Куда приводят мосты: из Циндао в Омск, из Омска – в Ханчжоу

Предыдущая статья Следующая статья

В этом путешествии во времени и пространстве мы побываем в китайских городах Циндао и Ханчжоу, узнаем три древние легенды Сломанного моста, проедем в душном автобусе над Иртышом и за четверть часа пересечем залив Цзяочжоу

Текст: Чжэн Хаовэнь, Арина Калинина, Гуо Сюе

Фото: Ли Чжэнбинь, Ма Сяолэй, Хэ Дандан, Глеб и Владимир Калинины

Видео: Глеб и Владимир Калинины

Иллюстрация: Таисия Матвеева

Как мост-дракон соединил два морских берега

Какие легенды хранят мосты южно-китайского города Ханчжоу

Чайка теряется в бесконечном тумане,

Шум ветра из ущелья разносится по морю.

Волна напоминает летящего дракона,

Который перепрыгивает через тысячу лодок.

Плывущие облака мчатся над поверхностью моря,

На небе сияют звезды, а месяц напоминает крючок.

Память о великих достижениях остается потомкам,

Вода избавляет народ от беспокойства и невзгод.

Мэн Цин

Поездка по морю на машине, ставшая возможной благодаря чуду инженерной мысли

Мы с товарищем Лю Кэ приехали в Циндао. Это портовый город на северо-востоке Китая, расположенный на берегах залива Цзяочжоу, относящегося к Желтому морю. Здесь тепло, и деревья зелены круглый год.

Смотрю вперед и вижу дорогу через море. Подхожу поближе – на морской глади проявляется вьющаяся линия. Это знаменитый Циндаоский мост. «Если бы я не приехал сюда, то не смог бы представить его себе», – признается Лю Кэ.

©Ли Чжэнбинь / Журналист Online
Циндаоский мост на закате

Первый в мире мост через море в Циндао построили в 2010 году – он соединил два берега, и теперь добраться из одного района города в другой можно всего за 15 минут. Длина моста составляет более 35 км, он является частью скоростной автомагистрали из Циндао в Ланьчжоу. «Смотришь вперед - и не видишь конца. Море и мост словно сливаются в одно целое», – замечает мой спутник.

Своенравный дракон, простирающий лапы через море

Голубая вода, словно объемное шелковое полотно, блестит под мостом. Сама конструкция напоминает гигантского стального дракона, крадущегося через залив. Местами он проползает по морской глади, слегка касаясь воды, а где-то выгибает спину, показывая всю свою стать.

© Ли Чжэнбинь / Журналист Online
Изгиб моста через Цзяочжоу

Мост через залив Цзяочжоу похож на тонкую линию, разделяющую водное пространство на две части. С одной стороны – красивый остров, с другой – бескрайнее Бохайское море. Современные высотные здания, расположенные на острове, контрастируют с красными рыбацкими домиками.

В гавани пришвартовываются несколько кораблей. Вдали виднеются одинокое каноэ и маленькие белые паруса, выделяющиеся на фоне голубого моря. В небе резвятся чайки, оживляя пространство характерными звуками.

Поездка по морской глади

Мы замедлили ход, чтобы насладиться пейзажем за окном машины, который напоминал изящный рисунок тушью. Природа здесь находится в гармонии с цивилизацией.

©Ли Чжэнбинь / Журналист Online
На автомобиле по мосту. По правой стороне – красные рыбацкие домики

Подъехав к берегу, мы отправились на пляж. Там мы встретили наших ровесников. Один из них, Ма Сяолей, родился и вырос в Циндао. «Очень впечатляет, правда? Этот великий мост – гордость нашего города Циндао», - сказал он, заметив наш восторг от увиденного.

Он рассказал, что строительство моста заняло четыре года и затягивалось из-за частых тайфунов. Конструкция состоит из пяти тысяч свай, прочно вбитых в скалистое морское дно. Бетонное покрытие для защиты от коррозии обошлось в 100 млн юаней. А общий объем государственных вложений оценивается почти в 10 млрд юаней.

