Изоизоляция в действии!

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент «Журналиста Online» расспросил участников челленджа с копированием картин о том, как у них это получилось

Сфера искусства во время пандемии коронавируса переживает сложные времена: музеи, выставочные галереи и центры культуры закрылись во многих городах по всему миру. В отличие от офисов они не могут перейти на удалённый формат из-за специфики своей деятельности: все потенциальные посетители вынуждены сидеть дома. Тем не менее музейные сотрудники не собираются сидеть без дела: они читают лекции онлайн, проводят виртуальные экскурсии и придумывают новые челленджи по популяризации искусства.

Интересный вызов в марте бросил своим подписчикам нидерландский музей Рейксмузеум: на своей страничке в Инстаграм он предложил всем желающим воссоздать дома любую картину, используя подручные средства и бытовые предметы. Тут же был создан хэштег #tussenkunstenquarantaine, под которым мгновенно начали появляться сотни оригинальных фотографий: скучающим на самоизоляции людям челлендж показался забавным и привлекательным. Почти через неделю инициативу подхватил крупнейший американский музей Гетти, что привело к созданию аналогичного хэштега #gettymuseumchallenge, а 1 апреля фотовызов добрался и до России: Эрмитаж предложил изобразить любую из своих картин и отметить себя на публикации.

©Фото из личного архива героини Елизаветы (@yukhneva)

Мы поговорили с людьми, которые приняли активное участие в популярном челлендже, и спросили, что вдохновило их на преображение, сколько времени в среднем тратится на одну фотографию и с какими сложностями они столкнулись в процессе творчества.

Елизавета (@yukhneva)

«Ещё в марте где-то в интернете я увидела, что люди повторяют картины, и мне это очень понравилось. По образованию я искусствовед, и любовь к живописи у меня в душе, поэтому я просто не могла ни присоединиться. Сразу в голову пришла идея, что что-то единичное делать мне неинтересно, и я придумала, что буду выкладывать ежедневно по одной картине, и поскольку самоизолируюсь я одна, то это будут скорее всего портреты. Сегодня тридцатый день, и мне надо подготовить ещё одну картину, последнюю из моего собственного челленджа.  

Весь макияж, прически, костюмы, фон – всё это я создаю сама. Я даже научилась грим делать: для каких-то картин, которые с сильными эмоциями или где женщина сильно старше меня, приходится рисовать морщины и прочее. Из осветительных приборов у меня только настольная лампа. Телефон я ставлю на такую конструкцию: гладильная доска, на ней несколько коробок из-под обуви. На них – стаканчик (это опора для телефона), потом фотографирую. За этот месяц я освоила управление телефоном как голосом, так и жестами. Раньше, поскольку мне это не было настолько актуально, я, по-видимому, и не подозревала об этих функциях. Так что даже технические новинки кое-какие освоила.

Работы я не всегда делаю день в день. Когда-то создаю сразу несколько (максимум у меня было пять), а выкладываю в другие дни. Сложности бывали разные: то трудно стоять определённым образом, то передавать широкий спектр эмоций. К примеру, из последнего это фрагмент «Последнего дня Помпеи». Там надо наклониться, одновременно держать ребёнка и следить, чтобы шёлковый платок не спадал. Это было очень непросто. «Царевна Софья» тоже была сложной работой: грим сделала, костюм весь на булавках приколот, стою, мне уже достаточно жарко, ещё надо вдавливать в себя лицо, чтобы появился второй подбородок, лоб наморщить, глаза выпучить... Дублей у меня было много, честно скажу. Потом из них я уже выбирала, что по всем аспектам наиболее соответствует оригиналу. Иногда сложности были с тем, чтобы удерживать на голове что-то. Например, у Врубеля я делала «Шестикрылого серафима»: корона у меня там сделана из крышечек, а они не плоские, поэтому прикреплять их было непросто. Я ходила как с хрустальной вазой на голове. Ещё был забавный момент, когда у меня на голове причёска, тюли прикреплены, но не хватает гребня. Заглянула в свою коробку для всяких поделок, а у меня там шишка лежит – вот он гребень!

© Фото из личного архива героини Елизаветы (@yukhneva)
© Фото из личного архива героини Елизаветы (@yukhneva)
© Фото из личного архива героини Елизаветы (@yukhneva)

Время, которое я трачу на каждую работу, очень разное. Наверное, максимум по быстроте вместе с макияжем это минут пятнадцать было, остальные побольше, до трёх часов где-то. Само время фотографирования достаточно много отнимает, потому что у меня оригинал картины находится в телефоне и фотографирую я на этот же телефон. Мне приходится снимать, сравнивать, понимать, что не так, что не туда, дальше уже исправлять. Вот такой многоступенчатый процесс, но он меня поглощает, я не замечаю потраченного времени.

