На мостах Уханя и Москвы: между прошлым и будущим

Предыдущая статья Следующая статья

Где искать первый мост КНР, почему Крымский мост оказался в Москве и как связаны мост на острове Попугая и Живописный мост в Крылатском

Текст: Сунь Мэнлинь, Ло Сижань, Ярослава Горлова

Фотографии: София Железнякова, Ло Сижань, Алла Москвичева

Видео: Сунь Мэнлинь, Ло Сижань

Первый мост Уханя - свидетель великих событий

Опадают листья - куда ни кинь взор - но по-прежнему гонит воды Янцзы

Ду Фу

Млечный путь над рекой

В Ухане много мостов, но самый известный — мост через реку Янцзы. Это автомобильный и железнодорожный мост длиной 1670 метров — одновременно по нему могут ехать два встречных поезда и четыре ряда машин. Красивый и величественный, издали он похож на дракона, пролетающего над рекой.

Я отправилась туда ранним утром, пока туман еще не рассеялся и издалека виднелись только очертания моста, который словно проплывал в облаках на высоте 80 метров.

©Ло Сижань / Журналист Online
Первый мост Уханя

Несмотря на ранний час, на мосту уже было много людей: взрослые шли на работу, пожилые занимались спортом, фермеры несли корзины с овощами и спешили на рынок. Один за другим следовали по мосту автомобили. Люди разговаривали и смеялись, а гудки машин вторили их смеху — это было действительно весело! 

Когда я прошла по мосту, туман рассеялся, и выглянуло солнце. В голубом небе плыли белые облака, и под ярким солнцем мост выглядел еще великолепнее. По верхнему ярусу ловко проскакивали автомобили, а по нижнему — с грохотом несся поезд. Изредка под мостом также медленно проплывали корабли, добавляя в общий ансамбль звуков свои гудки басом: «У-у-у!»

Воспоминания жителей Уханя о мосте

Вечером я снова пришла на мост через реку Янцзы. Фонари на нем зажглись, подобно сияющим жемчужинам, и весь мост вдруг осветился, словно Млечный Путь над рекой. Зеленые деревья на берегу озарились мягким желтым сиянием и от этого стали еще красивее, чем днем. Люди шли по мосту и разговаривали, а машины все продолжали гудеть.

Историческое возведение моста

Мост через реку Янцзы — это не только удобная дорога — он задает атмосферу всему городу, украшая его и делая современным. Хотя мосту на реке Янцзы уже более 60 лет — за эти годы он повидал, как стремительно развивалась экономика Китая, а вместе с ней складывалась история Уханя.

©Ло Сижань / Журналист Online
Уханьский мост ночью

Янцзы — самая большая и длинная река в Китае: ее воды глубоки, а волны широки. В древнекитайской литературе Янцзы называют траншеей, которая мешает движению транспорта. На ней практически не строили переправ. Кроме понтонных конструкций, построенных армией Тайпин в середине XIX века, на протяжении пяти тысяч километров реки никогда не было моста.

Современный Ухань состоит из трех районов: Ханькоу, Учан и Ханьян. До основания Уханя в 1949 году эти районы были отдельными городами, в которых суммарно проживало больше двух млн человек. С развитием социализма люди стали чаще перемещаться между тремя городами, чтобы быстрее попасть на работу, и правительству пришлось озаботиться транспортной инфраструктурой.

1 апреля 1953 года правительство КНР учредило Уханьское мостостроительное бюро. Делегация с чертежами и планами строительства моста отправилась в СССР, чтобы получить помощь в окончательной оценке проекта. Еще до поездки китайский министр путей сообщения Тэн Дайюань обратился к главе делегации — инженеру Тэн Миню: «Мы просим советскую сторону оценить документы, чтобы удостовериться в их надежности. Мост через реку Янцзы — это первый проект моста в новом Китае, и в нем не должно быть ошибок». «Для вас это хорошая возможность поучиться. Скромно прислушивайтесь к оценкам и обогащайтесь новыми знаниями», — дал совет делегатам Тэн Дайюань.

