1 июля в летнем кинотеатре «Пионер» прошло открытие пятого юбилейного сезона «Школы журналистики на свежем воздухе». Декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Леонидовна Вартанова провела первую лекцию курса «Цифровая журналистика: перспективы и вызовы» и пообщалась со слушателями. «Журналист Online» выбрал самое главное и интересное для тех, кто все пропустил.
«Журналистика трансформируется»
Журналистика и общество неразрывны. Газета была технологическим ответом на социальный запрос – желание получать новости, актуальную информацию и анализировать ее. Потом появились телеграф, радио, телевидение. Сегодня мир движется в сторону цифровой среды, и мы понимаем, что журналистика трансформируется.
Что же думают сами журналисты об этом? Многие заявляют, что журналистика умирает, и этому есть ряд причин – политические, культурные, технологические. Но сторонники другой точки зрения с такой же энергией утверждают, что журналистика становится все нужнее обществу. Разобраться не так просто.
Одним из главных аргументов того, что журналистика умерла, считают появление блогерства. Понятие «блогер» уже давно объединило все мыслимые и немыслимые определения. Новый вызов журналистике бросили любители. Но вернемся в прошлое: любители были всегда, потому что журналистика – одна из самых открытых профессий.
«Блогеры – это просто цифровые журналисты»
Блогеры быстро двинулись в цифровую среду и освоили систему журналистских инструментов, ответили на запросы аудитории на новых платформах. Для нашей сферы это стало одним из главных вызовов.
И все же не стоит ставить профессионалов и любителей на одну ступеньку. Журналист знает про поиск информации, фактчекинг, этические нормы. Он также осознает, что над ним висит топор Фемиды: за доказано лживую информацию можно попасть под суд. А с другой стороны, у журналистики есть и развлекательная функция. Блогеры создают развлечения. Социальные сети многое изменили, но любое новое явление достигает своего пика популярности и перестает удовлетворять запросам публики. Когда мы сравниваем блогера, который работает за лайки и не несет никакой ответственности, с журналистом, мы понимаем, что любитель не может быть конкурентом профессионалу.
«Монстры из эпохи Гутенберга»
Блогер становится журналистом. Хотя он не называет себя так, считая, что журналисты – это старые монстры из какой-то эпохи Гутенберга, где статьи набирали из литер и укладывали в кассы. А редакции СМИ теперь ищут редактора, рерайтера, копирайтера, СММщика, продюсера новости, хотя на самом деле в старые, добрые времена все это делал журналист: писал, редактировал, использовал информационные ленты новостных агентств, мнение источников, мнение экспертов.
Журналистика трансформируется. Она может потерять название как профессия, но она никогда не утратит своего социального значения, пока мы живем в обществе. Журналистика будет продолжать служить ему, но в других форматах.
«Изучить язык необходимо»
В учебном плане факультета журналистики русский язык занимает большое место. Мы, как создатели профессиональных стандартов, уверены, что журналистика отражает уровень национальной культуры. Конечно, бывает непросто: журналист живет в системе дедлайнов. Но если вы пишете на русском языке, то должны писать грамотно.
Все журналисты ошибаются: мы живые люди. Язык тоже живой. Посмотрите, как он меняется, сколько ошибок пришло из интернета. Учите, любите и старайтесь не коверкать русский язык.
«В его образе вообще многое просчитывается»
Мы любим всех наших выпускников! Любой нам дорог и ценен. Юрий Дудь – один из тех, кто реализовал себя как интервьюер. Я не согласна с некоторыми его приемами, но журналистика всегда работала на публику. Юрий Дудь знает свою аудиторию, поэтому допускает отклонения от верной линии, ну, скажем, в русском языке. Это коммерческая журналистика.
Чтобы сфотографировать принцессу Диану в кроссовках и шортах, папарацци залезали в окна. Журналисты жаждут популярности, потому что ее можно монетизировать. Дудь задает актуальные вопросы, дает на них актуальные ответы. Вам не кажется, что это тоже прием, работа на аудиторию? Ничего не бывает просто так. Если сумма контрактов Юрия Дудя превышает миллионы, в его образе вообще многое просчитывается.
«Журналистикой это считать невозможно»
Мало в каких профессиях есть кодекс. Но у нас есть своего рода Библия, по которой мы должны жить – кодекс профессиональной этики, где прописываются профессиональные и этические стандарты.
Если вы журналист, вы в принципе не должны скрывать свое лицо и фамилию под псевдонимом. Телеграм-каналы бывают площадкой трансляции и создания дополнительного репутационного капитала, когда авторы открыты и готовы за себя отвечать. В этом случае можно считать, что они ведут себя как журналисты. Но есть анонимные каналы, которые передают сплетни и кажущийся достоверным инсайд, и публика должна сама решать – верить или нет. Журналистикой это считать невозможно. Бороться с фейками сложно, да и не нужно: честные журналисты всегда открывают свое лицо. Когда я читаю профессиональные телеграм-каналы, я понимаю, кто их создатели. С них можно спросить, а значит, им можно доверять.
«Парадокс российской журналистики»
Лицо российской журналистики – это женщина средних лет, живущая в областном центре, которая выпускает районную газету, ведет сайт, занимается SMM, живет за счет огорода, когда ей не приходят деньги, и пишет правду. Вот парадокс российской журналистики.
«Самая главная проблема»
Потребность аудитории в анализе никуда не ушла. Мы живем в мире избыточной информации, где роль профессионала, который анализирует и создает повестку дня, очень важна. Одна из основных задач сегодня – понимать аудиторию. Проблема современной журналистики, возможно самая главная, в том, что журналисты по-прежнему думают, что они работают на редактора, на владельца, политиков, бизнесменов, забывая о том, что журналист всегда работает на свою аудиторию, для простых людей, до которых он доносит свое понимание жизни, но не заменяет ее. Он не учитель, а скорее информатор и аналитик.