Если бы мне не нравилось, я бы этим не занималась. Оказывается, людей вокруг это тоже весьма забавляет. Конечно, я уставала, но столько мне поступало поддержки, что это окрыляло! Кто-то мне звонил (причем люди, с которыми мы давно не общались), говорили, насколько им это нравится, как они ждут каждый вечер новую работу. На японском телевидении показывали мои фотографии, мне тоже очень приятно, что такой резонанс получился. Потом одна ювелирная компания стала проводить конкурс: её надо было отметить на фотографиях, где есть какие-то ювелирные украшения. Поскольку у меня портреты, то есть они почти на каждом. Когда закончился конкурс, оказалось, что мне решили присудить первое место и подарили сертификат на покупку ювелирного украшения. Такая поддержка от мира моему проекту очень трогает!

Александра (@alexa_mavka)

Про челлендж мне рассказала сестра, идея мне очень понравилась, и я решила тоже поучаствовать. Но я хотела не просто повторять точь-в-точь картины художников, а менять детали, тем самым немного добавляя юмора. Вместе с репродукциями я решила знакомить зрителя с интересными фактами из биографий художников, чтобы челлендж был не только смешным, но и немного познавательным.

Времени на создание фотографии уходит не так много. Большую часть я трачу на подбор картины и идею. Главный вопрос: могу ли я её повторить так, чтобы это было интересно.

Ещё много картин содержат обнаженные тела или Святых (Мадонны с младенцами), этих двух тем я не касаюсь. Некоторые фотографии я делала сама, но чаще мне помогает муж: смотрит положение рук, головы, взгляд.

© Фото из личного архива героини Александры (@alexa_mavka)
© Фото из личного архива героини Александры (@alexa_mavka)
© Фото из личного архива героини Александры (@alexa_mavka)

Самой интересной и сложной работой был, наверное, «Автопортрет с косой» Фриды Кало. Увидев ее заплетенные косы, я сразу поняла, что это будет брецель. Его с трудом укрепили на голове, а при малейшем движении он падал. Вместо бус – старая автомобильная зарядка и подкуриватель, затем листы салата, стебли в картине мы заменили проводом, он тоже постоянно падал и не держал нужную форму. В конце концов провод был приклеен скотчем к спине. Вот так, не дыша и не двигаясь, я стояла, и у нас наконец-то получилась Фрида с брецелем на голове.

Екатерина (@oleinik_katerina)

Впервые я наткнулась на работы других участников этого челледжа в ленте Инстаграма и тут же решила поучаствовать по ряду причин: освободившееся время на карантине, желание приобщиться к искусству, стать частью такого прекрасного действа, практическая польза (я собираюсь заниматься стилизацией фотосессий). К тому же это прекрасная возможность показать свои творческие силы и заявить о себе миру.

На создание фотографий у меня уходило разное количество времени: от одного часа до одного дня. Весь процесс создания лежит на мне одной от и до. Сначала продумываю, как и с помощью каких вещей, имеющихся дома и в моем гардеробе, смогу изобразить картину. Потом перехожу к примерке и коррекции. Дальше само воплощение. Фотографирует меня всегда дочь.

© Фото из личного архива Екатерины (@oleinik_katerina)
© Фото из личного архива Екатерины (@oleinik_katerina)
© Фото из личного архива Екатерины (@oleinik_katerina)

Мне кажется, что сейчас люди массово обратились к искусству, в частности к живописи, из-за нехватки положительных эмоций, невозможности посещать театры, картинные галереи, музеи и т.д. Как я уже сказала, это источник положительных эмоций, которых при данной работе появляется превеликое множество. Каждый раз, когда я облачалась в героиню очередной картины, все домочадцы умирали со смеху. Так что данное действо не только полезно для тебя самого, но и дарит заряд позитива всем окружающим!

Елена (@e_kayadzhi)

О челлендже я узнала из инстаграма. Некоторые мои коллеги по театру приняли в нем участие, выкладывали свои работы. Мне это сразу показалась очень интересным, но я не знала, как к этому подступить, как начать, где найти подходящую картину. Боялась, что не получится сделать так, как я задумывала. Но терпение и труд, как говорится... И, конечно, поддержка любимого человека, который согласился быть моим фотографом.

После первой картины я получила множество положительных отзывов, и это меня вдохновило творить дальше. Ведь пока действует запрет на проведение культурно-массовых мероприятий и все театры закрыты, мы не можем даже репетировать. А творческая энергия бьет ключом, и существует необходимость ее куда-то применить. Этот челлендж стал моим спасением в такой непростой период.  

