Актуальные вопросы в сфере медиа

Предыдущая статья Следующая статья

На факультете журналистики МГУ прошла IX Международная научно-практическая конференция НАММИ

На ежегодной IX Международной научно-практической конференции НАММИ «Актуальные проблемы медиаисследований – 2019» были представлены теоретические и исследовательские проекты специалистов в области медиа и журналистики со всего мира. Конференция НАММИ – это важный этап в осмыслении перспектив развития российской науки о медиа, а также исследовательская площадка для молодых ученых.

Авторы: Алина Орлова, Рубина Де Апро

©Алина Орлова

О медиасистеме

Пленарное заседание конференции открыла декан факультета журналистики МГУ и президент Национальной ассоциации исследователей масс-медиа (НАММИ) профессор Елена Леонидовна Вартанова. Она представила исследование, осмысляющее процесс появления теорий и концепций термина «медиасистема», начиная с классических зарубежных трудов Сиберта, Шрамма и Петерсона «Четыре теории прессы», Халлина и Манчини «Три модели СМИ и политики» и заканчивая отечественными работами Н.В. Ткачевой о медиасистеме Индии и Г.Ф. Вороненковой об истории развития прессы.

Жозе Клаудио С. Кастанейра из университета Санта-Катарины рассказал о социальных медиа и новой политической повестке дня в Бразилии. Он отметил потерю доверия к традиционным СМИ в стране, тесное взаимодействие политики и телекоммуникационной компании «Globo» в период президентских выборов, а также рост использования интернет-услуг в противовес мобильной телефонии на примере наиболее популярного сервиса «WhatsApp».

Завершил пленарное заседание заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ профессор Дмитрий Петрович Гавра. Он отметил, что российская медиасистема – гибридный двухуровневый формат. Согласно позиции докладчика, в России сложился устойчивый гибридный режим развития, сочетающий идеи западной демократии, с одной стороны, и российской политической культурой и государственной традицией – с другой. Медиасистемы гибридной модели формируются в условиях мягких авторитарных режимов либо плебисцитарной демократии (модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть»), дрейфующей в сторону авторитаризма с влиянием традиционных и новых медиа на базе интернет-платформ. Одни медиа жестко контролируются государством, поскольку предназначены для формирования общественного мнения о политической обстановке в стране, а другие пользуются относительной свободой выражения мнений, в том числе оппозиционных и критических.

©Алина Орлова

Награждение лауреатов

Важной частью конференции стало награждение лауреатов конкурса медиаисследований НАММИ – 2019. В номинации «Монография» первое место заняла работа группы ученых «Эстетика журналистики» под ред. М.А.Бережной, а второе место занял А.А. Казаков с работой «Политическая теория и практика медийной грамотности».

Также в номинации «Сборник статей» были отмечены работы «Актуальные проблемы аудиовизуальных СМИ» под ред. А. М. Шестериной и «СМИ Крыма и Севастополя в медиасистеме России» под редакцией Г. Г. Щепиловой и Д. Жукова. В номинации «Учебное пособие» призовое место получила книга «Универсальная журналистика: опыт проектного обучения» под ред. Л. П. Шестеркиной, а в «Серии статей» победителем стал доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики М. И. Бабюк с серией трудов «Экономические аспекты развития советской периодической печати в период НЭПа».

Помимо этого, в номинации «Статья» I-е  место было присуждено С. С. Бодруновой за «Кросс-культурный тональный анализ пользовательских текстов в Твиттере», II-е место – доценту кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики К. В. Чобанян за работу «Shift to political topics as the main content strategy of American cable news», III-е призовое место разделили между собой К. В. Дементьева со статьей «Медиамем и его роль в формировании полиэтничного общества» и общий труд представителей фотокафедры факультета журналистики О. А. Бакулина и М. А. Ромакиной «К проблеме верификации фотографий в современных медиа».

Печатные издания на платформе YouTube

Одна из секций конференции была посвящена таким площадкам развития медиаконтента, как YouTube и Facebook. Доцент факультета журналистки МГУ Людмила Алексеевна Круглова представила исследование российских газет на платформе YouTube.

