"Стержень, который все держит"

Предыдущая статья Следующая статья

Старший научный сотрудник психфака МГУ Анастасия Сиднева о современных исследованиях и серьезных академиках

Старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова, автор более 50 научных работ по педагогической психологии Анастасия Сиднева отложила ноутбук и одобрительно улыбнулась предложению начать интервью. Выпускница психфака МГУ, она еще в студенческое время влюбилась в это место и согласилась рассказать, почему связала с ним свою жизнь и каким видит его сейчас. 

©Фото из личного архива героини

– Почему выбрали именно кафедру психологии образования и педагогики?

– Педагогическая психология – единственная наука, которая изучает, как можно повлиять на развитие человека. И она тесно связана с практикой. Наша кафедра изучает различные параметры детского развития и факторов, которые на него влияют. Мы исследуем, например, влияние разных учебных программ на формирование определенных психологических новообразований. В частности, я занимаюсь системой Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая разработана для начальной школы. Кстати, сейчас сильно изменились требования к хорошим исследованиям. Если раньше можно было взять 20 испытуемых и на них что-то показать, то сейчас, при таком подходе, вашу статью никуда не примут. С одной стороны, это хорошо, потому что подобный уход в статистику дает надежный результат. С другой стороны, кажется, что мы теряем основное, что есть в науке: не успеваем подумать о том, что имеет смысл измерять на полученных больших данных.

– Почему решили работать в университете?

– Надо сказать, я успела поработать психологом, учителем, методистом, классным руководителем в школе. Это очень помогло мне, потому что на нашей кафедре нужна связь с практикой. Поэтому мне очень повезло, что факультет в свое время предоставил мне возможность ее получить. Но с нашей лабораторией я стала сотрудничать, потому что писала курсовую у Нины Федоровны Талызиной – первым заведующим нашей кафедры. Нина Федоровна взяла меня в лабораторию, еще когда я была студенткой. После работы с ней уже невозможно было куда-то уйти. Она была представителем совершенно другого поколения ученых – таких людей сейчас просто нет. Сейчас мы говорим и думаем очень быстро – то поколение так не жило. Все было размеренно, спокойно, интеллигентно. Они не торопились, и поэтому могли думать глубоко. У нас же не всегда это получается.

– Вас сейчас что-то связывает со школой?

– Программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которой я занималась, постепенно уходит: появилась тенденция к созданию единых программ для всех школ. Не могу сказать, что это однозначно плохо или хорошо. Но мне стало сложно работать в «большой» школе: там мало на что можно повлиять.

– Опишите факультет психологии несколькими словами.

– Что бы ни происходило в моей жизни, я все время сюда возвращаюсь. Психфак для меня – стержень, который все держит.

14.12.2022
Искусственный интеллект: возможность или угроза
На Russian Internet Week состоялась презентация научно-исследовательского проекта «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях»
21.02.2023
«Ушинский – наш народный педагог!»
Во дворике журфака МГУ состоялась церемония, посвященная 200-летию со дня рождения великого педагога
13.03.2024
"Не хватает только красок в жизни"
Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"
05.07.2023
"Как писать коротко и смешно?"
В столичном парке Музеон состоялся мастер-класс от писателей детской литературы