Архитекторы объединили в этом сооружении технологии вантового и подвесного моста, чтобы перебросить ленту моста через все море. Сегодня передвижение по мосту вполне безопасно. Во время поездки мы не испытывали страха, как будто ехали по обычной дороге - на самом деле под нами была толща воды глубиной 80 метров.

© Ли Чжэнбинь / Журналист Online
Хвост Циндаоского дракона

На закате Циндаоский мост напоминает черную линию, расходящуюся в разные стороны, как хвост дракона. Ночью огни Циндао освещают небо над городом, и видно, что люди, живущие там – счастливы.

Посмотришь на Запад – вдали поблескивает полоска белого шелка. Это и есть мост через залив Цзяочжоу. На фоне черного неба и бесконечного моря мост завораживает взгляд.

Ленинградский мост – артерия Омска

Как один автомобильный мост стал сердцем столицы Прииртышья

Но если, не взглянув на ход хвостатых струй,

Разорванной луны и вытянутых звезд

И не отдав пароль, ты в миг минуешь мост —

То и меня, на всех путях, — минуй.

Новелла Матвеева. Мосты


Свою первую поездку по Ленинградскому мосту я, конечно, уже не помню. Наверное, мне тогда было года три, и мы ехали к дедушке с бабушкой на левый берег города.

Через Омск протекает река Иртыш, которая делит город на две части. Чтобы соединить левый и правый берега, в Омске построили пять мостов: Железнодорожный, Ленинградский, Южный, 60-летия Победы и 60-летия ВЛКСМ. Именно Ленинградский мост, предназначенный для автотранспорта и пешеходов, стал первым мостом через Иртыш.

©Владимир Калинин / Журналист Online
Ленинградский мост зимой

Масштаб по-омски

Автором проекта был инженер И.П. Богданов из института «Ленгипротранс». Многие считают, что своим названием мост обязан строительной организации. Другие же связывают его имя с находящейся поблизости Ленинградской площадью.  

Строительство Ленинградского моста началось в 1955 году и длилось четыре года. Отличительной деталью стали сваи имени профессора Е.Л. Хлебникова – буровые и винтовые с расширенным основанием. Вес некоторых из них превышал 40 тонн. На мощные сваи опиралась дорога, достигающая 653 м в длину и 20 м в ширину. На помощь омским строителям был направлен коллектив «Мостопоезд 413 Минтрансстроя», который приступил к работе через несколько месяцев. Новое сооружение обошлось городу в 50 млн рублей.

Строительство завершилось в 1959 году, однако движение запустили не сразу -- сначала нужно было проверить прочность конструкции. Для этого по новой дороге через Иртыш пустили несколько автобусов. Прочность оправдала ожидания, и тогда проезд разрешили первым машинам.

Омичам больше не приходилось часами дожидаться парома, чтобы добраться до противоположного берега. Теперь они могли сделать это сами – пешком или на машине.

Зимняя панорама моста

Сейчас, спустя почти 60 лет, по Ленинградскому мосту люди передвигаются только на автомобилях. Движение пешеходов временно ограничено из-за ремонтных работ.

Как рассказал мне старший брат Глеб, ремонт там уже закончился, но запрещающие знаки и ограждения остались. Омские власти планируют провести капитальный ремонт в 2022 году. Омичи переживают, что мост и вовсе закроют. Покоя не дают и бесконечные пробки. Как именно будет организовано движение, пока неизвестно. Но ждать парома, как век назад, точно не придется: с появлением мостов судна перестали ходить через реку.

Поездка в детство и обратно

В марте Иртыш еще был покрыт льдом и слоем снега – чисто зимний пейзаж. Я смутно помню Омск таким холодным, хотя прожила там девять первых лет жизни. Зато в памяти возникает недавняя поездка по Ленинградскому мосту летом 2019-го.