День из жизни моста

Советское правительство серьезно отнеслось к проекту и сформировало оценочный комитет из 25 лучших экспертов. В июле 1954 года китайская сторона запросила техническую поддержку, и в Ухань отправилась экспертная группа — 25 мостостроителей во главе с Константином Сергеевичем Силиным. На тот момент Силин уже был старым другом китайских железнодорожников: еще в 1948 году, когда поднялась вторая волна Гражданской войны в Китае, он приехал на северо-восток страны, чтобы помочь построить мост через реку Сунгари.

В 1954 году Силин приехал в Китай уже в третий раз. И в третий раз он сотрудничал с Тэн Минем. «Силин — ваш старый друг, он молодой и талантливый. Я верю, что ваше сотрудничество будет успешным», — сказал тогда министр Тэн Дайюань Тэн Миню.

Годится ли Уханьский мост для свиданий?

Строительство переправы через реку Янцзы завершилось в 1957 году, накануне национального праздника — Дня образования КНР, который отмечается 1 октября. После трех строгих проверок 15 октября состоялась торжественная церемония открытия моста, собравшая 50 тысяч человек. Тэн Дайюань выступил с речью. «Завершение строительства моста через реку Янцзы в Ухане открыло новую страницу в истории мостов Китая. Уровень технологии строительства в нашей стране значительно вырос», —  так он сказал.

Советский инженер Силин также выступал на церемонии. В частности, он сказал: «С сегодняшнего дня длинная и стремительная река Янцзы больше не является траншеей между Севером и Югом Китая. В ходе работы над этим мостом китайская сторона сформировала собственную команду. Строители полностью освоили технологии и в будущем смогут возводить сами технически сложные строительные объекты». А Тэн Минь добавил, что «превосходные технологии советских экспертов, их методы работы» необходимо усвоить китайским коллегам.

Что мост означает для Уханя

Еще во время строительства моста в июне 1956 года Мао Цзэдун впервые проплыл по реке Янцзы мимо Уханя. Тогда он написал стихотворение, в котором описал великолепие будущей постройки: «Взлетевший мост связал Север с Югом, превратив преграду в удобную дорогу». Когда же переправа была готова, Мао Цзэдун сказал: «Возведение моста через реку Янцзы в Ухане — это еще одна славная победа социалистического строительства в Китае, это ярко-красный флаг, водруженный над мировой наукой о строительстве мостов».

Ни один мост не помнит столько волнующих моментов, как Уханьский мост через Янцзы. В глазах народа он всегда был и остается красавцем- мостом.

Крымский мост в Москве - переправа в прошлое

И над Москвою, над рекой

Мост Крымский белою дугой,

Повис дугою.


И мы притихшие идём,

Заворожённые идём,

Москва, тобою.

Людмила Иванова. Зимняя Москва

От лодочной переправы до трамвайных путей в небе

Московский Крымский мост — единственный в столице висячий мост через Москву-реку. Его современная конструкция существует меньше века, но в этом месте люди перебираются на другой берег уже больше 400 лет: когда-то здесь переходили реку вброд всадники и лодочники, а теперь с шумом проезжают тысячи автомобилей.

©София Железнякова / Журналист Online
Крымский мост

Москвоведы связывают название моста с Крымским бродом. В XVI веке здесь собирались крымские татары, в то время часто совершавшие набеги на Москву. На этом участке реки было достаточно мелко — удобно переправляться на другой берег. Позже тут организовали лодочную переправу, чтобы люди могли перебираться через реку. «Крымский перевоз» просуществовал до конца XVIII века, а в 1789 году на его месте построили временный Николаевский наплавной мост. Он состоял из нескольких сосновых плотов, связанных веревками. Эту конструкцию приходилось возводить заново каждую весну, когда сходил лед.

Стационарный Крымский мост появился уже в начале XIX века - сначала он был деревянным. Ежегодные паводки вредили его конструкции, поэтому в 1873 году под руководством инженеров Аманда Струве и Владимира Шпейера деревянный мост заменили металлическим. Постройку украсили ажурными металлическими пролетами и готическими башенками на въездах. Внутри металлического коридора умещались две полосы для проезда транспорта, позже разделенные трамвайными рельсами, а с внешней стороны ажурной решетки располагались тротуары.

©София Железнякова / Журналист Online
Вид на Крымский мост со стороны Парка Горького

Современный висячий мост возвели уже при советской власти по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Константинова. Реконструкция Крымского моста стала частью Генплана реконструкции Москвы 1935 года. На время постройки нового моста старый, с железным туннелем, перенесли на 50 метров вниз по течению реки. Так горожане могли перебираться с берега на берег и даже ездить на трамвае, пока новую переправу еще достраивали. Крымский мост, который мы знаем сегодня, открылся в 1938 году.

