Я прожил жизнь многих людей

Предыдущая статья Следующая статья

Режиссер Эдуард Амбарцумян рассказал о документальной кухне

Как найти ключ к пониманию героя, почему в Армении не снимают качественные фильмы и какое место занимает оператор в съемочном процессе, рассказал студентам филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г. Ереване режиссер-документалист, создатель документальных фильмов «Двое в городе», «История армянского КВН», «Жизнь и борьба» Эдуард Амбарцумян.

Текст: Ануш Алексанян, Грета Караханян, Сона Тевосян

©Фото из личного архива Эдуарда Амбарцумяна

о людях

В жизни так бывает, что мы начинаем ценить людей слишком поздно, не успеваем сказать что-то чрезвычайно важное – и для них, и для нас самих. В Армении много ребят моего поколения, молодых и активных (Эдуард Амбарцумян род. 16.08.1983 г. – прим.ред.) – та самая творческая интеллигенция, о которой можно и нужно рассказывать. Почему не показать, какие эти люди талантливые, умные, насколько глубоки их мысли и взгляды на жизнь?! Взять, к примеру, героев моего последнего документального фильма «Двое в городе» – Самвела Тадевосяна и Андраника Берберяна. Самвел Тадевосян – молодой интересный актер, образованный и обаятельный. Андранику Берберяну всего 23 года, а он уже состоявшийся композитор, который пишет музыку к лучшим армянским фильмам. Парням нет еще и 25, но каждый преуспел в своем деле.

Моя задача – показать молодых героев, которые могут служить примером подрастающему поколению. Динамику фильму придают ломаная съемка, обрывистый монтаж, резкая смена кадров. Словом, «похулиганили». На мой взгляд, кино получилось.

о работе с героем

При работе с героем определенных схем нет, все строится на уровне интуиции. Во многом помогает опыт: учишься замечать и изучать людей. Это психология: почему она сделала вот это, почему она так слушает, почему держит в руках салфетку или почему она сейчас улыбается. К музыканту свой подход, к министру – свой. Стараешься подружиться с каждым, это помогает. В данный момент твой герой – твой самый родной человек, ближе которого нет, а документальный фильм – большой путь, который ты проходишь вместе с ним. В итоге ты находишь ключ к пониманию того, почему герой именно такой. Это удивительная вещь: ты начинаешь жить его жизнью. С этой точки зрения я хуже кошки, я прожил жизнь очень многих людей.

о режиссерах

Режиссер должен быть мегаорганизованным, мегапунктуальным – иначе никак. Нужна уверенность в себе. Он должен требовать, а чтобы требовать – должен знать, чего он хочет на площадке. Если же он не знает либо не уверен, то теряется, начинает винить всех вокруг, перекладывать с больной головы на здоровую. Получается бардак. Кроме того, важно оставаться человеком, забыть про зависть и лицемерие.

©Фото из личного архива Эдуарда Амбарцумяна

о нюансах

Игровое кино – это «завод», где 70% – производство, а 30% – творчество. Здесь твоя работа сильно зависит от большого количества людей. В документалистике наоборот: хороший документальный фильм можно снять и группой из 5 человек, к примеру. В документальном кино главенствует творчество, что меня и привлекает. Оно всегда будет популярным, потому что людям постоянно хочется узнавать что-то новое, а поглощать информацию через язык искусства – прекрасно.

о командной работе

«Оператор – глаза режиссера». Так говорят, но это неверно. Оператор – такой же автор фильма, как и режиссер. Он не только снимает, но и воплощает идею. Убери одно звено – и все развалится. Точно такой же вопрос я задал когда-то режиссеру Эльдару Рязанову, когда учился во ВГИКе. Он ответил, что фильм может получиться и без сценария, и без актера, и даже без режиссера, а без оператора – нет.