©Таисия Матвеева / Журналист Online
Ленинградский мост глазами ребенка

Автобус номер 27 не пришлось долго ждать. В час пик транспорт ходит с минимальным интервалом. Поднимаюсь по ступенькам, протягиваю контролеру мелочь и получаю билетик – счастливый (три первые и последние цифры в сумме дали 13). В хвосте автобуса два свободных места, но я еду стоя: так удобнее наблюдать вид из окна.

Автобус начинает свое неторопливое движение, устало поворачивая на перекрестках. Каждая остановка кажется спасением для старой машины, которая пытается ухватить любую возможность передохнуть. Подъехав к мосту, автобус будто набирает воздуха в легкие перед прыжком в воду –– «плыть» придется долго. Собрав остаток сил, он заезжает на мост и дальше едет, уже не сбавляя обороты.

Ночная поездка по мосту на машине

Вглядываюсь в лица пассажиров. Уставшие глаза цепляются за газету и перескакивают от слова к слову по странице. Женщина средних лет приспускает очки и протирает ситцевым платком капельки пота со лба. В автобусе душно. Ветер с реки, залетающий в узкое окошко, становится теплым в салоне автобуса. В такой обстановке трудно наслаждаться открывающимися видами на реку – хочется только поскорее доехать до дома. И никого уже не впечатляет ни Иртыш, ни Ленинградский мост. Ежедневные поездки от работы до дома – рутина для местных жителей.

Задерживаю взгляд на мальчике четырех лет. Он задорно глядит в окно и что-то объясняет маме, размахивая указательным пальчиком. Силюсь вспомнить себя в его возрасте. Тогда поездка через мост вызывала особый восторг. Казалось, что дорога над Иртышом бесконечна и опирается не на железобетонные сваи, а на мощные плечи титанов. С этой фантазией ехать было безопаснее – они же точно удержат.

Резкий толчок. Автобус съехал с моста. Мы на левом берегу. Женщина с газетой уже давно сняла очки и направилась к выходу. Я уступаю ей место в проходе, а сама заглядываю в заднее окно автобуса. Иртыш, Ленинградский мост и детские воспоминания – все остается позади. Щемящее чувство невозвратности детства сжимает грудь. Только негромкий мужской голос: «Девушка, присаживайтесь», – возвращает меня в день сегодняшний и в душный автобус. Я, немного растерянная, благодарю моего попутчика, но не сажусь – скоро выходить. Узкие двери возмущенно скрипят и выпускают пассажиров на улицу из душного плена. Я выхожу вместе с ними. Так закончилась моя поездка через Ленинградский мост на старом автобусе номер 27.

Из легенд в современность по мостам Ханчжоу

Какие легенды хранят мосты южно-китайского города Ханчжоу

Если суждено, то встретимся и за тысячу ли

Народная китайская мудрость


Мой родной город Ханчжоу находится в провинции Чжэцзян на юге Китая и имеет тысячелетнюю историю. Это политический, экономический и культурный центр, а также популярное туристическое направление. Среди главных достопримечательностей – Западное озеро и пятиэтажная башня Лэй Фэн.

На Западном озере в Ханчжоу стоят три моста: Сломанный, Силинский и Длинный. Самый древний из них – Сломанный, о нем сложено три легенды.

©Ма Сяолэй / Журналист Online
Сломанный мост – хранитель Западного озера

Легенды Сломанного моста

Как только выпадет первый снег, издалека мост становится похож на небольшую гору. На солнечной стороне лед тает, а на теневой лежит до теплой погоды. С высоты мост кажется сломанным, отсюда и пошло название.

Давным-давно на Западном озере был только один маленький мост, тесно прилегающий к песчаному берегу. Люди проходили через него, чтобы перейти на ту сторону. Однако в зной и ливень мост высыхал и часто ломался, так что путешественникам передвигаться по нему было очень трудно.

Рядом с озером стояла хижина, там жили пожилые супруги Дуань, оба были гостеприимны и трудолюбивы. Мужчина рыбачил на озере, а женщина содержала винный погреб и продавала домашнее вино, однако покупателей не хватало.

