С момента окончания самоизоляции прошло немало времени. Однако до сих пор люди помнят и слушают песни, ставшие популярными именно в период ограничений. В одних упоминается вирус, и лирический герой страдает от домашнего заточения. Тексты других песен, на первый взгляд, вообще не касаются изоляции и COVID-19.
Предлагаем вам вместе со спецкорреспондентом “Журналист Online” Алиной Орловой вспомнить наиболее яркие или необычные, а, возможно, и незаслуженно пропущенные большинством меломанов музыкальные композиции коронавируса.
В первую очередь, важно заметить, что в список попали, конечно, не все хиты, но наиболее ярко отражающие изоляционную повседневность. Именно поэтому в материале неочевидно могут оказаться песни, вышедшие раньше объявленного карантина или даже в прошлом году, когда о пандемии никто и подумать не мог. Некоторые композиции удивительным образом “предсказали” 2020-ый год или “вырвались в тренды”, благодаря приложениям, замеченным обществом от нечего делать на самоизоляции.
Одним из самых неожиданных “возвращений” во время пандемии оказался выход первой за восемь лет оригинальной песни “Living In A Ghost Town” легендарной рок-группы The Rolling Stones. Также 23 апреля на официальном канале коллектива появился клип на эту композицию.
Я призрак,
Живущий в городе-призраке…
Жизнь была так прекрасна,
А потом нас всех посадили под замок,
- поёт Мик Джаггер под кадры опустевших Лондона, Лос-Анджелеса, Торонто и ещё нескольких крупных городов мира.
Несмотря на то, что группу не было слышно с 2016-го, когда “рок-н-ролльная четвёрка” выпустила альбом блюзовых каверов “Blue and Lonesome”, теперь The Rolling Stones вновь врываются на музыкальную арену. Ожидается, что столь вовремя вышедший сингл, который писался еще до пандемии, войдет в новый альбом коллектива. Кстати, совсем недавно, 12 июля у них был День рождения - 58 лет британским рокерам!
Инди-рок-группа “The Strokes” так же внезапно порадовала фанатов новым альбомом. Вышедший 10 апреля, впервые за 7 лет, “The New Abnormal” получился неоднозначным, как и всё творчество коллектива. На старте карьеры достойные называться главной рок-группой начала XXI-го столетия “The Strokes” уже к 2010-ым годам отошли на второй план, уступив лавры мировой популярности “The Killers”, “Kasabian” и многим другим.
Впрочем, сейчас музыканты настроены, кажется, серьёзно. Об этом говорит продюсирование легендарного Рика Рубина, выводившего на новый уровень совершенно разных исполнителей, от “Red Hot Chili Peppers” до Jay-Z. Песни альбома с первой по четвертую представляют из себя яркие треки, рассчитанные на массовую аудиторию. Композиции с пятой по восьмую - более непривычные и “исследовательские”. Резюмирует всё это заключительная “Ode to The Mets” - едва ли не самая лиричная и триумфальная за всю карьеру группы. Так что шестой альбом “The Strokes” действительно разносторонний и заслуживает внимания каждого. Он может понравиться как давним поклонникам коллектива, так и людям, впервые услышавшим о таком представителе инди-рок-культуры.
В России примерно в это же время, 16 апреля, вышла песня и клип уральско-питерской группы “Alai Oli” “Остаётся дома”. В 2004 году в Екатеринбурге Ольга Маркес совместно с Александром Шаповски стала писать и исполнять солнечные, наполненные любовью и светом песни в жанре регги и инди-рок. Позднее коллектив расширился, переехал в Санкт-Петербург, издал в общей сложности 10 альбомов, солистка и вокалистка создала фитнес-школу #Sekta, занялась просвещением в области правильного питания и здорового образа жизни… В общем, многое поменялось с момента основания бэнда, но творчество не исчезало никогда.
Вот и в момент распространения COVID-19 музыканты не могли промолчать.
Она остаётся дома,
Этот день ещё можно прожить,
Не выходя из комнаты,
Мир мне не может ничего предложить,
- звучит в песне, пока на экране члены коллектива, связавшись по Zoom, исполняют сам трек. Это музыка, наполненная регги-мотивами, в каждом звуке которой слышится вера в лучшее и ощущается любовь ко всему миру (чувство, особенно характерное для растафарианства - культуры, в рамках которой в 60-ых годах прошлого века на Ямайке зародился стиль регги).
