Цветы в стакане

Предыдущая статья Следующая статья

Букеты перешли в новый формат

Настасья Скляренко родом из Владивостока. В 16 лет она стала совладельцем своей первой цветочной мастерской. К 22-м годам создала собственный бренд Flo To Go, который уже известен в Санкт-Петербурге и Москве.

©Фото из архива Настасьи Скляренко

Когда ты поняла, что хочешь заниматься флористикой?

В 5 лет. Это был конец 1990-х – флористика была очень слабо развита. Но, заходя вместе с родителями в магазины, я расспрашивала флористов, чем они занимаются, нравится ли им это. Как-то на дне рождения меня спросили, кем я хочу стать. Ответила очень четко и уверено, что хочу быть флористом. Но это не нашло отклика в сердцах моих близких родственников: мамы, бабушки, дядь и теть, и единственным человеком, кто меня поддержал, был мой отец. Он сказал, что у меня все получится и, видимо, эта заложенная в детстве «программа» неплохо сработала. В 16 лет я поступила в вуз учиться на ихтиолога, но уже тогда четко осознавала, что эта профессия только ради диплома. И тогда же у меня появляется собственный цветочный магазин «Раффлезия». Свое название он получил в честь трупной лилии, самого известного и «противного» растения на земле.

Почему именно такое название?

Это нестандартное название, не «лютик», не «ромашка» и не «150 тысяч роз». Раффлезия. Хотя с точки зрения маркетинга выбор был ошибочным. Потому что только мне нравилось это название, и я получала от него удовольствие, а многие даже не знают, что это такое.

Как в таком юном возрасте тебе удалось открыть свою мастерскую?

Мне было 16, и я еще была абитуриенткой. Мама предложила летом устроиться официанткой, чтобы заработать свои первые деньги. В течение двух с лишним месяцев я работала, но не забирала зарплату. А когда увольнялась, забрала все разом. Меня обеспечивали родители, я не нуждалась в каких-то средствах, заработанные деньги отложила в «долгий ящик» и стала думать, во что их вложить. Познакомилась с девушкой Наташей, которая была в два раза старше меня. Она сказала: «Вот бы сейчас заняться цветами». Я согласилась. Она взяла на себя все юридические вопросы, потому что я тогда была даже несовершеннолетней, а моей заботой стала креативная часть.

С какими проблемами пришлось столкнуться?

У нас был общий капитал 50:50. Мы открыли юридическое лицо, начали сотрудничать с компанией «7 цветов». В 2011 году это был один из крупнейших поставщиков цветов в России. Были проблемы с логистикой: мы находились во Владивостоке, а база «7 цветов» была в Москве. Через некоторое время поняла, что не хочу заниматься «цветами в горшках». Навела справки, открыла для себя, что вся прогрессивная флористика сосредоточена в Европе, но тогда под этим понятием я подразумевала красивые букеты из американских блогов, а на деле оказалось все немного сложнее и более структурировано. Я решила освоить флористику глубже. Поняла, что коммерческая  флористика очень сильно отличается от профессиональной, от флористического искусства. Коммерческую мы можем видеть в букетных мастерских, цветочных салонах, магазинах, лавочках. Это букеты на «каждый день». Профессиональную флористику чаще всего встречаем на выставках. Помимо растительных материалов в работе используют металл, стекло, камни.

Мое обучение проходило в течение шести месяцев. Я ездила по всей Восточной Европе – по Болгарии, Литве, Латвии, Украине, кочуя от одного крутого флориста к другому. Своими учителями считаю прежде всего девочек из «Квiтер», мастерской города Харькова. Для меня они – одни из самых лучших в мире. Но это мое субъективное мнение. Совершенно случайно на них наткнулась, когда «гуглила», сколько стоит петуния на Украине. К слову, она там стоила сущие копейки, и мне всегда было обидно, почему во Владивостоке все так дорого. Так я сама искала флористов, списывалась. Заодно практиковала английский.

15 мая 2014 года во Владивостоке открылась моя мастерская. На тот момент мне только исполнилось 19 лет. Мы с подругой занимались озеленением ресторанов и кейтерингом (это можно назвать цветочной подпиской: мы раз в неделю или в другое оговоренное время приезжали и украшали рестораны цветочным композициями).

©Фото из архва Настасьи Скляренко

Ты придумала формат Flo To Go. Что это такое?

Flo To Go – особый формат букетов. А придуман он был отчасти случайно. Я шла на день рождения своей подруги, та позвонила и сказала, что празднование переносится на два часа. А я несла букет гвоздик, и их уже нужно было поставить в воду. Шагая по набережной, я нашла стаканчик из-под кофе, ополоснула его в морской воде, налила туда воды из своей бутылки, подрезала цветы (секатор у меня всегда лежит в сумке) и поставила их в этот стаканчик. И мне очень понравилось, как это выглядит. Это был букет типа бидермейер (так называют особую шарообразную форму сборки букетов). Но прежде чем начать продавать Flo To Go, пришлось много экспериментировать с подбором растений.

И как покупатели восприняли твое новшество?