о проблемах армянского кино

Когда говорят «армянское кино» – это уже одна большая проблема. Трудностей, которые сохранились еще с 1990-х годов, много. Например, с авторским правом: я знаю фильмы, права на которые продавались сразу нескольким лицам. В стране до сих пор нет закона о кино. Из-за отсутствия дистрибьюторских компаний киноиндустрия Армении полностью зависима от российских прокатчиков, и это отвратительная ситуация. Экономическое положение не позволяет данную проблему решить: на дубляж нужны деньги, и большие, это никому не выгодно. Есть пробелы с доступом к информации. В России, к примеру, работает портал о кино КиноПоиск, где можно найти данные о бюджете, кассовых сборах, рейтинге фильма. У нас такого ресурса нет.

Обычно кино производят, чтобы продать и заработать, в Армении же – чтобы заработать в процессе создания. У нас почти нет частных компаний, которые производят фильм без поддержки государства. Национальный киноцентр Армении, который принадлежит министерству культуры, финансирует большую часть производства. Есть и другой вариант – искать спонсоров самому.

©Из личного архива Эдуарда Амбарцумяна
С актером театра и кино, театральным режиссером Арменом Джигарханяном

о работе с ТВ

Режиссер может работать с телеканалами, но это все равно что топтаться на одном месте. Обычно у телекомпаний определенные рамки, в которых сложно развернуться. Фильмы, продвигающие темы, которые кому-то выгодны или обращенные к проблемам, актуальным внутри страны, не всем интересны. В этом плане я счастливчик: большей частью свои фильмы продюсирую сам, поэтому что и как снимать, выбираю самостоятельно. Это большая удача – снимать то, что волнует лично тебя.

о создателях армянских сериалов

Представьте плинтус в комнате: ты лежишь на полу, и, казалось бы, дальше нельзя опуститься, но выходит новый сериал на армянском телеканале, и кто-то хватает тебя за руку и тащит еще ниже. Самое интересное: производители сериалов не сравнивают себя с российской или американской индустрией. Они соревнуются друг с другом: идет конкуренция за более дегенеративный продукт. Профессионалов, кому можно было бы доверить это дело, очень мало. Если бы, например, режиссер Эдгар Багдасарян занялся бы производством сериалов, Армения вышла бы на совершенно иной уровень.

Пока же поколение воспитывают в большинстве своем разлагающиеся сериалы. Нам это не страшно. Страшно для молодых – они воспринимают продиктованную с экрана модель поведения как абсолютную реальность. Мы ведь в каком-то смысле воспитатели, а «пипл хавает».

о кинообразовании

Чтобы производить что-то качественное в любой сфере, нужны специалисты, которых надо готовить, а кинообразование, как и образование в целом, у нас бедствует. Проблемы с рождаемостью ведут к отсутствию конкуренции в вузах. К тому же парней забирают в армию, и мало кто из них возвращается к учебе. Ребята, получившие высшее образование, зачастую не готовы к работе «в цеху» – нужен опыт. Сейчас учатся в институтах, чтобы потом работать: мы же работали, чтобы учиться.

о вдохновителях

Мне нравится Майкл Бэй («Скала», «Армагеддон»), хотя он и попсовый. Или Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Девушка с татуировкой дракона»). Но если хотите, я могу и про Звягинцева поговорить, чтобы от моды не отставать.

о критике

Я думаю, критика – вещь нужная. Например, BadComedian (кинообзоры Евгения Баженова на YouTube. – прим. ред.). Я хотел бы, чтоб так проехались и по моим работам. Взгляд со стороны, еще и со стебом, шире открывает твои глаза. Если ты человек адекватный, а не самовлюбленный кретин, ты что-то ценное из критики вынесешь и исправишься.

о планах

Сейчас я работаю над сценарием в жанре фантастики. Планирую снимать фильм в Армении или в России. Но пишу на русском.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
09.12.2021
Как отмечают Новый год в разных странах?
От «Иронии судьбы» и салата оливье до грузинских застольных песен
29.04.2022
Карьеры без практики не бывает
На факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова прошел традиционный День карьеры