За счёт самоизоляции и отсутствия возможности видеться вживую с друзьями возросла популярность сервисов видеоконференций. Одним из наиболее востребованных стал Zoom, которым воспользовались как обычные граждане, так и музыканты. Началось всё с песни #sing4life, которая стала прообразом будущих видео-сессий, превратившихся в отдельные сингл-новинки. Композицию сочинили и исполнили Боно (U2), соул-певица Дженнифер Хадсон, фронтмен и лидер группы “The Black Eyed Peas” Уилл-Ай-Эм (will.i.am) и барабанщик японской группы X-Japan Ёсики (Yoshiki). 26 марта вышла эта запись как баллада в поддержку активно сражающейся тогда с вирусом Италии.
В дальнейшем, на протяжении карантина многие исполнители проводили прямые эфиры-концерты в социальных сетях, а 18 апреля музыкальные звёзды почти со всего мира приняли участие в онлайн-выступлении “Единый мир: дома вместе”. Перформанс был организован благотворительной организацией Global Citizen и Всемирной организацией здравоохранения в поддержку врачей, которые борются с коронавирусом. Ведущими трансляции выступили Джимми Фэллон, Джимми Киммел и Стивен Кольбер, а в концерте приняли участие такие мировые музыканты, как Пол Маккартни, Элтон Джон, Леди Гага, Дженнифер Лопес, Билли Айлиш, Тейлор Свифт, The Killers, Билли Джо Армстронг (“Green Day”), The Rolling Stones и многие другие.
Вообще музыкальные знаменитости показали даже на карантине, что изоляция - не повод прекращать творчество и выступления. Наоборот, для кого-то это время стало замечательной возможностью расширить свою аудиторию и заняться записью новых хитов. 24 апреля американский рэпер Трэвис Скотт дал бесплатный концерт в компьютерной онлайн-игре “Fortnite”. За его стримом одновременно следило больше 12 миллионов человек - это абсолютный рекорд для игр в жанре “королевская битва”, предыдущий максимальный официально озвученный онлайн составлял 8,3 млн игроков.
Это не первая музыкальная трансляция в “Fortnite” - 2 февраля 2019 года было организовано подобное выступление DJ Marshmello, собравшее 10 млн человек. По качеству визуала и движению в игре виртуальный концерт Скотта тоже не уступает предшественнику: всё началось с падения метеорита и появления гигантского аватара рэпера. Затем Трэвис перемещался с места на место и читал рэп, пока не вызвал метеоритный дождь и не превратился в робота. Сначала лицо музыканта стало металлическим черепом, а потом его кровеносная система начала светиться неоновыми огнями. В какой-то момент рэпер ушёл под воду и продолжил читать песни уже в скафандре, а закончился концерт презентацией новой песни и полётом Скотта в космос.
Разумеется, самоизоляция перенесла на неопределенный срок не только обычные выступления - пришлось отменить один из самых красочных музыкальных фестивалей “Евровидение”. Это именно тот конкурс, о котором сразу вспоминает почти каждый слушатель в контексте фразы “музыкальное мировое шоу”. В этом году из-за пандемии юбилейный 65-ый конкурс песни (он должен был состояться в Роттердаме) впервые за всю историю шоу пришлось отменить. Тем не менее “Евровидение” всё-таки состоялось, но на экранах телезрителей. Дело в том, что 3 апреля на официальном YouTube-канале музыкального соревнования начало выходить еженедельное онлайн-шоу” Eurovision Home Concerts”, в котором предыдущие участники исполняли композиции и каверы на треки прошлых лет. Очевидно, это было сделано для того, чтобы не прерывать традицию и престиж конкурса.
16 мая Европейский вещательный союз также провёл финал в виде онлайн-шоу “Eurovision: Europe Shine a Light”. Россию на “Евровидение-2020” представила Санкт-Петербургская панк-рейв-группа “Little Big”, которая собирает полные стадионы поклонников в Европе уже не один год. Песня “Uno”, как и клип, вышедший 12 марта, произвели фурор на официальном YouTube-канале международного конкурса. Всего за день с момента публикации ролик набрал восемь миллионов просмотров.
