15 июля в лектории павильона «Рабочий и Колхозница» прошла третья лекция в рамках проекта, созданного факультетом журналистики МГУ имени Ломоносова и ВДНХ, «Медиапонедельники» - «Молодежь в социальных сетях: угрозы или возможности?». В роли спикера выступил кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ Денис Владимирович Дунас.
Все материалы, использованные в лекции, - это результат исследования, где команда ученых пользовалась эмпирическими объектами и методами. Все представленные опросы и статистики - это результат работы с реальными людьми, которые предоставили свое мнение и личный опыт. Помимо опроса молодежи, команда провела исследование, которое заключалось в анализе содержания наиболее популярных среди молодежи телеграм-каналов и пабликов в VK.
Основные вопросы, которые поднимал спикер во время лекции - насколько актуально медиапространство сейчас, для чего используются социальные сети и насколько они безопасны для молодежи. Отвечая на все вопросы по порядку, лектор представил статистику, где показано, что абсолютно вся молодежь использует социальные сети и мессенджеры в повседневной жизни. На данный момент они занимают первое место в структуре цифрового медиапотребления. В связи с этим даже появился термин «Цифровая молодежь».
«Ребенка должны воспитывать родители, а не медиа. Медиа может корректировать, в худшую или лучшую сторону», - сказал Денис Владимирович.
Проведя опрос среди молодежи, возраст которой составляет от 10 до 19 лет, наиболее частыми ответами на вопрос, зачем вы используете медиа, были: развлечение, самовыражение, поиск идентичности, саморазвитие и творчество. Однако не всегда в социальных сетях можно удовлетворить желаемые потребности из-за большого количества не только ненужной информации, но и неприемлемой.
Насколько много этой неприемлемой информации, спикер рассказал в заключительной части лекции. На сегодняшний день все больше пабликов в VK и каналов в Telegram подстраивают свой контент именно под молодежь. Они используют в своих постах новости о популярных личностях, за которыми следит молодое поколение. Паблики меняют смысловые рамки, чтобы не только заинтересовать читателей в своих новостях, но и с помощью известных личностей привить молодежи правильные ценности. Самые популярные смысловые рамки, которые используют авторы: политические, традиционные ценности, стиль жизни, «небезопасные» темы, патриотизм.
Главный вывод, который делает спикер из всей лекции - российская медиакультура, которая существует в пространстве социальных сетей и ориентирована на российскую молодежь, является довольно безопасной, патриотичный, мировоззренчески устойчивой и соответствующей традиционным ценностям российского общества.
В конце лекции гости могли задать уточняющие вопросы, которые помогли им лучше разобраться в теме. В качестве гостя на лекции присутствовала Елена Леонидовна Вартанова, академик РАО, декан факультета журналистики МГУ, она также участвовала в дискуссии и рассказала о концепции «цифровых детей» и «аналоговых родителей».