На удивление, созданный мной формат быстро стал очень популярным. Сначала я его никак не брендировала, но потом поняла, что это очень легко скопировать. Тогда я позвала знакомого дизайнера, он создал красивый логотип, который я потом стала клеить на стаканчики. Всё всем нравилось. В таком формате я очень успешно работала год. Завела для Flo To Go свою страницу в Instagram и работала непосредственно через него. И параллельно с этим продолжала сотрудничать с ресторанами. Я работала каждый день определенное количество часов в свободном режиме. Это было очень здорово, и я была счастлива. Но в какой-то момент я поняла, что нужно двигаться дальше.

И ты переехала в Санкт-Петербург.

Да. Закрыла мастерскую во Владивостоке, переехала жить в Петербург. Год была, так сказать, в творческом отпуске. Изучала рынок, наблюдала, мониторила, сравнивала.

И на что ты там жила?

На 30 тысяч рублей в месяц, работая обычным флористом, никому не говорила, что у меня был свой проект Flo To Go. Тихо и скромно «внедрялась» в новый для себя рынок. 20 февраля 2015 года состоялось официальное открытие Flo To Go в Петербурге.

Но в этот раз ты уже была одна, когда открывала свое дело?

Да. Проблема заключалась в том, что до этого моя бизнес-модель была довольно примитивна: купить подешевле – продать подороже. Здесь эта модель не работала. Конкурентный рынок диктовал, что нужно делать упор на уникальность проекта.

©Фото из архива Настасьи Скляренко

И как тебе удалось в итоге продвинуть свой проект в Петербурге?

Благодаря арт-кластеру «Цархитектор» и проекту «Классная комната» я стала проводить свои мастер-классы в Санкт-Петербурге. Потом произошло мое знакомство с программой «Бизнес – для меня».

Что за программа?

Это государственная программа, которая учит тебя создавать свой бизнес с нуля. В завершении курса я выиграла в номинации «Лучшая бизнес-идея года». После обучения закрыла свою собственную «мастерскую офлайн». Мои букеты можно было приобрести онлайн через Instagram и офлайн в кофейне Welcome на Невском.

Когда ты решила, что пора переезжать в Москву?

Мои мастер-классы стали пользоваться популярностью в столице, и в марте 2016 года я туда переехала. Пришлось свернуть бизнес в Петербурге. В последние годы я веду свое дело одна, и это определенная проблема. Приходится все тащить на себе, а один ты на себе все не вывезешь.

И как пошли дела в Москве?

Приехав в Москву, по накатанному сначала начала мониторить местный рынок. Так как я во флористике уже больше шести лет, то у меня есть некоторое видение, как можно выстроить дела мастерской так, чтобы получился качественный продукт. И еще решила написать пособие по цветочному делу.

 Чем оно будет отличаться от уже существующих?

В этом пособии я субъективно изложу свое видение того, что сейчас творится в цветочной индустрии в России. И укрепить такое понятие, как «цветочное дело». Надоело изобилие двухметровых роз в пленке и то, что многие считают гвоздику каким-то красным похоронным цветком. А ведь это очень красивое растение, которое может украсить любой праздник. Хочется, чтобы люди знали о цветах больше.

С какими проблемами ты столкнулась в Москве, когда начала здесь продвигать свой проект?

Столкнулась с финансовыми проблемами. Открывать мастерскую во Владивостоке или Петербурге – это одна история, а в Москве – совсем другая. Здесь очень дорогая аренда, поэтому нужно четко понимать целевую аудиторию и учитывать географию города. Нет смысла открывать Flo To Go где-то в Южном Бутово, потому что тебя там не только не поймут, но еще и «спросят» за твой стиль.

©Фото из архива Настасьи Скляренко

Ты еще занимаешься консалтингом. Для чего?  

Да, я помогаю людям открывать свои мастерские. Выступаю, по сути, в роли креативного директора. Разрабатываю концепцию таким образом, чтобы бизнес был качественным, мог спокойно конкурировать с бизнесом тех, кто сейчас на «Олимпе» цветочного дела. Это шесть-семь мастерских в Москве и Петербурге. Прежде всего – Flowers Lovers, Lacy Bird и студия TRAVA. У них необычные работы, есть свой стиль.

 А как обстоят дела с плагиатом во флористике?

Плагиат есть, и это большая проблема. Причем другие мастерские, копируя мой формат, начинают работать с флористическими «отходами». А это очень портит мою репутацию, так как покупатель думает, что я тоже использую остатки от других букетов. Хотя при составлении Flo To Go я беру хорошие, целые цветы. Бороться с плагиатом пока не получается. Но я не опускаю руки и стараюсь в первую очередь работать над собой. Потому что, когда ты впереди, абсолютно не важно, что тебе кто-то наступает на пятки.

20.08.2023
Нужно ли сохранять языки?
Директор института языкознания РАН Андрей Кибрик рассказал о ценности и индивидуальности языков
07.10.2022
Как определить настроение текста
Профессор МГУ Наталья Валентиновна Лукашевич рассказала о том, как искусственный интеллект распознает тональность текста
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
10.10.2022
Секреты античных гончаров
О производстве керамических изделий в античные времена рассказала кандидат исторических наук Татьяна Егорова