Впрочем, группа пошла ещё дальше. Лидер “Little Big” Илья Прусикин совместно с рэпером и блогером Эльдаром Джараховым запустили собственный музыкальный конкурс для всех желающих “Карантиновидение-2020”. Его поддержали более 15 тысяч человек, записав свои видеоклипы о карантине. Одной из первых заявку на участие подала вокалистка коллектива-организатора Софья Таюрская с роликом “Самоизоляция”. В нём были представлены многие клишированные “символы” этого времени: туалетная бумага, онлайн-тренировки, которые все смотрят, но никто не выполняет, мытьё рук, а также много вредной еды.
Из-за карантина отменились не только мероприятия мирового уровня, но и вечеринки. Впрочем, устроить тусовку на балконе проще простого. Так и поступила хип-хоп-группа Cream Soda, выпустив клип “Плачу на техно” - ремикс на одноименную песню группы “Хлеб”. В видео жильцы спальных районов танцуют под техно на своих балконах, соблюдая социальную дистанцию. Помимо Cream Soda и комика Александра Гудкова, выступившего одним из продюсеров, в клипе также снялись Дмитрий Красилов - танцор, который должен был в рамках номера Little Big представлять страну на “Евровидении” - и участники шоу “Танцы” на ТНТ: Ульяна Пылаева, Никита Орлов и Александр Перцев.
Во время самоизоляции многим брендам и предприятиям пришлось нелегко. Поэтому нетрудно догадаться, что этот клип - ещё и креативно выполненная рекламная кампания сервиса онлайн-покупки квартиры от “ПИК”. Любопытно, что параллельно созданию клипа жители запустили флешмоб #карантиния и начали размещать фото о том, как они переживают домашнее заточение в своих квартирах. Этот хэштег - ироничное переосмысление креативной кампании “Заквартирия”, суть которой заключается в том, что всё самое интересное начинается за пределами квартиры. “ПИК” в ответ поддержал инициативу граждан и ответил видео-“лайком” из светящихся окон нового дома.
Кстати, отдельно от проекта с Cream Soda Александр Гудков записал собственный клип “Самоизоляция”, который вышел на YouTube-канале “Вечерний Ургант” 27 марта. Впрочем, “собственным” его назвать всё же сложно. В идее Гудкова приняли участие множество звезд отечественного шоу-бизнеса, призвав граждан сидеть дома и показав, как они проводят карантин. Филипп Киркоров, Владимир Маркони и Павел Деревянко с удовольствием проводили время с детьми, Юра Музыченко лепил пельмени, Ваня Ургант “постирал лежак котам”, а Иван Дорн привлёк к уборке почти всю семью. Пересматривая сейчас этот ролик, остаётся только удивляться, как изоляция, прогнозируемая Гудковым в конце клипа ещё “на неделю”, могла в итоге затянуться на долгие месяцы вперёд.
О самоизоляции пели не только отечественные звёзды, но и зарубежные исполнители. Джефф Бек и Джонни Депп уместно вспомнили хит Джона Леннона 1970-го года “Isolation” и сделали на него кавер-версию, которая войдет в их будущий совместный альбом. По случаю “презентации” трека 16 апреля актёр завёл аккаунт в инстаграме и в первый же день набрал 2 млн подписчиков. Сейчас их уже почти 6 миллионов.
Напомним, что Джонни Депп известен не только актёрской карьерой - в 2015 году он основал рок-группу “Hollywood Vampires” совместно с Элисом Купером и Джо Перри. На данный момент, у коллектива вышло всего два альбома, первый из которых состоял исключительно из кавер-версий хитов 70-ых годов.
Впрочем, среди мировых музыкантов нашлись и те, кто в своих синглах как будто абстрагировался от происходящего. 27 марта Боб Дилан выпустил первый студийный релиз с 2017 года, песню “Murder Most Foul” (прим. автора: 2017-ый - “Triplicate”). Это целая 17-минутная поэма, названная по строчке из трагедии Шекспира “Отелло”. Композиция сама по себе тоже трагична. Дилан анализирует обстоятельства убийства Джона Ф. Кеннеди, 35-го президента США, и влияние этого события на собственную жизнь и культуру всей страны. Фактически, это попытка найти взаимосвязь смерти государственного деятеля с будущим ходом развития нации, а также поиск собственного места в череде случившихся событий.
