«Вселенная очень часто удивляет»

Предыдущая статья Следующая статья

Научный журналист Виктория Колесниченко о космосе как источнике вдохновения

Корреспондент «Журналиста Online» побеседовал с научным журналистом Викторией Колесниченко. Виктория рассказала о том, как она связала свою жизнь с космосом, насколько точен фильм «Интерстеллар» и как следует проверять факты в космической журналистике. 

©Из личного архива героини

Известно, что еще в старших классах ты очень интересовалась международной журналистикой. Когда именно поняла, что хочешь связать свою карьеру с космосом

Мне было лет шесть, когда мама мне подарила первую книгу по астрономии, она у меня до сих пор хранится. Я ее тогда выучила наизусть, абсолютно всю. Обожала эту тему, потом в школе не было возможности изучать эту науку, занятий по физике тоже было мало: я училась в химико-биологическом классе. Так астрономия на время из моей жизни ушла. В 2011 году я поступила на факультет журналистики МГУ. У нас впервые ввели межфакультетские курсы, когда я была на 2 курсе, и я решилась записаться на курс по внегалактической астрономии. Направилась на занятие вместе с товарищами с факультета. Так получилось, что мы ошиблись аудиторией и попали на лекцию астронома Владимира Георгиевича Сурдина. После лекции я переписалась на курс именно к нему, с тех пор стараюсь поддерживать с ним общение, советоваться. С Владимиром Георгиевичем невозможно не обожать астрономию. Этот человек настолько любит свое дело, настолько красиво о нем говорит. Он умеет мыслить образами, использовать метафоры, которые запоминаются. А уже пробовать себя в научной журналистике я начала благодаря доценту факультета журналистики МГУ Марии Евгеньевне Аникиной. Она заметила мой интерес к этой сфере и именно благодаря ей я начала писать о науке в целом и потом уже конкретно о космосе.

Не думала полететь в космос?

Нет, я интересовалась теми методами познания космоса, которые нам дает астрономия. Пилотируемая космонавтика вообще не кажется мне обоснованной в XXI веке, ни с точки зрения подготовленности человека к полетам, ни с точки зрения финансов. Ну и зачем в наше время лететь к большой дозе радиации, рисковать жизнью, если можно отправить робота, который все за тебя сделает? Мне комфортно на звезды смотреть с Земли. У меня есть телескоп, который позволяет и Луну рассмотреть, и полярные шапки Марса увидеть, и объекты подальше «поймать»...

В сентябре этого года в рамках программы студенческого обмена вышел лонгрид под названием «Женщины и космос», продюсером идеи была ты. Расскажи, как зародилась тема?

Есть такая американская фраза «you should kill your darlings», которая означает: если у тебя есть любимые темы, не используй их, например, в работе или учебе. Когда я впервые услышала эту фразу, я подумала, что такой принцип явно не по мне, не стала следовать ему, а наоборот использовала свои темы максимально. Когда я выбирала тему «Женщины и космос», я подумала: это российско-американский проект, в тренде сейчас феминизм, я сама феминистка, поэтому все удачно совпало. Плюс, космос, который в ближайшее время будет набирать популярность, как мне кажется. Получается «Женщины и космос». Я подумала, что эта тема может быть интересна и остальным, поэтому я за нее и взялась, но в целом на такие темы я редко пишу, я больше люблю писать о неживых объектах: астероиды, планеты, например.

Как можно проверять факты, если однозначного ответа в вопросах о космосе может и не быть?

По научным статьям, аргументам специалистов. Но в основном ученые — люди осторожные, то есть они не заявляют радикально, они упоминают дополнительные гипотезы. Исходя из того, чего добилась наука, ты формулируешь научно-популярные результаты, объясняешь их, но никогда не утверждаешь на сто процентов, потому что Вселенная очень часто удивляет.

Что является твоим источником вдохновения?