Мост как точка опоры и место притяжения

До Парка Горького я всегда добираюсь от станции метро «Парк Культуры», чтобы перейти реку по мосту. Кажется, что здесь всегда ветрено. Во всяком случае я не встречала другой погоды на мосту. А еще здесь всегда шумно — все-таки по мосту проходит трасса Садового кольца. Но, кажется, других пешеходов шум и ветер тоже не смущают, потому что здесь обязательно кто-то фотографируется. Понимаю их: рокот автомобилей и ветер можно потерпеть ради захватывающего дух вида: панорамы реки, Парка Горького, Храма Христа Спасителя и узнаваемого издалека памятника Петру I.

©София Железнякова / Журналист Online
Один из пилонов (опорных столбов) моста

Во всей конструкции моста ощущается скрытая сила, напряжение цепей, удерживающих железо и бетон над водой. Звенья цепей сделаны из стали марки ОДС, это значит «ординарная Дворца Советов». Из такой стали планировали возводить Дворец Советов — сталинский небоскреб высотой 415 м (на 34 м выше американской Empire State Building). Эта высотка должна была ознаменовать победу социализма, но ее строительство свернули из-за войны. И все же размах и мощь того времени заметны в других постройках Москвы — например, здесь, на Крымском мосту. Основательный и прочный, он напоминает о времени людей, уверенно строивших свое настоящее и будущее. И каждый раз, ступая на этот мост, я как будто ненадолго оказываюсь в прошлом, в котором не жила, но в котором чувствую опору.

Мост на острове Попугая: красно-золотой дракон над рекой

Если мост через реку Янцзы придает Уханю торжественности, то мост на острове Попугая, под стать названию, отвечает за современный дух и озорство города. Этот мост ярко-красного цвета расположен в городском центре, соединяя районы Ханьян и Учан.

Это первый в мире трехбашенный и четырехпролетный подвесной мост. Волнистая линия его главного троса задает ритм пилонам, которые отражаются в широких водах Янцзы. Три башни моста символизируют сбалансированное развитие трех районов Уханя.

© Ло Сижань / Журналист Online
Мост на острове Попугая

Мост на острове Попугая популярен не только благодаря расположению и оригинальной форме, но и благодаря своему цвету. Конструкция алого цвета заметна в любую погоду: облачно или солнечно — мост всегда привлекает внимание. Алый цвет моста созвучен с характером жителей Уханя — горячих, прямых, экстравагантных.

Весна в Ухане похожа на фейерверк — короткий, яркий. Те, кто любит весну, всегда доживают до хороших времен, говорят в Китае. Весной я люблю приходить на этот мост. Кроткое солнце мягко освещает мое лицо, а весенний ветер целует в щеки. Я прогуливаюсь по великолепному мосту на острове Попугая и смотрю на Ухань с его высокими зданиями и оживленным движением.

©Ло Сижань / Журналист Online
Деталь моста на острове Попугая

Прикоснувшись к перилам тяжелого моста, я вдруг вспомнила солнечный полдень несколько лет назад, когда я в первый раз коснулась горячих камней Запретного города, чьи стены окрашены в такой же величественно-красный. Этот цвет символичен для культуры Китая на протяжении его многолетней истории. Красный цвет навсегда в крови и у уханьцев.

Передо мной не просто мост: я вижу здесь и сейчас, одновременно восторженных торговцев и пешеходов времен династий Мин и Цин, рабочих, сделавших привал на пристани, чтобы позавтракать после смены, героев, которые пришли сюда в знак победы над коронавирусом в 2020 году.

Когда наступила тихая ночь и постепенно зажглись фонари, мост на острове Попугая издалека стал похож на золотого дракона, протянувшего свои лапы над рекой Янцзы. Этот мост и город Ухань всегда живы и полны энергии. И снова я опьянела от заката и вечернего бриза, не желая уходить.

© Ло Сижань / Журналист Online
Мост на острове Попугая

Андреевский мост: двойная жизнь одной арки

Пешеходный мост длиной 135 метров соединяет две набережные Москвы: Пушкинскую и Фрунзенскую. Мосту всего около ста лет, но за это время он дважды успел сменить облик, местоположение и название.