«Сейчас YouTube наиболее популярная и посещаемая видеохостинговая площадка, позволяющая зарабатывать участникам», – отметила Круглова. В исследовании были рассмотрены 15 российских газет, имеющих каналы на Youtube. Кстати, самой ранней, зарегистрировавшейся на хостинге в 2004 году стала газета «Комсомольская правда». У нее и сейчас, как отметила Круглова, больше всего подписчиков (212 млн) и просмотров (204 тыс.). Далее по количеству подписчиков распределяются «РБК» и «Новая газета». В целом было сказано, что на данный момент продвижение медиа в социальных сетях и с совершенно разными форматами контента – правильный вектор развития периодических изданий. Аудитория все больше переходит в онлайн-формат, поэтому газеты не зря продвигают свою деятельность и на своих сайтах, и на платформе «YouTube».

Дети и YouTube

Научный сотрудник факультета журналистики МГУ Юлия Андреевна Швыченкова проанализировала детский контент на «YouTube», представив подборку наиболее интересных и безопасных детских и взрослых каналов о детях и для детей, имеющих как развлекательный, так и образовательный контент. Спикер отметила такие каналы, как «Like Nastya vlog», «Mister Max», «Капуки Кануки», «Познаватель» и «Мирошка ТВ».

Телеканалы на Facebook

Доцент Каринэ Вардановна Чобанян обратилась к социальной сети Facebook, которая давно стала площадкой развития телевизионных каналов. Чтобы оставаться на плаву и удержать аудиторию, телевизионным каналам приходится адаптироваться к цифровой среде.

«Надо экспериментировать с новыми форматами, новыми платформами дистрибуции, чтобы вас не предали забвению молодые зрители», – отметила Чобанян.

В исследовательскую выборку вошли семь глобальных информационных телеканалов: CNN, BBC World News, CGTN, RT, Al Jazeera, Sky News и France 24. По итогам исследования преподаватель отметил, что все каналы, деятельность которых рассматривалась в работе, имеют наибольшее количество подписчиков и наибольшую активность именно на Facebook (в сравнении с платформами YouTube и Instagram). В среднем каждый канал выкладывает по 25 постов в день, однако вовлеченность аудитории (оценивается по комментированию, лайкам и дизлайкам) прямо противоположна активности каналов. Подписчики больше всего реагируют на политические новости, сообщения о вооруженных конфликтах и терроризме, а также на рубрику «природа/животные». При этом 83% этих постов представлены только фотографиями и текстом, а видеоформаты составляют лишь 21% от всех публикаций, то есть Facebook используется телеканалами в основном в качестве информагентства, основная задача которого – направлять трафик на сайт телеканала.

©Алина Орлова

Медипотребление поколения Z

Отдельный интерес представляла секция, посвященная молодежному медиапотреблению, на которой выступил старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ Денис Владимирович Дунас с темой «Мотивы и практики медиапотребления поколения Z как фактор становления новых цифровых медиакультур в России». Социальные медиа действительно доминируют в медиапотреблении российской молодежи и становятся одним из факторов формирования личности. По итогам исследования важными мотивами и результатами медиапотребления становятся социализация и самоактуализация.

Как рассказал Дунас, в опросе приняли участие 24 представителя «цифровой молодежи» в возрасте от школьников средних классов до студентов начальных курсов вузов. Каждый из них отметил в равной степени информационные, развлекательные и образовательные потребности. Также часто молодежь пользуется цифровыми медиа, исходя из так называемых инструментальных потребностей: посмотреть дорогу, заказать какие-либо вещи. Безусловно, для подростков важно и самовыражение через социальные сети: Instagram и «ВКонтакте», где многие раскрывают свою жизнь даже больше, чем во время реального общения.

Миротворческая журналистика в зарубежных странах

Доцент Тамара Сергеевна Якова представила аудитории ранговый анализ, проведённый в рамках медиагеографии с целью выяснить, как применяется теория миротворческой журналистики в практике зарубежных масс-медиа.

«Метод рангового анализа появился более 30 лет назад, в биологических науках его разработал Кудрин, потом его перенесли в технологические, социальные сферы, сферу эффективности образовательный системы», – поясняет Тамара Якова. В центре метода – теория рангового анализа и закон рангового распределения. Инструментарий математический, но, по словам Тамары Сергеевны, очень простой. При исследовании производился анализ англоязычной интернет-аудитории, чтобы вычислить, какие страны и насколько часто запрашивают в поисковой системе следующие термины: война, мирная журналистика, разрешение конфликтов или урегулирование конфликтов. К примеру, в категории «война» – США на первом месте. Запросы по урегулированию и разрешению конфликтов преобладают в странах, где идут войны, либо в странах-участниках конфликтов. Запросов по мирному урегулированию больше всего на родине Йохана Галтунга, основателя дисциплины конфликтологии, в Норвегии.