Однажды на закате, перед закрытием магазина, супруги увидели пожилого странника. У него были седые волосы, а одежда его истрепалась от времени. Мужчина пришел издалека и просил о ночлеге. У него не было ни копейки. Супруги Дуань пожалели странника и радушно пригласили его остаться. В благодарность гость поделился секретом приготовления вина.

С тех пор торговля процветала. Позже пожилые супруги снесли хижину и на ее месте построили харчевню. Семье удалось сберечь некоторую сумму, которую они хотели отдать таинственному гостю.

Спустя три года, в одну из зим седой странник снова пришел к семье Дуань. От горсти накопленных монет он добродушно отказался и пошел дальше. Мост рядом с харчевней совсем обветшал и покрылся льдом. Странник поскользнулся на нем и угодил в воду.

Тогда супруги решили потратить сбережения на ремонт моста. По совету странника, они сделали его из камня и построили рядом беседку. С этого момента путешественники не боятся проходить через Западное озеро. Вклад супружеской пары дал новую жизнь мосту, и поэтому он называется по их фамилии – «Дуань Цяо», что означает «Сломанный мост».

©Хэ Дандан / Журналист Online
На изгибе Сломанного моста

Легенда о Белой Змее

Много веков назад жила маленькая змея. Она угодила в сети змеелова, который хотел убить ее ради желчного пузыря. В китайской медицине этот орган использовался для лечения различных болезней и поддержания молодости. Но змеелову помешал юный пастух Сюй Сянь, который по натуре своей был добрым человеком и спас змейку. Увидев это, боги сказали: «Судьба сведет двух людей вопреки большому расстоянию. Для этого нужно найти возвышенность на озере Сиху».

Так и произошло. Со временем Белая Змея превратилась в прекрасную девушку. На Сломанном мосту она, уже приняв человеческое обличье, нашла своего спасителя – Сюй Сяня. Молодые люди полюбили друг друга и поженились.

Однако, согласно традиции, человек не может вступить в брак с демоном. Так что возлюбленных силой разлучили, а Белую Змею бросили в башню Лэй Фэн. Там девушка переживала разлуку с мужем и пролила немало слез. Они стекали по ее прекрасным щекам и образовали озеро Сиху.

У озерных вод и встретились разлученные супруги – на возвышенности, сохранившейся посреди огромного водного пространства, и продолжили свой путь вместе.

©Гуо Сюе / Журналист Online
Сломанный мост вдалеке

От прошлого к настоящему

Еще один древний мост – Арочный, он считается самым длинным каменным сооружением в Ханчжоу. Его построили в 1631 году и реконструировали почти 250 лет спустя, в 1885 году. В нем сохранились три крупные арки, через которые проходят небольшие суда.

Мост Гуанцзы находится в Чаочжоу, городском округе провинции Гуандун. История моста началась в 1170-м году. Он состоит из восемнадцати понтонов и многочисленных каменных сооружений в китайском стиле.

В Ханчжоу есть и много современных мостов. Например, мост через залив Ханчжоувань. Он был построен в 2007 году и сразу стал самым длинным морским мостом в мире – 36 км. Однако на сегодняшний день этот статус принадлежит другому мосту в Китае – мосту Гонконг – Чжухай – Макао (55 км).

На реке Цяньтан также стоят четыре традиционных моста: это Фучуньцзян, Пэнбу, Сисин и Фусин. Строительство мостов в городе продолжается, к тому же осенью 2022 года в Ханчжоу пройдут Летние Азиатские игры, во время которых мосты будут соединять между собой людей из разных городов и стран.

27.11.2023
Стартапы времен Петра I и современные российские предприниматели
Приоритеты технологического развития России обсудили на Всероссийском форуме технологического предпринимательства
27.03.2023
Студвесна пришла!
Гала-концерт победителей Студвесны прошел в ДК МГУ
20.08.2023
Калейдоскоп архивного кино
На Московском фестивале архивных фильмов показали более 80 шедевров советского и мирового кинематографа
04.04.2024
Сквозь кровь и пот к медалям
27 марта завершилось первенство МГУ имени М. В. Ломоносова по боксу