©София Железнякова / Журналист Online
Арка Пушкинского моста

Изначально этот мост был железнодорожным. Его построили в 1905–1907 годах по проекту инженера Лавра Проскурякова. Тогда он назывался Сергиевским в память о великом князе Сергее Александровиче, погибшем от бомбы террориста, но после Февральской революции 1917 года мост переименовали в Андреевский — по названию близлежащего Андреевского монастыря. При советской власти монастырь закрыли, но с 1996 года открыли снова.

Уже в конце XX века железную дорогу перенесли, и для нее понадобился новый мост. Можно было перенести и старую конструкцию, но ее осмотр показал, что это нецелесообразно. Поэтому на старом месте, возле Андреевского монастыря, в 1999–2000 годах построили новый железнодорожный и автомобильный мост, сейчас по нему проходит трасса Третьего транспортного кольца между станциями МЦК «Лужники» и «Площадь Ленина».

©София Железнякова / Журналист Online
Пушкинский мост

А что случилось со старым железнодорожным мостом? В 1999 году его главную арку перенесли немного севернее, и сейчас он соединяет Нескучный сад и парк в Хамовниках, который расположен недалеко от усадьбы Трубецких и метро «Фрунзенская». Правда, новое место оказалось слишком широким для прежнего моста, поэтому со стороны Фрунзенской набережной понадобилось установить дополнительный пролет. Из-за этого опоры моста расположены несимметрично: у одного из берегов их чуть больше.

Когда мост переделывали в пешеходный, его арку дополнили стеклянным коридором. Золотистые балки и голубоватое стекло особенно хороши в солнечную погоду. В теплые ясные дни в стеклянном коридоре душновато, поэтому я обычно выхожу к открытым перилам. Там можно прикоснуться к холодному металлу — старой арке моста. Когда-то она гудела от грохочущих колес паровозов, а сейчас принимает пешеходов.

©София Железнякова / Журналист Online
Стеклянный коридор пешеходного Пушкинского моста

На входе со стороны Нескучного сада можно увидеть табличку с историей моста, которая, впрочем, не проясняет путаницу с названиями: официально мост называется Пушкинским, но надпись рассказывает историю Андреевского моста. Поэтому на картах города один и тот же мост до сих пор встречается под разными именами, и с одного Андреевского моста виден другой Андреевский мост.

Мост Цинчуань: уханьская “радуга”

Мост Цинчуань в Ухане еще называют «радужным” из-за арочной конструкции и ярко-красного цвета. Он дугой раскинулся над рекой Хань и, подобно радуге в небе, соединяет районы Ханьян и Ханькоу.

©Ло Сижань / Журналист Online
Мост Цинчуань

Вечером он еще красивее: подсвеченный уличными фонарями, мост, словно радуга, излучает яркий свет. Построенный в 2000 году, мост Цинчуань не только помог разгрузить дороги Уханя, но и стал символом экологических инноваций в городе. Современный и даже немного «игривый» мост значительно повлиял на внешний вид старого города, а также способствовал экономическому развитию торговых районов и индустрии туризма. Он настолько широкий, что по нему могут одновременно проехать пять больших грузовиков.

©Ло Сижань / Журналист Online
Въезд на мост Цинчуань

С наступлением темноты, когда зажглись огни, мы с дедушкой пошли прогуляться на мост Цинчуань. Разноцветные лучи от фонарей украсили реку Хан яркими искрами, напоминающими жемчуг. А сам мост раскинулся над рекой как великолепная радуга, горящая огнями всех цветов — красными, оранжевыми, желтыми, зелеными, голубыми, синими и фиолетовыми. Дул ветер, река подергивалась рябью, а сияющий мост Цинчуань словно отбивал ритм времени, сочетая в себе красоту и бравурность, «старую» романтику и искры нового мироощущения.

Глядя на реку, дедушка делился со мной воспоминаниями. Полвека назад на реке Хань почти не было настоящих мостов. Обходились самодельными конструкциями из крупных камней и прочных бревен, что было просто и практично. После проведения политики реформ и открытости в Китае мостов (более технологичных) на реке Хань стало гораздо больше.