Все это меня вдохновляет: новости с утра в социальных сетях на тему космоса, люди, которые эту тему любят, этим живут. И меня вдохновляет конкретный пример — астрофизик Карл Саган. То, как он говорил о нашей Земле, нашей роли во Вселенной — это все настолько заражает, что я бывает заканчиваю день тем, что прослушиваю аудиозапись его речи о бледно-голубой точке (Pale Blue Dot), где он просто говорит о том, в чем мы неправы в отношении нашей планеты, какое наше будущее — это нечто вроде моей молитвы на ночь.

Есть определенный жанр в музыке, который помогает настроиться на работу?

Я музыку люблю, поэтому у меня есть несколько стадий работы: начало — это инструментальная музыка, что-нибудь легкое, например, Secret Garden. Вторая стадия — когда я уже немного поработала — вступает в свои права моя любимая группа Roxette. И вся работа дальше идет под Roxette. Динамика подходящая, так что в этом случае эта группа является источником вдохновения.

Какой факт о космосе шокировал тебя в этом месяце?

Я очень верю, что однажды подо льдом Европы найдут какую-то жизнь. И нам на симпозиуме по исследованиям Солнечной системе показали фото ледяного червя, который на Земле обитает в ледниковом льду. Что-то подобное может водиться в теории и во льдах Европы или Энцелада. Я на него [ледяного червя - прим. ред] посмотрела и подумала, ну, не красавец. На симпозиуме также говорилось о том, что можно найти жизнь в верхних слоях атмосферы Венеры. Меня это удивило, но вполне себе похоже на правду. Шокировало, что один ученый предположил, что, вероятно, в атмосфере Юпитера тоже теоретически может быть какая-то жизнь, вот такую гипотезу хочется побольше попроверять.

Светит ли нам апокалипсис?

Я все-таки вообще не компетентна, чтобы отвечать на такой вопрос. Наверное, мы сами себе апокалипсис устроим. Как шутят астрономы, Вселенная все время пытается нас убить, поэтому факторов разных много, непонятно случится что-то или нет, но скорее, мне кажется, мы сами себя можем довести, если не исправимся.

Как можешь оценить фильм «Интерстеллар»?

Я его очень люблю. Посмотрела впервые в 2015 году. Первое время смотрела по три раза в день, то есть он был на фоне с утра до вечера. «Интерстеллар» считается золотым стандартом для фильмов о космосе. У меня есть книга физика Кипа Торна, он был научным консультантом фильма, она называется «Наука за кадром. «Интерстеллар»». Единственное, я ее открываю, пугаюсь формул и графиков, закрываю, но однажды я ее изучу дословно.

Почему, по твоему мнению, не все интересуются наукой. Как бы ты несла науку в массы?

У многих вызывает отторжение, что это сложно, формулы и графики, непонятно зачем это. Нужно донести до людей, насколько это интересно, ярко и необычно. Может быть, что это не только формулы. Это попытка взять сухой научный язык, упростить, добавить собственный восторг к этому, чтобы было понятно, что именно произошло и как это влияет на нас, что это может дать нам. Например, летает астероид Ultima Thule на задворках Солнечной системы. По сути это камень со льдом и пылью, но, глядя на него, мы можем попытаться понять, как образовалась Земля. Ответив на этот вопрос, может, мы поймем, как жизнь образовалась на ней. И уже зная ответы на эти вопросы, мы однажды сможем понять, одни мы во Вселенной или нет, какие еще формы жизни могут быть, то есть от этого «камня» очень многое зависит в нашей повседневной жизни.

15.04.2024
Мир, дружба, кибергуманизм
Фиджитал-выставка «Город Сад: Мультивселенные» в центре Современного искусства М’АРС
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
18.04.2022
«Первый Оскар» на российских экранах
Посвящается фронтовым операторам времен Великой Отечественной войны
11.04.2023
Нейросеть – конкурент или помощник?
Преподаватели журфака МГУ обсудили проблемы ИИ в медиаиндустрии на XIV Всероссийском форуме деловых СМИ