Мосты соединяют города и страны: тур по Волге и путешествие в самый русский китайский город

Предыдущая статья Следующая статья

Как четыре студента наводили мосты между регионами, а русские инженеры строили мост в Китай

Текст: Зульфия Хамитова, Люй Минчуан, Лю Хуэйбинь

Иллюстрации: Виктория Худабашян

Автостопом по Поволжью: Казань-Уфа-Самара-Ульяновск

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

ее медлительные волны,

тяжелые, как валуны...

Евгений Евтушенко. Волга

Почему Татарстан и Башкирию соединяет мост времени, где несет свой дозор Салават Юлаев и за что Самару прозвали “русским Чикаго”

Мы с другом по имени Талгат собрали рюкзаки и отправились путешествовать автостопом - стартовали в Казани. Наши друзья из Москвы — Руслан и Тимур — догонят нас самолетом. В планах на ближайшую неделю путешествие по Башкирии, Самарской области и Ульяновскому региону - по Волге и Каме, крупнейшим рекам России.

Когда отправились на трассу ловить попутку, было минус 10, правда, солнечно. «Хоть не крещенские морозы», — думала я про себя, вспоминая, как в прошлом году мы изъездили весь Северо-Запад Башкортостана в минус 30. Добираться маршрутным автобусом не хотелось, да и доехать на попутках можно быстрее — всего за три часа.

Путешествие началось в столице республики Уфе, городе-миллионнике с пятисотлетней историей, где проживают три народа: русские, башкиры и татары. По пути проехали первый мост — мой папа называет его «мостом времени»: он соединяет Татарстан с Башкирией, а разница во времени между республиками - два часа. Поэтому местные жители именуют его ещё так: «ике сәгать чыга торган күпер» — «мост, который проезжаешь за два часа». 

©Виктория Худабашян / Журналист Online
Бельский мост

Уфа стоит на реке Белой, притоке Камы. Над рекой возвышается памятник Салавату Юлаеву, башкирскому герою, поэту-сказителю и сподвижнику Пугачёва. Памятник Салавату Юлаеву напоминает Медный всадник в Петербурге: подобно Петру I, герой своей эпохи, Юлаев пришпоривает железного коня, замахиваясь бронзовой нагайкой.

Со стороны памятника, установленного здесь в 1967 году, открывается вид на Бельский мост. Он был построен ещё в 1956 году и положил начало федеральной трассе Уфа-Оренбург. Мост закрыт для пешеходов, проехать по нему можно только на машине, прилипнув к окну и наслаждаясь захватывающим видом на реку.

Вид удивительный. И сейчас, вспоминая его, закрываю глаза и будто вижу перед собой, как голубое, чистое небо отражается в водной глади Белой, вдали всплывают городские здания, а с холма взирает Салават Юлаев, который вот уже более полувека несёт свой дозор.

Памятник над Белой установили в 1967 году, а спустя три года его автора — осетинского скульптора Сосланбека Тавасиева — наградили Государственной премией СССР. Памятник Салавату Юлаеву считается самой большой конной скульптурой в Восточной Европе. Сейчас памятник собираются реставрировать, для этого его снимут с пьедестала на два года — город рискует остаться без своего защитника. 

...Любовь России к ней нетленна.

К ней тянутся душою всей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

и Ангара, и Енисей...

Евгений Евтушенко. Волга

Из Уфы мы отправились в Самару, которую до Революции называли «русским Чикаго» из-за бурного экономического роста во второй половине XIX века. Это было связано с развитием промышленности. В Самаре, как из-под земли, один за другим появлялись крупные паровые мельницы, чугунолитейные, машиностроительные, лесопильные заводы и другие предприятия. К началу прошлого века Самара была одним из крупнейших в стране центров переработки зерна, торговли продуктами сельского хозяйства и животноводства.

А ещё Самара — это город модерна, потому что на рубеже XIX-XX веков в этом нарядном архитектурном стиле здесь были построены особняки, торговые дома, банки и гостиницы.

Большое значение в экономической жизни города имело строительство железных дорог.  В 1877 году было от­кры­то дви­же­ние по железнодорожной ли­нии Бат­ра­ки – Ки­нель, прошедшей через Самару.

Добрались до Самары мы также автостопом, за три часа. Добираться от Уфы было непросто. Сначала мы около часа пытались поймать попутку на выезде из города — из Дёмского района Уфы, а оттуда  — из села Будзяк и города Октябрьского.

Мы сменили несколько машин, пока не оказались в Самаре и не проехали по одному из главных мостов города — Старому мосту. Он был построен в 1954 году. Мост находится вблизи  улиц Главной и Водников и соединяет центральную часть города с микрорайоном Волгарь, посёлками Кряжем и Гранным и другими поселениями.

©Виктория Худабашян / Журналист Online
Старый мост

...А что она — рассказ не краток.

Как бы связуя времена,

она — и Разин, и Некрасов,

и Ленин — это все она...

Евгений Евтушенко. Волга

Из Самары мы поехали в Ульяновск, на родину Ленина. До города добрались за шесть часов - по дороге сменили девять машин, потому что водители то и дело сворачивали в маленькие города, оставляя нас на трассе в поисках следующей попутки. В Ульяновск добрались только поздно вечером. Шёл мокрый снег, температура опускалась почти до нуля — в феврале! Мы насквозь промокли, ноги ныли, потому что часть пути пришлось пробираться по грязи и слякоти. Но страдания окупились: город нас очаровал. Шёл снег, улицу освещали фонари. Путь пролегал через Императорский мост, который связывает левый и правый берега Волги. Его еще называют мостом Свободы или Симбирским, так как Ульяновск до 1924 года носил название Симбирск. Не исключено, что мостом Свободы бывший Императорский мост назвали после Революции: его переименовали именно в 1917 году.