Президент Кеннеди был убит 22 ноября 1963 года при загадочных обстоятельствах, и в том же году 2-ой альбом “The Freewheelin’ Bob Dylan” сделал рок-исполнителя культовой фигурой в мировой музыке. Несмотря на то, что всё это случилось примерно в одно время, Дилан оценивает влияние этой трагедии на своё развитие карьеры создателя музыки и песен. Многочисленные отсылки к историческим моментам, упоминание реально существовавших личностей, песен, фильмов и музыкантов в этой композиции, повторы и единоначатия в тексте создают ощущение потока сознания, который, тем не менее, “организовывает” чётко выверенное и логично структурированное, глубокое, немного философское произведение.
Многих карантин действительно мог ввести в настоящую депрессию, и выход из дома стал счастливым спасением из глубокой апатии. Пережила рок-группа “Би-2” эти ощущения на собственном опыте или нет - судить сложно. Но 29 мая, уже к концу изоляции, у дуэта состоялась презентация сингла и клипа с названием “Депрессия”. По словам исполнителей, музыка и текст были сочинены еще осенью 2019 года, так что песня оказалось пророческой и вышла в нужный момент. Релиз нового диска, в котором будет эта и другие песни, запланирован на начало 2021 года.
Интересно, что видео снималось заново во время карантина, и пандемия, конечно, повлияла на его формат и графику. Изначально ребята хотели снимать танцевальный клип, но ограничения спутали планы коллектива. Впрочем, получилось всё равно необычно и круто!
Ещё один музыкант, выделившийся необычным подходом к клипу не только среди других популярных звёзд, но и даже на фоне своего предыдущего творчества - Николай Басков. 25 мая исполнитель выпустил анимационный клип на песню “Зараза”, вышедшую еще в конце 2019 года. Заголовок вновь пророчески отсылает нас к мировым событиям того времени, связанным с пандемией. Впрочем, на самом деле, история о любви. Главные герои клипа, выполненного в жанре аниме, - влюблённая пара: бабочка и мотылёк. Они приехали в мегаполис из провинции, и в какой-то момент девушка поняла, что создана для чего-то бóльшего, заслуживает лучшей жизни с богатым женихом. В этом треке певец высмеял любительниц красивой жизни, ищущих в отношениях роскоши и денег.
Раз уж была затронута тема “необычных новинок”, нельзя проигнорировать выход сингла “Voices” у британской поп-рок-группы “Hurts”. Дуэт, наверное, впервые так ответственно подошёл к релизу - музыканты специально создали Telegram-канал, где в преддверии премьеры публиковали тизеры и пасхалки, которые поклонники могли обсуждать в специальном чате. 15 мая вышла сама песня, проникнутая отчаянием из-за карантина, а также личного кризиса солиста группы Тео Хатчкрафта.
Этот сингл стал первым выходом в свет коллектива впервые за три года, с 2017-го. В этом году группа выпустит свой пятый студийный альбом “Faith”, релиз которого ожидается 4 сентября. Но уже сейчас от ребят можно ждать много новинок - 17 июля вышло музыкальное видео для нового, эмоционально очень сильного трека “Redemption” (прим. автора: “искупление”).
После карантина появилась отдельная характеристика любой песни по признаку “из ТикТока”. Эта платформа, появившаяся в 2018-ом, повсеместно полюбилась российскому интернет-пользователю только во время самоизоляции. Потому что, когда ты сделал генеральную уборку три раза подряд, перестановку мебели утром и вечером, приготовил все бабушкины рецепты и занялся ремонтом, остаётся только смотреть ТикТок. А там блогеры, одни из которых делают смешные скетчи, вторые снимают реакции и “дуэты”, а третьи придумывают или переделывают в своей версии танцы под классную музыку, которая надолго закрепляется в твоей голове. Парадоксально, но многие люди даже не задумываются о том, как звучат полные версии кусочков композиций из ТикТока, или даже не знают, кто это поёт. Вот несколько композиций, “завирусившихся” в социальной сети именно во время карантина: Drake “Toosie Slide”, Intelligency “August” (английская версия русской песни этих же исполнителей. Выпущена была еще летом 2019 года), “RASA” “Рашн-карантин”.
