Амбротипия — редкий вид фотографии, который сейчас сложно назвать популярной художественной практикой. С одной стороны, это связано с трудностями процесса производства, с другой — с его дороговизной. Однако изображения, появляющиеся при использовании такой техники, гипнотизируют зрителя. Фотограф Александр Богуславский, активно занимающийся амбротипией уже более шести лет, подробно рассказал, какая магия лежит внутри этого процесса.
Как начался путь художника?
Первый шаг был сделан в детстве. Совсем в детстве. Когда мне исполнялось восемь лет, родители подарили фотоаппарат. И не просто фотоаппарат, а культовую «Смену 8М». Разумеется, тогда доступ к фотолабораториям был только у профессионалов. Остальных ждала самодельная фотомастерская в ванной. Через этот путь я прошел. Включал красную лампочку, возился с оборудованием для проявки печати. Это совершенно другие ощущения, нежели работа с тем же печатным принтером. Чувство магии, которое возникает при создании образа, воспитало во мне того, кем я являюсь сейчас. Наибольший интерес во мне пробуждала работа с объектом, который представлен в единственном экземпляре, уникален. Технологии, которые позволяют множить изображения — не мое.
Техника фотографии, с которой ты работаешь, уникальна. Как ты о ней узнал и что было мотивацией ей заниматься?
Когда я окончательно осознал, что цифровая фотография в ее классическом проявлении — не мое, стал даже пытаться заняться живописью. Но в этот момент произошло чудо — случайно увидел работы одного мастера, который занимался амбротипией. Той самой техникой, в которую я сейчас погружен. Она подразумевает создание черно-белого изображения на стеклах, процесс изготовления которых остался неизменным с XIX века. Помню, с какой силой меня поразило ощущение живого присутствия того, кто изображен на стекле. Позже я узнал, что такой эффект связан с длительной выдержкой при съемке: запечатлеть не просто секунда, момент, но маленький отрезок жизни. Модель остается неподвижной в течение 10 секунд, при этом дышит, совершает какие-то легкие движения. Вся эта микродинамика остается на стекле. Так случилась рифма настоящего момента и той искорки магии из детства. Понял — мое.
Расскажи о первых шагах. С какими нюансами техники производства ты сталкивался в работе?
Я решил записаться на авторский курс и проработал в качестве ассистента у самого мастера. Потихоньку создавал свои фотографии. Учитель, увидев, с каким усердием и искренним интересом я погружаюсь в мир амбротипии, дал мне потрясающий редкий объектив, которому уже больше ста лет (Emil Busch Anastigmat 5.5/255 mm). Углубляя свою практику, я стал осознавать удивительные возможности амбротипии. Во-первых, тот диапазон оттенков черного и белого, который позволяет фотографический отпечаток на стекле, недостижим ни с помощью пленки, ни, тем более, при использовании цифровых фотоаппаратов. В амбротипе сохраняется невероятно детализированное изображение, так как отсутствует зернистость. Однако тот факт, что технология старая, остается ощутимым: появляются наплывы эмульсии на изображении, могут попасть и отпечататься различные соринки, возникнуть пятна микрозасветки. Но в этом — вся прелесть. Это — алхимия, где пространство случая, часто, определяет твой творческий поток.
Долго ли ты искал свой стиль?
Около тридцати лет... Я раньше много снимал на пленку, а амбротипией занимаюсь в общей сложности последние 6 лет. Не совру, если скажу, что стиль стал прорисовываться только лишь сейчас. Раньше все считали меня портретистом. Да и я сам думал также. Но съемка скорее про состояние в моменте, чем про внешность модели. Этот процесс синхронизации с правильным состоянием я могу сопоставить с духовными практиками. Был период, когда я много путешествовал по Индии, исследовал различные тралиции и пути к себе. Так вот, эта алхимия духа встает в полное подобие с алхимией пространства на стекле. Та атмосфера, которая возникает внутри триады «случай»+ «художник»+ «модель», и становится сущностным изображением амбротипа.
Обучают ли этой технике сейчас в России? Или она не очень популярна?
Да, обучают. Я! Если говорить серьезно, технике действительно обучают. Но не стилю. Я же при наборе курса тщательно отсматриваю портфолио участников. Беру на обучение лишь тех, чьи работы проходят отбор.
Общаешься ли ты с кем-то, кто практикует такую же фотографию?
Так вышло, что с фотографами не дружу. Источником же вдохновения уже длительное время для меня остается Сара Мун. Могу сказать, что с нее в целом начался мой путь в арт-фото.
Расскажи о своём любимом проекте, уже реализованном. Ты чаще создаёшь проекты на заказ или исходя из своей идеи?
Очень люблю проект «Медея»! Это наша с художницей Дашей Шанциной интерпретация мифа об аргонавтах. Мы пытаемся иначе взглянуть на образ Медеи, понять, где проходит граница между любовью и ненавистью и что по своей сути представляют эти два понятия. В рамках нашей истории Медея представляется на разных событийных этапах мифа, в разных состояниях: и пламенно любящей, и горячо ненавидящей. С помощью доступных амбротипии и абстракции методов мы вылепливаем ее многогранный психологический портрет. Нам очень важно было погрузиться в зону свободного чувствования. Даша в процессе работы, например, отказалась использовать кисти — работала руками, писала пальцами, чувствуя текстуру и тактильно проживая выбранную нами историю…