© Фото из личного архива героини Елены (@e_kayadzhi)
© Фото из личного архива героини Елены (@e_kayadzhi)
© Фото из личного архива героини Елены (@e_kayadzhi)
© Фото из личного архива героини Елены (@e_kayadzhi)

На подготовку обычно уходит от часа. Это создание интерьера, фона, костюма, грима, прически. Что касается костюма, далеко не всегда это «цельные» элементы. Чаще всего это компиляция из нескольких вещей, закреплённых булавками или ещё чем-нибудь подручным. Держится, мягко говоря, на соплях, из-за этого часто возникают трудности. Забавные случаи происходят постоянно, так как сам процесс фотографирования со стороны выглядит очень смешно. Но самым необычным и смешным можно, наверное, назвать создание «Портрета Адели Блох-Бауэр I» Климта. Пожалуй, это самая сложная для меня картина из сделанных. Весь фон: подушки, покрывало, коврики – был уложен на полу. На мне было платье с приклеенным бумажным декором, куча бижутерии на руках, широкий пояс на шее и пояс, создающий линию по груди и плечам, который мешал мне поднять руки и все время расстегивался. На голове был чёрный шарф, под который было набито всё, что попалось под руку для создания нужной формы. И во всем этом было очень трудно лечь на пол на созданный фон. Когда же, наконец, я справилась с этой нелегкой задачей, мой молодой человек принёс стремянку, залез на самый верх и, закрепив свой телефон на селфи-палку, стал фотографировать, попутно подсказывая мне, как держать руки, голову и т.д. 

К каждой картине я подхожу с большой ответственностью. Стараюсь не просто сделать «один в один», но и передать настроение и атмосферу картины.

Елена (@helen_yushkova)

Мне отправил муж ссылку с «Лентача», там был обзор на некоторые работы челленджа. Он мне сказал: «Давай сделай что-нибудь похожее, хоть не будешь скучать в изоляции». Мы сидим уже достаточно долго дома, как все люди в Москве, и хотелось себя чем-то занять. Поскольку я работаю и моделью, и фотографом, люблю свою работу, мне просто необходимо творчески реализовывать энергию. Я очень сильно скучаю по съёмкам, а челлендж помогает в этом деле.

В среднем на фотографию уходит, наверное, часа три. По-разному бывает: иногда очень быстро, иногда очень медленно. Как всё создается: я выбираю картину (на самом деле больше всего времени уходит на поиски, потому что изначально я смотрю, чтобы мне картина нравилась и я могла её достойно сделать в домашних условиях по каким-то моим личным критериям). На создание без поиска уходит часа два. Сюда входит подготовка реквизита, потом макияж, если он необходим (у меня были картины, например, где я много что на себе рисовала), причёска, постановка композиции. Тут я уже зову мужа, он у меня не фотограф, поэтому я ему настраиваю камеру, ставлю свет. Он открывает картину на компьютере, сравнивает то, как я воплотила композицию вместе с фоном и позой, и уже вносит какие-то коррективы. Только тогда мы снимаем. А так всё, что связано с реквизитом, подготовкой, выбором картины – это всё я делаю сама. Хотя было две работы, которые выбрал он и сказал: «Я хочу, чтобы ты их изобразила».

© Фото из личного архива героини Елены (@helen_yushkova)
© Фото из личного архива героини Елены (@helen_yushkova)
© Фото из личного архива героини Елены (@helen_yushkova)
© Фото из личного архива героини Елены (@helen_yushkova)

Не знаю, насколько люди массово обратились к искусству, просто мне кажется, что это весело, отвлекает от пессимистичных мыслей, раздвигает границы восприятия. Люди, которые участвуют в этом челлендже из-за изоляции, делают разное: кто-то выбирает картины попроще, кто-то старается копировать самые известные. Бьёт рекорды, конечно, «Девушка с жемчужной серёжкой», для неё даже создана отдельная вкладка в группе на фейсбуке, посвящённой челленджу. Можно открыть и посмотреть двести девушек с жемчужной серёжкой. Может, каждый хочет почувствовать себя героем, проявить творческие способности или даже просто хайпануть. Но все люди добрые, даже если критикуют твои работы, то это критика объективная: ногу поставила не так, как в оригинале, например. Иногда, правда, предлагают потолстеть для какой-то картины периода Ренессанса, но это мелочи.

05.07.2023
Будущее онлайн-кинотеатров в России
4 июля в кластере "Ломоносов" состоялась панельная дискуссия о будущем российских онлайн-кинотеатров
28.04.2023
«Хочу начать работать!»
На журфаке МГУ прошел ежегодный День карьеры
07.12.2022
Чувствовать свое время
«Журналист Online» пообщался со сценаристом и креативным продюсером Юлией Максимовой
15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