Время летит как стрела, и сегодня в окружающих мост районах процветает торговля. Мост Цинчуань не только стал свидетелем исторических изменений, но и сам как будто поучаствовал в строительстве города, продвинув его на пути к модернизации.

©Ло Сижань / Журналист Online
Мост Цинчуань

Наверное, когда несколько лет назад дедушка стоял на мосту на закате, на обоих берегах он видел дым из печей деревянных домов, где готовили пищу, слышал писк цыплят и лай дворовых собак. Сегодня я тоже стою на мосту, но вижу уже высокие здания, расцвеченные огнями. Разве это не счастье? Наши предки возводили мост настойчиво и упорно, прокладывая дороги в далекие края. И нам, их потомкам, остались не только удобные постройки, но также надежда и смелость, чтобы пойти по этому мосту в будущее. Где река, там и мост. Где старания, там и счастье.

Живописный мост: фантастический пейзаж на западе Москвы

Мост на западе Москвы получил такое название благодаря близлежащей Живописной улице. Ярко-красная арка окружена обычными многоэтажками, но своим футуристичным видом меняет весь городской пейзаж. Я смотрю на ванты-провода, стеклянный эллипсоид на вершине, отражения красных стремительных линий в воде — и оказываюсь в фантастическом фильме о далеком будущем. И кажется, что машины на дороге вот-вот взлетят, стеклянная капсула отправит очередной сигнал на далекую планету, а туриста с фотоаппаратом сейчас окликнет патрульный робот.

©Алла Москвичева / Журналист Online
Живописный мост

Живописный мост на восемь полос построили в 2007 году между районами Хорошево-Мневники и Крылатское. Исполненный по проекту Валерия Курепина, он стал первым вантовым автомобильным мостом в столице, и его строительство было непростым. Работу над проектом осложняло то, что берега на этом участке реки входят в природоохранные зоны, поэтому строить там запрещено. В результате опору моста решили сделать в форме арки, пересекающей реку под необычным для вантового моста углом. Основания арки стоят в воде, так что природные зоны на берегу не пострадали.  

©Алла Москвичева / Журналист Online
Вид на Живописный мост с берега

К вершине параболы позже прикрепили стеклянную капсулу, которую спроектировал архитектор Николай Шумаков. Судьба этой постройки до сих пор не решена: сначала в ней планировали сделать ресторан, потом там действовал ЗАГС, но сейчас нет даже смотровой площадки. Так что пока капсула, напоминающая летающую тарелку, остается лишь визуальным дополнением Живописного моста. Но кто знает? Может, когда-нибудь туристы отправятся за красивыми фотографиями именно сюда, а не на площадь Москва-сити?

ПИСЬМО РЕДАКТОРА

В первом российско-китайском проекте “Вкус Китая: семь дней — семь кухонь” мы путешествовали по семи провинциям Китая и дегустировали местную кухню. В продолжении этого проекта мы решили отправиться гулять по мостам, соединяющим не только берега рек, части города и автомобильные дороги, но и культуры, языки, пути людей.

Наш проект называется “Семь встреч на мосту”: в течение недели мы будем путешествовать между городами Китая и России, узнавать о легендарном прошлом и невероятном настоящем мостов, которые сливаются с природой, помогают людям встречаться друг с другом, несмотря на время и расстояние, способствуют культурному и торговому обмену, а также дружбе между народами России и Китая.

Тексты для этого проекта написаны студентами из Китая и российскими редакторами, а фотографии и видео им помогали делать их друзья и родственники. Среди иллюстраций встречаются и рисунки, выполненные детьми и взрослыми.

Мосты объединяют: мы узнаем, что в строительстве китайских мостов нередко принимали участие российские — тогда советские — специалисты, и память о том сотрудничестве жива до сих пор. Так и нас работа над проектом объединила, а теперь мы хотим способствовать объединению читателей из разных точек земного шара.

Дарья Лабутина, российский шеф-редактор проекта

12.07.2022
Виртуальный прыжок в искусство
Студия ArtDynamics представила известные шедевры классического искусства в формате VR
14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
10.04.2023
Доклады, кубки, мастер-классы
Медиафорум, День открытых дверей и подведение итогов Фестиваля школьных СМИ на журфаке МГУ
01.05.2023
Митинг памяти
28 апреля на Воробьевых горах прошло торжественное возложение цветов к "Вечному огню"