024
"МОСТ" соединяет
В Библиотеке им. И.С. Тургенева прошла встреча с создателями Театра "МОСТ"
07.10.2022
Метеориты повсюду
Ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ рассказал, где найти метеориты