Пользователи новых медиа

Предыдущая статья Следующая статья

«Присутствие в сети – способ доказать, что вы существуете»

Автор: Рубина Де Апро

Одним их важных событий XI международных научных чтений «СМИ и массовые коммуникации 2019» на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова стал круглый стол на тему «Медиапотребление и социализация российской молодежи».

©Георгий Никаноров

Расширение реального мира

Доцент факультета журналистики МГУ Диана Кульчицкая рассказала о новых паттернах самоактуализации молодежи в цифровую эпоху. Работа подготовлена совместно со старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ Денисом Дунасом.

Во время выступления зрителям был представлен современный взгляд на пирамиду потребностей Маслоу, где физиологические потребности уступают Wi-Fi. Самореализация все так же находится на вершине иерархии.

Известно, что сегодня есть множество способов самореализации, многие из которых связаны с цифровой средой. «Для молодежи цифровые инструменты стали неотъемлемой частью жизни. Присутствие в сети – способ показать, что вы существуете. Кроме того, цифровая сфера порождает новые способы самовыражения: молодое поколение создает видео- и фото- контент, а также телеграм-каналы. Раньше у людей не было возможности самовыражаться подобным образом, – отмечает  Кульчицкая. – В то же время развитие цифрового мира показывает, что есть два измерения, в которых люди могут удовлетворить свои потребности – физический мир и виртуальный».

Иными словами, сегодня социализация молодежи происходит иначе. Смартфоны стали новыми инструментами для самовыражения, а социальные сети – новое поле, где молодежь формирует свою идентичность.

Политически активное поколение

Доцент факультета журналистики МГУ Анна Гуреева подчеркнула, что, хотя молодых людей часто называют аполитичными, эмпирические данные российских и зарубежных исследований  позволяют предположить, что у молодых людей  разные политические взгляды и они мотивированы на участие  в политических дискуссиях.

©Георгий Никаноров

Согласно докладу, молодежь особенно интересует ряд актуальных вопросов, в основном касающихся прав человека, миграции и (анти)национализма.

Российские органы государственной власти сегодня не совсем в полной мере используют возможности новых средств массовой информации для придания большей открытости государственной политике и пока еще не достаточно способствуют развитию активной политической культуры молодежи. Однако это не мешает современной молодежи выражать свою позицию через медиавозможности и формировать новое политическое медиапространство в России.

Как сказала Анна Николаевна, в результате изучения практики коммуникации со СМИ (дело Голунова, июнь 2019 года; дело «Голос-дети», апрель 2019 года; строительство церкви в Екатеринбурге, май 2019 года) государственных органов власти в России был сделан вывод, что политика все больше перемещается в интернет-пространство. Представители молодого поколения являются наиболее активными пользователями новых медиа и выступают в качестве новых значимых действующих лиц медиатизированного общества.

ТОП-3 социальных сетей

Старший преподаватель факультета журналистики МГУ Гелия Филаткина представила исследование о тенденциях использования социальных сетей российской молодежью в 2014–2019 годах.

©Ольга Кареева

Согласно исследованию, проникновение в России социальных сетей, как глобальных (Facebook, YouTube, Instagram), так и национальных (ВКонтакте, Одноклассники), оценивается в 49% в 2019 году.

По словам Гелии Филаткиной, российские подростки чаще всего используют YouTube, на втором месте ВКонтакте, а на третьем – Instagram. Около 30% подростков проводят в социальных сетях до четырех часов в день, четверть из них проверяют обновления один раз в день. Она подчеркнула, что этой возрастной группе важно быть в постоянном социальном взаимодействии. Именно поэтому подростковая аудитория чувствует острую необходимость незамедлительно реагировать на все обновления и новые сообщения.  

Также было выявлено, что российская подростковая аудитория наиболее активна с точки зрения общения: подростки ставят лайки и комментируют сообщения своих друзей и других пользователей (68%), в то время как их комментарии часто содержат не слова, а наклейки, GIFS или смайлики (61%). Подростки обмениваются фотографиями и видео (62% и 32% соответственно), публикуют ссылки на различный контент (45%), демонстрируют свою позицию, оставляя комментарии к публикациям лидеров общественного мнения и блогеров (27%).

Примечательно, что социальные сети благодаря функции поиска информации по запросу становятся заменой популярных поисковых систем. Таким образом, 15% подростков используют YouTube не только для развлечения, но и для поиска ответов на релевантные вопросы. Это связано с тем, что формат видео более привлекательный для молодого поколения, которое предпочитает потреблять информацию с помощью изображений.

Что касается сравнительной характеристики, в 2014 году большинство подростков предпочли социальную сеть ВКонтакте (76%), Instagram не был так популярен среди молодой российской аудитории, поэтому потребление визуальной информации было ниже, чем в 2019 году.