«Я исследую тексты разных зарубежных масс-медиа (американских, британских, французских, немецких и швейцарских). По результатам этого анализа приблизительно 10% соответствуют теории мирной журналистики, – отмечает Тамара Сергеевна. – Это значит, что при написании этих текстов журналисты стараются не использовать экспрессивную лексику, а освещать конфликты, исходя из глубинных причин разногласия, давать мнения разных сторон участников конфликтов, избегать ангажированности, быть нацеленными на построение доверия между конфликтующими сторонами, иными словами, стараются способствовать поиску путей мирного урегулирования конфликта».

Эффект Даннинга – Крюгера в сфере индустриальных медиаисследований

Сфера индустриальных медиаисследований также претерпевает изменения. Об этом рассказал профессор Виктор Петрович Коломиец. Он выделил следующие проблемы: скорость, обслуживание заказчика, мнения, человеческое измерение, искусственней интеллект, новые бизнес-модели в исследованиях. Остановимся на некоторых проблемах подробнее.

Как отметил Коломиец, мнений на то или иное событие множество. Так возникает эффект Даннинга – Крюгера, когда человек мало знает о проблеме, но активно интерпретирует ее, не осознавая ошибочность своих суждений, в то время как человек знающий просто промолчит.

Профессор пояснил, что при получении данных по поведению людей исследователь сталкивается со множеством проблем. Раньше ученый находился с человеком в одном культурном пространстве, сейчас мы наблюдаем за человеком по цифровым следам. Мы больше напоминаем охотников, которые всматриваются в цифровой след: здесь прошёл человек «читающий», здесь «смотрящий», здесь «пишущий».

©Рубина Де Апро

Умные "помощники" журналистов

Доцент факультета журналистики МГУ Мария Михайловна Лукина, старший научный сотрудник Наталья Александровна Цынарева и старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации Мария Алексеевна Крашенинникова обозначили автоматизированные сервисы как инструмент продвижения журналистского текста. Для исследования был проведён анонимный опрос среди 103 журналистов преимущественно из Москвы (газеты, онлайн медиа, радио- и телеканалы, информационные агентства и др.). Из них 61% – корреспонденты и редакторы. В ходе опроса были выявлены следующие способы продвижения текста: сторонние площадки, базовая площадка своего медиа, социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, тематические ресурсы, сайты-агрегаторы, хостинги. Выяснилось, что 43% респондентов вовсе не занимаются продвижением своих материалов, а для 56% самым популярным инструментом продвижения текстов стали социальные сети. Полученные данные привели к заключению, что журналисты пока не стремятся выполнять маркетинговую функцию.

Журналистский арсенал в эпоху цифровой революции

Старший научный сотрудник факультета журналистики МГУ Галина Викторовна Лазутина рассказала о работе журналиста в условиях конвергенции. Она отметила, что благодаря гаджетам сложились условия, с помощью которых можно решить очень много профессиональных задач.

По словам спикера, современные гаджеты дают возможность решать задачи, связанные с получением информации, причём не только на уровне освоения баз данных – они дают возможность решать задачи, связанные с проверкой информации, выявлением проблем, типичных тенденций развития. Однако в изобилии возможностей нужно уметь разобраться.

«Пока я нашла для себя подтверждение в практике коллег, связанное именно с тем, что они уходят от решения каких-то задач, потому что очень сложно в этом море возможностей, которое предлагает современный гаджет, найти точные шаги, – поясняет Лазутина. – Тема освоения возможностей современных гаджетов становится актуальной, мы должны ориентироваться в этом море и выбирать навигацию, которая будет работать на решение наших профессиональных задач. С этой точки зрения встаёт вопрос о возможности создания специализированных гаджетов для журналистов».

Галина Викторовна утверждает, что современный гаджет, созданный на базе смартфона, позволяет программистам определённым образом систематизировать эти возможности и сделать их удобными для профессионального журналистского использования.

