2022-ой объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Старейшая российская компания “Объединение Гжель”, производящая известную на весь мир фарфоровую продукцию с затейливыми, ослепительно синими узорами, проводит ремонт корпусов.
Когда подъезжаешь к заводу - четырехэтажному белому зданию, “расписанному” гжельскими узорами - через заснеженную еловую аллею, сразу ощущаешь какую-то свежесть, бодрость, совсем не связанную с зимней погодой - “Там русской дух… там Русью пахнет!” И, видимо, права оказалась заводской экскурсовод, сказав: “Это святая земля!”.
Проведя нас в цеха, экскурсовод торопливо и вдохновенно начинает рассказывать про изготовление легендарной гжели. Массу, из которой делают изделия, обязательно нарезают на специальные блины, затем их держат в нужной температуре. Когда нужно заготавливать новые объемы масс, блины опускают в специальные мешалки и добавляют “обогащение”. Причем, для каждого ассортимента изготавливают свою массу. Здесь обязательно нужно выдерживать технологию, иначе будет брак. Изделие проходит технологический процесс обработки и несколько стадий контроля. Первый утильный обжиг происходит под температурой 750 градусов; изделие затвердевает, но все еще остается хрупким. По нему уже можно писать, но использовать еще нельзя.
На предприятии есть специальные немецкие машины для надглазурной росписи. Связь гжели с “немцами” не случайна: роспись синим по белому пришла в Россию из Делфта, старинного голландского города, ставшего центром производства бело-голубого фаянса. Наши подхватили моду на изысканные голубые узоры и в начале девятнадцатого века гжель в России стала бело-голубой.
Изначально скульптор на станке вылепливает из пластилина подходящую для стилистики, в которой он работает, скульптуру; потом она переводится в гипс, а тот заливается полимерным материалом. На следующем этапе с него снимаются капы, и уже с каждого капа снимается и тиражируется отдельная форма. Как правило, художники делают изделия на заказ от компаний либо же от частных лиц.
Корпус, где трудятся живописцы, отреставрирован: здесь прекрасное освещение, отопление, чистые стены - в общем, все условия, чтобы коллектив мог работать в хороших условиях. Мастера работают как совсем молодые, так и заслуженные.
Ирина работает живописцем на гжельском заводе уже почти двадцать лет. По ее словам, при заводе была школа, где учили живописи, туда ходили дети и подростки, но она освоила ремесло немного позже: “В двадцать лет пошла и научилась. Модно было тогда это”.
Модно это ремесло стало давно. Издавна в деревне Гжель любили гончарное искусство. Здесь занимались лепкой и обжигом керамической посуды и декоративных фигурок, украшающих быт. Спустя время гжелью стали называть сразу несколько деревень, получивших название “гжельский куст”, объединявший около тридцати населенных пунктов. А в конце восемнадцатого века царь Алексей Михайлович издал указ, по которому в Гжели начали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам.
К художникам изделия попадают не белые, а розовые. На роспись десяти небольших изделий, например, чашек, уходит примерно два часа. На каждом изделии мастер ставит товарный знак. На больших площадях ставится герб - знак того, что это подлинная гжель. С этими товарными знаками товары отправляются за рубеж.
Именитые художники завода - Наталия Бессарабова, Людмила Азарова, Татьяна Дунашова - приехали одни из первых и начали восстанавливать производство после Второй мировой. Сейчас на завод приходят и молодые мастера, которые, надеемся, и дальше будут прославлять знаменитую на весь мир русскую гжель.