Кстати, можно случайно подумать, что TikTok - видеосервис, созданный исключительно для развлечения. Это не совсем так, потому что пока зритель развлекается просмотром роликов, его автор-блогер на этом зарабатывает. Даня Милохин, 19-летний тиктокер, аккаунт которого на данный момент насчитывает 89 тысяч подписчиков и 2 миллиона лайков под видеозаписями, признался в интервью “GQ”, что “миллион в месяц” точно есть. 23 апреля блогер презентовал первую свою песню “Я дома”, которая моментально стала популярной. В июне он выпустил еще два трека, которые также были восприняты аудиторией положительно.
В момент пандемии особенно нелегко пришлось людям, любящим друг друга и разделенным при этом многими километрами. Может быть, именно эта ситуация натолкнула поп-певицу Кэти Перри на мысль о создании цветочного онлайн-магазина “Katy’s Daisies”, в котором бесплатно можно было бы заказать поздравление и открытку для близкого человека - символ того, что ты не забываешь о нём (прим. автора: на основании игры слов: цветок-незабудка - показатель того, что помнишь о родных). А возможно, это была просто успешная и оригинальная пиар-кампания в поддержку нового сингла “Daisies”, который вышел 15 мая. Так или иначе, но эта песня о пути к своей мечте, об обязательной возможности достигнуть цели, войдёт в шестой студийный альбом американской певицы.
“Юность в стиле панк” - это одновременно и дебютный альбом Санкт-Петербургской поп-рок группы “Кис-кис” (прим. автора: дебют альбома - 22 марта 2019 г.), и характеристика творчества дуэта. Сингл “Карантин”, вышедший 31 марта этого года, стал едва ли не первой русскоязычной песней коллектива с актуальными “данными”, привязкой к настоящему. Болезнь-вирус объясняется тяжёлым любовным расставанием, из-за которого лирическая героиня заперла своё сердце на карантин.
На лице медицинская маска,
Эпидемия вранья.
Не пройдет никакая зараза.
Нет болезни сильнее тебя,
- поёт вокалистка Алина Олешева.
Помимо этой “изоляционной песни”, ещё в начале марта “Кис-кис” вернулись с новым мини-альбомом “Друзья”. В пластинку вошли три трека: “Весна”, “Друзья”, “Не уходи”. А в последние числа июня у девушек вышел саундтрек к сериалу-триллеру “Водоворот”. 14 июля группа экранизировала эту песню “Мелочь” в своём клипе.
Если искать во всём случившемся этой весной положительные моменты, то один из них точно заключается в том, что люди, запертые дома на карантине, ещё больше сблизились со своими родными. Сидеть долгое время в четырёх стенах с семьёй не так просто, как кажется, однако в результате многие действительно узнали друг друга лучше именно во время коронавируса. В том числе об этом повествует песня “Stuck with U”, написанная поп-исполнителями Арианой Гранде и Джастином Бибером в поддержку пострадавших от пандемии. Её премьера состоялась 8 мая, а средства, полученные от трека, по словам музыкантов, были направлены детям, чьи родители “боролись” с COVID-19.
В первый день апреля, как будто вместо первоапрельской шутки, у рок-группы “Animal ДжаZ” вышел видеоролик на песню “Космонавты”. В тот момент клипы с гречкой и сравнение людей в защитных костюмах и “противогазах” с покорителями космоса ещё были смешным трендом - самое начало изоляции в России. Режиссёром идеи стал Александр Красовицкий - лидер и фронтмен группы. По задумке клипа команда супергероев, которых играют музыканты, всеми силами и способами борются с вирусом, захватившим Вселенную. Точнее, космическое и медийное пространство.
Открылась дверь в никуда,
На улицах пустота…
Лишь космонавты вокруг
Без пожимания рук,
- поют исполнители о том времени.
Наверняка каждый хотя бы один раз за весь карантин очень сильно заскучал по друзьям или по своему кругу общения. Артисты тоже люди, и им знакома нехватка общения со своей публикой - они так же скучают по своим поклонникам и концертам для них. Во время работы над новым альбомом “Знак огня” (прим. автора: вышел 23 июня), ещё во время самоизоляции, Борис Гребенщиков, соскучившись по аудитории, начал выпускать онлайн-цикл выступлений "Подношение интересному времени“. Это были небольшие видеозаписи исполнения новых и старых песен, записанные дома на телефон, которые выходили почти каждый день на YouTube- и Instagram-канале Бориса Борисовича. Такой формат напомнил уютные домашние квартирники и составил, своего рода, дневник того странного, но “интересного” времени, которое всем нам пришлось пережить.