Социальные сети в журналистских расследованиях

О роли социальных сетей в журналистских расследованиях рассказала доцент кафедры периодической печати Ирина Николаевна Денисова. Обычные пользователи социальных платформ порой не подозревают, каким объемом информации они обеспечивают свою аудиторию, в которую могут входить журналисты-расследователи. По словам Денисовой, журналистов интересует информация об определенном круге лиц, особенно если это касается коррупционных скандалов. «Соответственно, следят за теми людьми, которые как-либо связаны с крупными государственными чиновниками или бизнесменами. Конечно, категория рядовых людей никому не бывает интересна», – поясняет спикер.

Ирина Денисова рассказала об этапах журналистского расследования. «Прежде всего берётся персонаж, который вызывает интерес, и очерчивается круг его знакомых, которые достаточно плотно сидят в соцсетях и демонстрируют свои достижения, в частности материальные, и связи», – отметила она. Важным моментом являются геометки героев, по которым становится понятно, куда и с какой целью едет человек. Также журналистов интересуют комментарии, точнее, те, кто их оставляет под постами героев. Таким образом, выясняется общий уровень фигурантов, их связи, а главное, что из полученной информации можно извлечь, – и продолжила: – часто бывает, что герои закрывают свои социальные сети, и тогда журналистам приходится заводить скрытые аккаунты под псевдонимами, чтобы нельзя было понять, кто за этим аккаунтом стоит – журналист или группа журналистов-расследователей».

«Особенно интересны дети – самое слабое звено коррумпированных чиновников, потому что им очень хочется похвалится тем, что у них есть, и они выставляют  все свои материальные блага в открытый доступ или для подписчиков,  не понимая, что это все может быть добыто незаконным путём», – уточнила Денисова, – их страницы  очень информативны для публикаций». 

По словам Денисовой, жены тоже часто пытаются доказать общественности, что они живут лучше всех и, соответственно, можно похвалиться своими возможностями. Сами чиновники и государственные бизнесмены в силу разных обстоятельств редко открывают аккаунты, где рассказывают о себе.

Риски роботизации

О роботизации говорила профессор факультета журналистики Татьяна Ивановна Фролова. Она изучила особенности восприятия аудиторией автоматизированых сообщений. В результате эксперимента было выявлено отношение аудитории к процессу роботизации. Респонденты были разбиты на три группы: непрофессионалы (студенты), профессионалы (преподаватели и журналисты), таргетированная аудитория (журналисты экономического профиля, потребители экономической информации). Оказалось, из преподавательского состава 82% идентифицировали автоматизированные новости, из студенческого – 74%, но очень малая часть встречала в СМИ маркированные автономности. Спикер отметила, что роботизированные тексты насыщены числовой информацией, клишированы, имеют простые синтаксические конструкции, сухо изложены, без логических переходов.

Далее были рассмотрены следующие факторы роботизации: доверие, польза, риски. Всего 20% опрошенных доверяют автоновостям и считают, что они могут заменить человека, а 40% предпочитают человеческий текст. Недоверие было аргументированно тем, что робот повторит ошибки, которые могут содержаться в источниках. Польза заключается в обработке большого количества материала, оперативности, экономии времени, помощи в поиске инфоповодов и др. В риски же входят трудности восприятия новостей, вероятности сбоев, манипулятивное воздействие, ориентация на уже созданный человеком контент и др. Преподаватели-респонденты также рассмотрели этические аспекты роботизации и отметили: отсутствие этики, снижение ценности профессиональных журналистов, безответственность (робот не несёт ответственности, как и разработчик программы), отсутствие гуманистического подхода, который требуется во многих случаях  (автоматизированные новости негуманны по форме и стилю). Преподавательский состав также выделил тематические блоки, в которых роботизация пригодна: финансы, банки, недвижимость, экономика, спорт, технологии, статистика, погода, анонсы, большие массивы данных.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
04.07.2023
Обучен – значит вооружен
В учебно-образовательном кластере "Ломоносов" прошла сессия о важности медиаграмотности
21.07.2021
«Корейцы любят наш типаж!»
Модели Светлана Истомина, Элиз Чуприс и Анастасия Соловьёва поделились c "Журналистом Online" впечатлениями о работе в Южной Корее
02.04.2022
“Умение красиво и правильно говорить помогает стать увереннее”
Об актёрских и ораторских техниках рассказала тренер по публичным выступлениям Юлия Городова