- Как появилась идея создания проекта?
- Наш проект – некоммерческий. Серфинг - это часть нашей жизни, и мы просто про нее рассказываем.
Снимать мы начинали во вполне комфортных условиях: мы катались в Доминикане и на Бали. Впервые я встал на настоящие «русские» волны во Владивостоке во время финального этапа чемпионата России по серфингу, тогда это произвело на меня большое впечатление. До того видел их лишь на Казантипе, но еще не понимал – можно на них кататься или нет. Все-таки обычно, когда люди думают о серфинге, они представляют пальмы, солнце, белый песок, а тут – суровая российская природа, все говорят на родном языке, люди вокруг – свои. Приятные и необычные ощущения.
Где-то в 2013-2014 году в интернете мы нашли Михаила Демешкевича, который нас позвал в Сочи. До этого я был там пару раз, и то не на море, а в горах - катался на сноуборде. Поэтому мы долго сомневались, но, когда все-таки купили билеты и прилетели, не пожалели ни разу. Миша оказался очень дружелюбным человеком: он нас встретил и практически сразу повез на спот, за 200 км от Сочи. Волн ждали долго, но когда они пришли, не вылезали из воды около 3 часов. Там были хорошие условия: без ветра, сильных течений и опасных волн, - покатались очень классно. После этой поездки я задумался о съемке крутых роликов всерьез.
Осенью этого же года я нашел дешевые билеты на Камчатку. Там у нас был друг, который катался на сноуборде и иногда на серфе. Мы с командой приехали, кондиция волн мне не очень понравилась, но было интересно, как это зимой… Через пару месяцев также взяли билеты, камеру и поехали. Подумали так: получится – снимем, не получится – ну и Бог с ним, ничего не потеряем…Получилось. Это был наш первый ролик.
- Ваша команда, это кто?
- Ребята, с которыми мы уже очень давно общаемся, дружим.
Проект держится на энтузиазме. Конечно, мы вкладывали свои деньги, но спонсоры нам тоже помогали: снять одну серию – это как автомобиль хороший купить. А в целом, если этим не горишь, то такой проект нереально сделать. Нужно быть всегда готовым забить на работу, потратить свои деньги и улететь на другой конец света из-за хорошего прогноза. Мы все этим болеем.
- По какому принципу вы выбираете места?
- С опытом и со временем ты понимаешь, какое место лучше. Изучаешь акватории, розу ветров, статистику, дно.
- Расскажите вкратце про видео-эпизоды?
- Первая часть про летнюю Камчатку была супер успешной. Она получила очень много отзывов в интернете.
Летом опять поехали туда же. Было гораздо теплее, добираться проще.
Дальше - часть про Сочи.
И потом – самая сложная экспедиция – на Курилы. Нужно было даже разрешение ФСБ получать. Коммуникация не из легких. Да и эмоционально было довольно тяжело: там особенный берег, океан. Но волны самые лучшие, которые я когда-либо видел в России. Для этого экспедиция и была нужна – чтобы открыть такой достойный спот.
Потом мы год снимали часть про Северный Ледовитый океан, ездили туда уже 7 раз. Осенью нам составили компанию англичане. Они поначалу думали, что там не будет ни волн, ни погоды нужной – все-таки она непредсказуема. Но мы приехали, и все было отлично. До того мы ездили 6 раз и ни разу не было такой хорошей кондиции – то шел дождь, то был ураган, то не было волн, то было слишком холодно…Все время нам что-то мешало. А тут мы сами удивились, что все настолько идеально.
- Каково это - серфить в холодной воде?
- В первые полчаса, если вода не заливается, и волны не очень сильные, то очень даже комфортно. Но вообще это тяжело. Из-за толстого гидрокостюма и более плотной воды очень нелегко грести. Плюс, когда холодная жидкость попадает на лимфоузлы, начинает подташнивать, происходит спазм дыхательных путей и ты начинаешь задыхаться, - защитная реакция организма, чтобы легкие не простудить.
Самое страшное испытание было зимой, когда мы только начали снимать. До пляжа было очень тяжело добраться – мы шли от машины 3-4 часа пешком со всем оборудованием. Потом на холоде нужно было переодеться в задубевшие на морозе гидрокостюмы и идти в воду – она была -2 градуса. Подныриваешь, а когда вновь оказываешься на воздухе, начинаешь задыхаться. Ощущение очень неприятное. Минут 40 мы откатались, не больше. Поймали по 2 волны. Нужно было уже возвращаться к автомобилю и ехать в город.
Мы нашли снегоходы и уже на них несколько раз добирались до спота. А дальше и вовсе МЧС нам помогали. Все-таки зимой ты должен четко располагать своими силами, знать, что тебе их хватит, чтобы добраться до теплого места. Иначе можно просто не успеть переодеться – мокрый гидрокостюм на ветру быстро леденеет. Со временем, конечно, привыкаешь. Но первый раз, когда я был на Камчатке, это был ужасный стресс для организма: возвращался всегда с ужасными синяками под глазами.
- Готовились ли вы как-нибудь перед первым серф-заплывом в ледяную воду?
- Нет, абсолютно никак. Я даже в прорубь никогда не нырял.
- Какие самые опасные моменты были в путешествиях?
- Это произошло во время съемок последней части на Севере. Было непонятно, как заходить в океан: волны были достаточно большие, дна мы не знали. Сергей Расшиваев, залезая в воду, задел камень, и у него оторвался кусок гидрокостюма. Потом его ударило волной, он не успел выплюнуть специальное GoPro изо рта и набрать воздуха: чуть не утонул. Сергей достаточно опытный серфер, президент Федерации серфинга в России. Я первый раз его таким видел: он сидел все это время в таком мандраже и с испугом в глазах. Мы не знали, что делать, но потом все наладилось.
