Текст: Чжэн Хаовэнь, Арина Калинина, Гуо Сюе
Фото: Ли Чжэнбинь, Ма Сяолэй, Хэ Дандан, Глеб и Владимир Калинины
Видео: Глеб и Владимир Калинины
Иллюстрация: Таисия Матвеева
Чайка теряется в бесконечном тумане,
Шум ветра из ущелья разносится по морю.
Волна напоминает летящего дракона,
Который перепрыгивает через тысячу лодок.
Плывущие облака мчатся над поверхностью моря,
На небе сияют звезды, а месяц напоминает крючок.
Память о великих достижениях остается потомкам,
Вода избавляет народ от беспокойства и невзгод.
Мэн Цин
Мы с товарищем Лю Кэ приехали в Циндао. Это портовый город на северо-востоке Китая, расположенный на берегах залива Цзяочжоу, относящегося к Желтому морю. Здесь тепло, и деревья зелены круглый год.
Смотрю вперед и вижу дорогу через море. Подхожу поближе – на морской глади проявляется вьющаяся линия. Это знаменитый Циндаоский мост. «Если бы я не приехал сюда, то не смог бы представить его себе», – признается Лю Кэ.
Первый в мире мост через море в Циндао построили в 2010 году – он соединил два берега, и теперь добраться из одного района города в другой можно всего за 15 минут. Длина моста составляет более 35 км, он является частью скоростной автомагистрали из Циндао в Ланьчжоу. «Смотришь вперед - и не видишь конца. Море и мост словно сливаются в одно целое», – замечает мой спутник.
Голубая вода, словно объемное шелковое полотно, блестит под мостом. Сама конструкция напоминает гигантского стального дракона, крадущегося через залив. Местами он проползает по морской глади, слегка касаясь воды, а где-то выгибает спину, показывая всю свою стать.
Мост через залив Цзяочжоу похож на тонкую линию, разделяющую водное пространство на две части. С одной стороны – красивый остров, с другой – бескрайнее Бохайское море. Современные высотные здания, расположенные на острове, контрастируют с красными рыбацкими домиками.
В гавани пришвартовываются несколько кораблей. Вдали виднеются одинокое каноэ и маленькие белые паруса, выделяющиеся на фоне голубого моря. В небе резвятся чайки, оживляя пространство характерными звуками.
Мы замедлили ход, чтобы насладиться пейзажем за окном машины, который напоминал изящный рисунок тушью. Природа здесь находится в гармонии с цивилизацией.
Подъехав к берегу, мы отправились на пляж. Там мы встретили наших ровесников. Один из них, Ма Сяолей, родился и вырос в Циндао. «Очень впечатляет, правда? Этот великий мост – гордость нашего города Циндао», - сказал он, заметив наш восторг от увиденного.
Он рассказал, что строительство моста заняло четыре года и затягивалось из-за частых тайфунов. Конструкция состоит из пяти тысяч свай, прочно вбитых в скалистое морское дно. Бетонное покрытие для защиты от коррозии обошлось в 100 млн юаней. А общий объем государственных вложений оценивается почти в 10 млрд юаней.
Архитекторы объединили в этом сооружении технологии вантового и подвесного моста, чтобы перебросить ленту моста через все море. Сегодня передвижение по мосту вполне безопасно. Во время поездки мы не испытывали страха, как будто ехали по обычной дороге - на самом деле под нами была толща воды глубиной 80 метров.
На закате Циндаоский мост напоминает черную линию, расходящуюся в разные стороны, как хвост дракона. Ночью огни Циндао освещают небо над городом, и видно, что люди, живущие там – счастливы.
Посмотришь на Запад – вдали поблескивает полоска белого шелка. Это и есть мост через залив Цзяочжоу. На фоне черного неба и бесконечного моря мост завораживает взгляд.
Но если, не взглянув на ход хвостатых струй,
Разорванной луны и вытянутых звезд
И не отдав пароль, ты в миг минуешь мост —
То и меня, на всех путях, — минуй.
Новелла Матвеева. Мосты
Свою первую поездку по Ленинградскому мосту я, конечно, уже не помню. Наверное, мне тогда было года три, и мы ехали к дедушке с бабушкой на левый берег города.
Через Омск протекает река Иртыш, которая делит город на две части. Чтобы соединить левый и правый берега, в Омске построили пять мостов: Железнодорожный, Ленинградский, Южный, 60-летия Победы и 60-летия ВЛКСМ. Именно Ленинградский мост, предназначенный для автотранспорта и пешеходов, стал первым мостом через Иртыш.
