“Умение красиво и правильно говорить помогает стать увереннее”

Предыдущая статья Следующая статья

Об актёрских и ораторских техниках рассказала тренер по публичным выступлениям Юлия Городова

За последнее десятилетие социальные сети, публичные выступления и профессиональная коммуникация стали основными инструментами продвижения и карьерного роста во многих сферах. Именно поэтому все больше людей хотят научиться преподносить себя с помощью речи так, чтобы окружающие внимательно слушали их, влюблялись в манеру подачи и становились преданной аудиторией. И это стало возможно благодаря техникам, которыми в социальных сетях начали делиться профессиональные актеры и коучи по ораторскому мастерству.

Корреспондент «Журналиста Online» поговорила с актрисой, специалистом по раскрытию личности и тренером по публичным выступлениям Юлией Городовой о пользе и эффективности актерских и ораторских техник в повседневной жизни.

©Фото из личного архива героини

С чего начался Ваш путь в актерском и ораторском мастерстве?

В 14 лет я начала заниматься в театральной студии, и спустя всего год стала частью Молодежного театра при Институте культуры, в котором играла вместе со студентами. Так, именно в подростковом возрасте началось мое творческое развитие и в актерской, и в ораторской сфере: первая является истоком второй, ораторское мастерство во многом базируется на актерских техниках. Получается, мой путь в этих сферах начался одновременно.

В своих видео Вы рассказывали, что трижды успешно поступали в театральные вузы, создали гайд для их абитуриентов. С таким насыщенным академическим актёрским бэкграундом, почему основную часть видео в TikTok Вы посвящаете именно ораторскому искусству?

Актерским и ораторским мастерством (в том виде, какими они представляются аудитории) я сейчас не занимаюсь. То есть на данный момент я, например, не работаю с людьми, которые хотят стать актерами или поступить в театральный вуз, проявить себя в работе над ролью в художественном произведении. 

Гайд для абитуриентов театральных вузов, в котором есть доля преподавательского, задумывался как некий “ключик”, наставление. Это был порыв души, желание помочь людям, которые хотели заниматься со мной лично, хотя я понимала, что в таком формате мне уже неинтересно делиться своими знаниями. Я больше не хотела делать из людей “академических” актеров.

В последнее время мне гораздо интереснее работать с людьми, которые развиваются в блогинге, с предпринимателями, которые ищут инвесторов для своих проектов, с теми, кому речь нужна для коммуникации. И делаю я это, в первую очередь, с помощью своего бэкграунда, накопленных за годы практики техник и опыта. Получается, сейчас я не работаю педагогом по актерскому и ораторскому мастерству в прямом смысле этого слова, а реализовываюсь и связываю практику со своими новыми ценностями.

Как обучение искусству красиво и правильно говорить может помочь в повседневной жизни человеку, далекому от актерской индустрии?

Работа с речью и психофизическим аппаратом -  это вполне понятная практика, сравнимая с занятиями в спортзале. Техники и упражнения можно применять и вне тренингов. Они становятся инструментами, с помощью которых человек может открыться миру, развить себя в коммуникации с окружающими.

Умение красиво и правильно говорить помогает стать увереннее. Актерское мастерство во многом связано с психологией. Обрести уверенность в себе можно и через внешние, и через внутренние инструменты. Актерские техники - это внешние инструменты, которые напрямую влияют на внутреннее состояние: они могут раскрыть в человеке страхи, убеждения, нелюбовь к себе, неуверенность, и затем помочь ему стать эмоционально открытым.

С чего начать обучение ораторскому искусству не профессионалу, а человеку, который хочет научиться красиво и убедительно говорить?

Возможно, это прозвучит странно, но начать нужно с тела. Казалось бы, если речь идет об искусстве красиво говорить, в первую очередь работать нужно с голосом. Однако первостепенными являются практики, связанные именно с телом, направленные на расслабление, на пробуждение навыка чувствовать его. Мы работаем с мышечными зажимами, телесной свободой, затем постепенно переходим к дыханию. Оно, кстати, является базой для красивого звучания нашего голоса. Только после работы с дыханием можно переходить к самому звуку, пробовать произносить словосочетания, скороговорки, и на самом сложном уровне работать со смыслами.

Я уверена, что технические основы первостепенны. Чтобы начать работать с более сложными смысловыми структурами, нужно укрепиться в базовых.