Еще были опасные моменты, когда мы ехали зимой на машинах по извилистой дороге, заваленной снегом. Темно, ничего не видно. Если ошибешься, повернешь не туда – можно улететь в обрыв.
- Стоит ли так рисковать жизнью ради удовольствия и роликов о серфинге?
- В первую очередь я это делаю, чтобы испытать себя. Понять, возможно это или нет. А потом привыкаешь к адреналину, и он тебе уже каждый день нужен, без него жить становится тяжело.
- Как обычно реагируют люди, видя вас с серф-оборудованием на российских пляжах?
- В городе обычно расспрашивают только работники гостиниц. В целом редко интересуются: на Севере, например, вообще никого нет. Говорят, там около 600 человек живет, но я их в таком количестве ни разу не видел. Люди выходят за водкой в магазин и все, больше не появляются.
На Камчатке летом серфбордом никого не удивишь, а зимой нет людей, так как на споты очень сложно добраться.
В Сочи же сразу привлекаешь к себе внимание. Особенно летом: выходишь из воды, подбегает куча туристов, много бабушек толстеньких, детей – все хотят сфотографироваться. Конечно, для большинства русских людей серфинг – это все еще какая-то диковинка. Как раньше, 20 лет назад, сноуборд: едешь в метро, а на тебя все пальцем показывают, как на инопланетянина, не понимают, что это и зачем.
В Сочи часто идешь с доской – а тебе говорят, что тут волн нет. Просто не знают, что они бывают не всегда. Когда на пляжах штормовое предупреждение и запрещено купаться, - значит волны хорошие - тут как раз и выходим мы. А люди стоят на берегу, смотрят, фотографируют. Потом родственникам о нас, наверное, рассказывают.
- Поделитесь своими ощущениями во время серфинга в России?
- Сидишь на доске, вокруг снег. В холодной воде есть своя эстетика, настроение. Ты с друзьями, вы делаете одно дело. Чувствуешь одухотворение, изменения в себе. На Севере особенно – там же еще красивейшее северное сияние. Да и сама Россия влияет: принято, что у нас нет волн, поэтому каждый раз, перед тем как ехать на спот, чувствуешь небольшое волнение, мандраж. И когда видишь, что волны все-таки есть, заходишь в воду и чувствуешь безумный душевный подъем, удовлетворение. Океан все смывает. Ты отдыхаешь, думаешь о чем-то своем, общаешься с людьми, с которыми тебе действительно нравится общаться.
- Как давно вы катаетесь?
- Впервые попробовал кататься на Бали. Мне было около 27 лет. Я тогда занимался профессионально сноубордом, также был опыт катания на скейте, поэтому у меня быстро получилось. Первые две недели я просто не вылезал из воды –все учился, учился, учился…Условия там очень комфортные. А сейчас мы там были, прошло две недели и мне уже захотелось уехать: с тягостью воспринимаю отдыхающих, обучающихся, – они часто мешают. Хочется тренироваться, а не получается – конкурируешь с людьми, которые всегда живут на океане. Мне гораздо комфортнее кататься где-нибудь в России. Я здесь четко знаю, сколько людей будет на споте и какое количество волн я поймаю.
- Участвовали ли вы в соревнованиях, чемпионатах?
- Лично я – нет. А ребята из команды, бывает, участвуют, но я за этим не слежу. Я не люблю соревнования. Мне не нравится соревновательная часть в спорте, для меня сразу теряется что-то душевное в этом занятии. Серфинг – это ты и океан. И все. Волнение, ответственность, разочарование во время всяких чемпионатов – это не мое.
- Могли ли вы лет в 20-25 представить, что в 35 будете путешествовать по миру с доской и снимать ролики про серфинг в России?
- Нет, в этот период я учился в военной академии. Думал, что буду работать военным и иногда кататься на сноуборде в отпуске. Получилось, что я начал профессионально кататься на сноуборде в армии, из-за этого оттуда уволился. Поехали на Бали, и мне захотелось осуществить детскую мечту - понять, что это за ощущение, когда тебя волна толкает. Это был просто интерес. Лишь после пришло осознание, что это окончательно и бесповоротно мое.
- Не хочется ли вам иногда бросить все, осесть где-нибудь с семьей и вести жизнь обычного человека?
- Конечно, в свои 35 иногда мне хочется спокойствия. Но я достаточно динамичный человек - у меня папа до 60 лет все время ездил кататься в горы на лыжах, сноуборде. Думаю, у меня его характер. Сейчас я хочу доделать проект, связать все воедино. А дальше, я не знаю, – может быть, буду только иногда кататься, может быть – буду продолжать так жить.
- Есть ли в России школы серфинга на необычных спотах? Не планируете ли Вы открыть что-то подобное?
- Есть на Камчатке. Антон Морозов открыл школу Snow Wave Kamchatka. Любой человек может прилететь на Камчатку, поехать на пляж, заплатить деньги за оборудование и взять урок. Я лично коммерческой составляющей не очень интересуюсь.
- Чего ждать поклонникам проекта Surf Siberia в ближайшее время?
- Мы планируем сделать общий фильм из 5 историй о местах, которые мы уже посетили, и включить несколько новых эпизодов. Это будут не отдельные ролики, а большой фильм, который рассказывает про всю страну. Мы ведем переговоры со спонсорами, если они смогут нам помочь – то мы это сделаем очень скоро, а если нет – то будем делать фильм дольше: в течение нескольких лет. Но, в любом случае, фильму быть!