Автором проекта был инженер И.П. Богданов из института «Ленгипротранс». Многие считают, что своим названием мост обязан строительной организации. Другие же связывают его имя с находящейся поблизости Ленинградской площадью.
Строительство Ленинградского моста началось в 1955 году и длилось четыре года. Отличительной деталью стали сваи имени профессора Е.Л. Хлебникова – буровые и винтовые с расширенным основанием. Вес некоторых из них превышал 40 тонн. На мощные сваи опиралась дорога, достигающая 653 м в длину и 20 м в ширину. На помощь омским строителям был направлен коллектив «Мостопоезд 413 Минтрансстроя», который приступил к работе через несколько месяцев. Новое сооружение обошлось городу в 50 млн рублей.
Строительство завершилось в 1959 году, однако движение запустили не сразу -- сначала нужно было проверить прочность конструкции. Для этого по новой дороге через Иртыш пустили несколько автобусов. Прочность оправдала ожидания, и тогда проезд разрешили первым машинам.
Омичам больше не приходилось часами дожидаться парома, чтобы добраться до противоположного берега. Теперь они могли сделать это сами – пешком или на машине.
Сейчас, спустя почти 60 лет, по Ленинградскому мосту люди передвигаются только на автомобилях. Движение пешеходов временно ограничено из-за ремонтных работ.
Как рассказал мне старший брат Глеб, ремонт там уже закончился, но запрещающие знаки и ограждения остались. Омские власти планируют провести капитальный ремонт в 2022 году. Омичи переживают, что мост и вовсе закроют. Покоя не дают и бесконечные пробки. Как именно будет организовано движение, пока неизвестно. Но ждать парома, как век назад, точно не придется: с появлением мостов судна перестали ходить через реку.
В марте Иртыш еще был покрыт льдом и слоем снега – чисто зимний пейзаж. Я смутно помню Омск таким холодным, хотя прожила там девять первых лет жизни. Зато в памяти возникает недавняя поездка по Ленинградскому мосту летом 2019-го.
Автобус номер 27 не пришлось долго ждать. В час пик транспорт ходит с минимальным интервалом. Поднимаюсь по ступенькам, протягиваю контролеру мелочь и получаю билетик – счастливый (три первые и последние цифры в сумме дали 13). В хвосте автобуса два свободных места, но я еду стоя: так удобнее наблюдать вид из окна.
Автобус начинает свое неторопливое движение, устало поворачивая на перекрестках. Каждая остановка кажется спасением для старой машины, которая пытается ухватить любую возможность передохнуть. Подъехав к мосту, автобус будто набирает воздуха в легкие перед прыжком в воду –– «плыть» придется долго. Собрав остаток сил, он заезжает на мост и дальше едет, уже не сбавляя обороты.
Вглядываюсь в лица пассажиров. Уставшие глаза цепляются за газету и перескакивают от слова к слову по странице. Женщина средних лет приспускает очки и протирает ситцевым платком капельки пота со лба. В автобусе душно. Ветер с реки, залетающий в узкое окошко, становится теплым в салоне автобуса. В такой обстановке трудно наслаждаться открывающимися видами на реку – хочется только поскорее доехать до дома. И никого уже не впечатляет ни Иртыш, ни Ленинградский мост. Ежедневные поездки от работы до дома – рутина для местных жителей.
Задерживаю взгляд на мальчике четырех лет. Он задорно глядит в окно и что-то объясняет маме, размахивая указательным пальчиком. Силюсь вспомнить себя в его возрасте. Тогда поездка через мост вызывала особый восторг. Казалось, что дорога над Иртышом бесконечна и опирается не на железобетонные сваи, а на мощные плечи титанов. С этой фантазией ехать было безопаснее – они же точно удержат.
Резкий толчок. Автобус съехал с моста. Мы на левом берегу. Женщина с газетой уже давно сняла очки и направилась к выходу. Я уступаю ей место в проходе, а сама заглядываю в заднее окно автобуса. Иртыш, Ленинградский мост и детские воспоминания – все остается позади. Щемящее чувство невозвратности детства сжимает грудь. Только негромкий мужской голос: «Девушка, присаживайтесь», – возвращает меня в день сегодняшний и в душный автобус. Я, немного растерянная, благодарю моего попутчика, но не сажусь – скоро выходить. Узкие двери возмущенно скрипят и выпускают пассажиров на улицу из душного плена. Я выхожу вместе с ними. Так закончилась моя поездка через Ленинградский мост на старом автобусе номер 27.