Среди “музыкальных явлений”, на первый взгляд не имеющих отношения к карантину и изоляции, важно выделить исполнителя хип-хоп-электронной музыки “The Weeknd”. В декабре прошлого года у канадского певца вышел сингл “Blinding Lights”, который дебютировал на 11 строчке чарта “Billboard Hot-100”, а в чарте “Rolling Stone-Top 100” занял второе место. И этот трек так и остался бы непричастным к ситуации с пандемией, если бы не следующее событие. В апреле 2020 года, когда песня была на вершине чарта Великобритании, “The Weeknd” в твиттере попросил британцев поддержать благотворительный сингл “You’ll Never Walk Alone”. Эта композиция была написана для мюзикла в 1945 году, позднее исполнялась в память о погибших на войне, а сейчас является гимном английской футбольной команды “Ливерпуль”. 17 апреля вышла её версия в записи Майкла Болла, исполненная 99-летним ветераном Второй мировой войны Томом Муром и хором врачей Национальной службы здравоохранения Великобритании. Эйбел Тесфайе (прим. автора: он же - “The Weeknd”) призвал англичан помочь “сделать запись номером один” в чарте на 100-ый День рождения ветерана, к 30 апреля. В итоге это удалось осуществить, и Том Мур стал старейшим человеком из когда-либо достигавших позиции №1 в еженедельном британском чарте “UK Singles Chart”. Деньги, собранные благодаря всей “акции”, были направлены на помощь врачам в борьбе с коронавирусом.
Ещё одна песня, оказавшаяся актуальной и очень атмосферной в ситуации с карантином, - “Modern Loneliness” поп-музыканта “Lauv”. Она вышла ещё в феврале, но во время самоизоляции, 16 апреля, случилась премьера клипа акустической версии трека, которая, безусловно, заслуживает внимания. Ролик снят в режиме “скринкаста” - записи видео с экрана - и создаёт атмосферу лёгкой грусти, которая к концу песни развеивается.
Современное одиночество - мы не бываем одни,
Зато всегда находимся в депрессии,
- поёт музыкант, и это точно отражает настроение многих на карантине.
“Lauv” или Ари Стапранс Лефф известен в первую очередь как автор песен для других исполнителей: он работал с “Cheat Codes” и Деми Ловато над песней “No Promises”, а для Charli XCX сочинил “Boys”. В 2019 году артист презентовал долгожданный альбом “How I’m Feeling”.
Песня, без которой не мог бы состояться этот материал, - композиция “Мы сегодня дома” московской поп-группы “Хадн дадн”. Трек 2018-го года стал абсолютным хитом и негласным гимном самоизоляции, удивительно предугадав время. Его постоянно цитировали в социальных сетях, использовали во флешмобах - кажется, сами авторы не могли и подумать о такой вновь возросшей популярности песни, которой уже два года.
“Хадн дадн” существует с 2016 года и занимается музыкальным творчеством преимущественно в фольклорных мотивах со смешением синти-попа. Собственный жанр коллектива участники определяют как “ляоакын”. Этот термин, придуманный продюсером трио Антоном Моисеенко, можно перевести как: “ляо” - этнические мотивы, “акын” - познание мира через личные переживания. На данный момент группа насчитывает три музыкальных альбома, последний из которых, “Ностальгия”, вышел 6 февраля 2020 года.
Вопреки тому, что теперь почти все ограничения сняты, и “послепослезавтра” можно не оставаться дома, всё равно ещё важно соблюдать меры предосторожности. Время карантина подарило миру огромное количество новых хитов, открыло ранее неприметных авторов и в каких-то случаях подтвердило гениальность и гибкость звёздных исполнителей, заслуженно находящихся в первых рядах создателей вечной музыки. Однако повторять опыт такого непростого времени вновь не хочется. Поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы ошибки 2020 года не повторялись в будущем, а креативность, жажда творчества не покидали музыкантов и в дальнейшем.