Наиболее важными функциями для подростков, отметила Гелия Филаткина, в социальных сетях были общение, развлечения (музыка, фильмы и т. д.), поиск информации и новостей (Центр исследований интернета и общества). Иными словами, подростки больше потребляли контент (чтение, просмотр, прослушивание), чем производили его.

Получается, основные тенденции последних пяти лет демонстрируют рост потребления социальных сетей российской молодежью, активное потребление видеоформатов и высокую коммуникационную активность, особенно не текстового характера.

Геймификация контента

Тему геймификации подняла преподаватель факультета журналистики МГУ Елена Салихова.

По ее мнению, многие медиа-компании и бренды обращаются к геймификации, то есть к использованию игровых функций для неигровых процессов с целью привлечь молодую аудиторию.

©Ольга Кареева

Елена Салихова отметила, что СМИ все больше объединяют информацию и развлечения. Подобный контент предназначен для воздействия на эмоциональную сферу, имеет интерактивные, привлекательные свойства, это отличает его в насыщенной цифровой среде и помогает быстро найти определенную аудиторию.

В исследовании по геймицированному контенту приняли участие 574 человека в возрасте от 18 до 21 года. Подтвердилось, что цифровое поколение проявило большой интерес к игровому контенту. Делая выбор между традиционным текстом и игровым контентом, 24,7%   указали, что они предпочитают текст, а 41,1% отдали предпочтение формату игры.

Из тех, кто выбрал игровой контент, 51% отметили высокий уровень погружения, 35,9% из них игры привлекают своей нетрадиционной формой. Для 12,7% респондентов предпочтение отдается геймифицированному контенту из-за визуализации информации: в тестах и играх мало текста и много картинок; 11,8% респондентов заявили, что чтение традиционного текста воспринимается  с некоторым усилием, а геймифицированный контент для них занимательнее.

Все же было отмечено, что новостные игры или тесты полностью не заменяют классический способ освещения новостей для поколения Z.

Выбор медиаресурсов

Доцент факультета журналистики МГУ Анна Толоконникова в представленном исследовании акцентировала внимание на психологических потребностях подростков, которые могут быть удовлетворены средствами медиа-среды сегодня. Основными психологическими потребностями является стремление к знаниям, умение общаться, контактировать со сверстниками, интерес «примерить на себя различные социальные роли, формирование собственной самооценки.

©Георгий Никаноров

В список респондентов вошли дети средней и старшей школы в возрасте от 10 – 11 до 16 – 17 лет. Согласно исследованию, традиционное телевидение регулярно смотрят 73% детей в возрасте от 2 до 12 лет, а также они проводят по крайней мере три часа в день в интернете. Но чем старше ребенок, тем чаще он выходит в интернет и реже смотрит телевизор. По словам опрошенных подростков, которые был приведены в докладе, «интернет дает нам максимальное количество возможностей. В действительности, мы могли бы выжить без газет, радио и телевидения, но едва ли без интернета».

Таким образом, исследование показало, что современные медиаресурсы предоставляют множество возможностей для удовлетворения психологических потребностей детей среднего и старшего школьного возраста.

Потребление медиа в англоязычных странах

Преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета Дарья Вьюгина презентовала исследование, согласно которому ключевые тенденции потребления медиа среди молодежи отражают те новые поведенческие практики и потребности, которые делают это поколение глобальным: владение смартфоном, постоянный доступ к глобальной сети, онлайн-платформам и повседневным потребностям социальных сетей, а также большая популярность видеохостинга YouTube.

©Георгий Никаноров

Как показало исследование, по большей части подростки используют одни и те же платформы и источники информации, независимо от их демографических характеристик. Все же развитие системы СМИ страны указывает на то, что тенденции потребления СМИ в разных странах различны.

Меньшая часть респондентов отметили, что средства массовой информации приносят им в основном положительный опыт, в то время как большая часть указывает на то, что влияние  средств массовой информации может быть как положительным, так и отрицательным. Подростки сомневаются в воздействии различных цифровых платформ на их жизнь: они отмечают, что обеспокоены потреблением информации, сталкиваются с неприятным контентом, а также с запугиванием и агрессией.

Согласно большинству исследований, телевидение является более надежным источником новостной информации, чем онлайн-СМИ. Что касается компьютерных игр, они перестали оказывать такое сильное влияние на формирование моделей поведения и предпочтений молодых потребителей, которое было зафиксировано в  2000-х годах.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
15.09.2021
Пост-пост, мета-мета
Фестиваль цифрового искусства "ДОП" прошел в общественных пространствах Москвы
21.03.2022
Педагогическое образование в классическом университете
Проблемы, тенденции и успехи современного педагогического образования обсудили на Всероссийском форуме в Москве
13.10.2019
Закон Мура и будущее социологии
На Фестивале NAUKA 0+ рассказали о современных методах проведения социологических опросов в digital-эпоху