Если суждено, то встретимся и за тысячу ли
Народная китайская мудрость
Мой родной город Ханчжоу находится в провинции Чжэцзян на юге Китая и имеет тысячелетнюю историю. Это политический, экономический и культурный центр, а также популярное туристическое направление. Среди главных достопримечательностей – Западное озеро и пятиэтажная башня Лэй Фэн.
На Западном озере в Ханчжоу стоят три моста: Сломанный, Силинский и Длинный. Самый древний из них – Сломанный, о нем сложено три легенды.
Как только выпадет первый снег, издалека мост становится похож на небольшую гору. На солнечной стороне лед тает, а на теневой лежит до теплой погоды. С высоты мост кажется сломанным, отсюда и пошло название.
Давным-давно на Западном озере был только один маленький мост, тесно прилегающий к песчаному берегу. Люди проходили через него, чтобы перейти на ту сторону. Однако в зной и ливень мост высыхал и часто ломался, так что путешественникам передвигаться по нему было очень трудно.
Рядом с озером стояла хижина, там жили пожилые супруги Дуань, оба были гостеприимны и трудолюбивы. Мужчина рыбачил на озере, а женщина содержала винный погреб и продавала домашнее вино, однако покупателей не хватало.
Однажды на закате, перед закрытием магазина, супруги увидели пожилого странника. У него были седые волосы, а одежда его истрепалась от времени. Мужчина пришел издалека и просил о ночлеге. У него не было ни копейки. Супруги Дуань пожалели странника и радушно пригласили его остаться. В благодарность гость поделился секретом приготовления вина.
С тех пор торговля процветала. Позже пожилые супруги снесли хижину и на ее месте построили харчевню. Семье удалось сберечь некоторую сумму, которую они хотели отдать таинственному гостю.
Спустя три года, в одну из зим седой странник снова пришел к семье Дуань. От горсти накопленных монет он добродушно отказался и пошел дальше. Мост рядом с харчевней совсем обветшал и покрылся льдом. Странник поскользнулся на нем и угодил в воду.
Тогда супруги решили потратить сбережения на ремонт моста. По совету странника, они сделали его из камня и построили рядом беседку. С этого момента путешественники не боятся проходить через Западное озеро. Вклад супружеской пары дал новую жизнь мосту, и поэтому он называется по их фамилии – «Дуань Цяо», что означает «Сломанный мост».
Много веков назад жила маленькая змея. Она угодила в сети змеелова, который хотел убить ее ради желчного пузыря. В китайской медицине этот орган использовался для лечения различных болезней и поддержания молодости. Но змеелову помешал юный пастух Сюй Сянь, который по натуре своей был добрым человеком и спас змейку. Увидев это, боги сказали: «Судьба сведет двух людей вопреки большому расстоянию. Для этого нужно найти возвышенность на озере Сиху».
Так и произошло. Со временем Белая Змея превратилась в прекрасную девушку. На Сломанном мосту она, уже приняв человеческое обличье, нашла своего спасителя – Сюй Сяня. Молодые люди полюбили друг друга и поженились.
Однако, согласно традиции, человек не может вступить в брак с демоном. Так что возлюбленных силой разлучили, а Белую Змею бросили в башню Лэй Фэн. Там девушка переживала разлуку с мужем и пролила немало слез. Они стекали по ее прекрасным щекам и образовали озеро Сиху.
У озерных вод и встретились разлученные супруги – на возвышенности, сохранившейся посреди огромного водного пространства, и продолжили свой путь вместе.
Еще один древний мост – Арочный, он считается самым длинным каменным сооружением в Ханчжоу. Его построили в 1631 году и реконструировали почти 250 лет спустя, в 1885 году. В нем сохранились три крупные арки, через которые проходят небольшие суда.
Мост Гуанцзы находится в Чаочжоу, городском округе провинции Гуандун. История моста началась в 1170-м году. Он состоит из восемнадцати понтонов и многочисленных каменных сооружений в китайском стиле.
В Ханчжоу есть и много современных мостов. Например, мост через залив Ханчжоувань. Он был построен в 2007 году и сразу стал самым длинным морским мостом в мире – 36 км. Однако на сегодняшний день этот статус принадлежит другому мосту в Китае – мосту Гонконг – Чжухай – Макао (55 км).
На реке Цяньтан также стоят четыре традиционных моста: это Фучуньцзян, Пэнбу, Сисин и Фусин. Строительство мостов в городе продолжается, к тому же осенью 2022 года в Ханчжоу пройдут Летние Азиатские игры, во время которых мосты будут соединять между собой людей из разных городов и стран.