Помимо съемки обучающего и развлекательного контента Вы занимаетесь и преподавательской деятельностью. Кому подойдут курсы актерского и ораторского мастерства: только тем людям, которые планируют профессионально заниматься этим, или и тем, кто просто хочет стать увереннее в себе?

Курсы актерского и ораторского мастерства подойдут людям, которые хотят стать более открытыми, эмоциональными и уверенными в себе. Как уже говорила, я принципиально не занимаюсь с абитуриентами, которые в будущем хотят стать актерами, и с самими профессиональными актерами. Мои клиенты – это блогеры, предприниматели, бизнесмены. Их сферы деятельности требуют постоянного развития для увеличения прибыли, мотивации таких людей хватает на большие сроки. Работа с голосом, с психикой требует значительных временных затрат, к которым готов только человек, осознающий свою цель и стремящийся к ней.

С какими проблемами к Вам, как к специалисту по актерскому и ораторскому мастерству, чаще всего обращаются клиенты?

Клиенты часто приходят с довольно простыми запросами, например, поработать с тихим и слабым голосом, нечеткой и невыразительной речью, неуверенностью в кадре и за кадром на работе, в личных коммуникациях. Со многими из них мы идем еще дальше: в случае с блогингом  работаем над тем, чтобы человек смог раскрыться перед аудиторией с разных сторон, учился коммуницировать с ней, делился интересными историями. Это непростая и очень увлекательная работа. Раскрытие личности для меня намного интереснее, чем стандартная работа с речевыми стратегиями и звучанием.

Как можно раскрыть личность через освоение ораторского и актерского мастерства?

Как специалист, в своей практике я смешиваю актерские навыки и навыки работы с речью. Именно актерское мастерство направлено на раскрытие человека: чтобы сыграть роль, ему нужно понимать, как тело реагирует на те или иные действия, как работает психофизический аппарат. Поэтому когда я занимаюсь с клиентами, цель которых – раскрыть свой потенциал, то делаю это преимущественно с помощью актерских техник. Ораторское мастерство же в этом контексте больше про форму выступления перед публикой, а не про проявление себя. Однако эти техники также важны для раскрытия личности.

Возможно ли с помощью ораторского мастерства изменить голос? Сделать его громче, чётче.

Это действительно возможно: и громче, и четче. При этом отмечу, что у каждого голоса есть ограничения, у нас всех разные природные данные. Поэтому мы работаем с тем, что нам дала природа, находясь в определенных рамках. Свой, именно свой голос можно улучшить, отказавшись от идеи говорить как кто-то, так как это невозможно, каждый звучит так, как это заложено природой.

Какими актерскими и ораторскими лайфхаками Вы пользуетесь в повседневной жизни? Как они помогают при взаимодействии с людьми?

В актерской профессии я вот уже 14 лет. За такое долгое время у меня появилась профессиональная деформация: встречаясь с человеком, я начинаю сканировать, в каком состоянии его тело и голос. Во мне включается актерский способ коммуникации с собеседником, так я «сонастраиваюсь» с ним и по-настоящему взаимодействую.

Сложно сказать, какими именно техниками я пользуюсь в повседневной жизни, так как профессиональные инструменты уже стали моими личными свойствами. Первое, что приходит на ум – это поиск зон расслабления. Иногда можно позволить себе играть уверенность, при этом не чувствуя ее. 

Поделитесь своим топ-3 самых эффективных упражнений для развития четкости речи.

Упражнение на верхнюю губу: поднять верхнюю губу, оголив зубы, при этом не морща нос и другие части лица. Повторить шесть раз.

Упражнение на челюсть. Выполнять очень медленно и деликатно, без резких движений. Челюсть должна двигаться строго по вертикали: медленно опустить челюсть вниз, затем также медленно поднять ее; подставить руку под подбородок и создать сопротивление; снова опустить челюсть через сопротивление и вернуть в исходную позицию. Повторить шесть раз.

Упражнение на язык: представить, что во рту застряла ириска, с давлением водить языком по кругу в одну сторону, затем в другую, пытаясь вытащить ее. Повторить три раза в одну сторону и три раза в другую.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
21.04.2021
Квиз "Что? Где? Когда?"
На журфаке МГУ прошла интеллектуальная игра
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
18.12.2019
Коуч или психолог
Почему «коучинг» - это не психология и кому он нужен?