Это один из старейших автомобильно-железнодорожных мостов в Поволжье, построенный ещё до Революции, в 1913-1916 годы. Новый мост в Симбирске в начале прошлого века ждали с нетерпением. Это объяснялось транспортными неудобствами. Долгое время грузы, проходящие по левобережью ветки Волго-Бугульминской железной дороги, выгружали в Симбирске — приходилось везти их на повозках к пристаням на Волге и переправлять на баржах и лодках, а зимой — на санях по льду. Весной и осенью связи между берегами не было вовсе. Решение о строительстве моста принял министр внутренних дел Российской империи Пётр Аркадьевич Столыпин после визита в Симбирск в 1910 году. Проплывая по Волге, он ненадолго остановился в городе, где симбирские купцы подняли вопрос строительство моста. Пётр Столыпин согласился с доводами о важности сооружения для экономики губернии.

©Виктория Худабашян / Журналист Online
Сейчас, спустя более века, Императорский мост всё так же величественно растягивается над Волгой.

...Люблю ее всю в пятнах света,

всю в окаймленье ивняка…

Но Волга Для России — это

гораздо больше, чем река...

Евгений Евтушенко. Волга

До Казани  ехать три-четыре часа. Еду и думаю о мостах. За прошедшую неделю мы увидели мосты Уфы, Самары и Ульяновска, а теперь направляемся в Казань. Все они пролегают через важнейшие водные артерии России — Белую, впадающую в Каму, и Волгу.

Мосты Казани — важный архитектурный элемент города. Нужно потратить несколько дней, чтобы исследовать все: и Кремлёвскую дамбу, и мост Миллениум, и многочисленные мосты через Казанку, Булак, Кабан и многие другие.

Самый длинный — мост Миллениум, построенный в 2005 году к тысячелетию города. До 1950-х годов здесь по Коровьему мосту на правый берег реки Казанки перегоняли коров. А во второй половине ХХ века на месте Миллениума находился наплавной мост.

Продолжаем свой путь. До Казани — рукой подать. Лучшее в путешествиях — возвращение домой. Я всегда проезжаю сотни километров и смотрю на десятки новых городов будто только для того, чтобы наконец вернуться домой и почувствовать его особое тепло, испытать восторженность, радость и глубокое удовлетворение. Когда проезжали Волгу, я уставилась в окно машины. Наблюдаю её неотрывно, как в детстве, глазами любопытного ребёнка. Река спокойна и недвижна, и я растворяюсь в этой атмосфере безмятежности. 

Мы в Казани

...И жить мне молодо и звонко,

и вечно мне шуметь и цвесть,

покуда есть на свете Волга,

покуда ты, Россия, есть.

Евгений Евтушенко. Волга

На улице плюс один, дождь — предвестник весны. Я в зимней куртке, промокла. Рюкзак полный, тяжёлый, грязный. Мы в Казани. Мост перенёс нас в новое место.

Мост — это не только инженерное сооружение, но и связующий пространства узел, стыковка между разными мирами. Мосты наводят через реки и пропасти, ранее бывшие пределами обитания человека. Мосты  открывают другую сторону действительности, расширяют границы. Мосты позволяют устанавливать связи между людьми, проникать в новые миры.

Через несколько мостов, пролегающих над Волгой и Камой и меньшими реками, которые в них впадают, мы проехали автостопом больше 1000 км и увидели четыре региона. Мосты открыли нам новые пути. Само путешествие стало для нас метафорой и помогло нам объяснить, что нужно возводить мосты, а не строить стены, чтобы обмениваться культурным опытом и познавать новое.

©
Железнодорожный мост над Волгой в нескольких километрах от Казани

Железнодорожный мост Биньчжоу в Харбине

Как вокруг одного моста образовался целый город

Столица самой северной провинции Хэйлунцзян  — Харбин — это русский город в Китае, его построили русские. Первыми жителями города были строители и служащие Китайско-Восточной железной дороги, поэтому в Харбине сохранилось много русских зданий, в том числе православный Софийский собор с зелеными куполами В 1897 году российский инженер Шидловский выбрал район Харбина для строительства будущего города, которому предстояло стать центром управления Китайско-Восточной железной дороги. Строительство заняло шесть лет, продлившись до 1903 года. Город Харбин образовался вокруг моста, ставшего центральной транспортной артерией между Россией и Китаем.

©Лю Хуэйбинь / Журналист Online
Мост Биньчжоу рядом с парком имени И. В. Сталина

В 1900-1901 гг. команда инженеров из Российской империи возвела первый в Китае железнодорожный мост  Биньчжоу длиной почти 950 метров, опоры его выполнены из гранита. В июле 1962 года Северо-Восточное инженерное бюро железных дорог разработали проект по усилению конструкции моста. В наши дни это самый важный железнодорожный мост через реку Сунгари.

10 апреля 2014 года железнодорожный мост Биньчжоу был закрыт и перестал действовать из-за низкой пропускной способности (по нему проходила лишь одна железнодорожная ветка). Впоследствии железнодорожный мост Биньчжоу, являвшийся ключевым национальным объектом защиты культурных реликвий, был полностью сохранен после ремонта и стал туристическим мостом в Бинчэне. Теперь этот мост местные жители ласково называют «Старый речной мост». Мост, несущий в себе память поколений. В 2014 году рядом с этим вековым сооружением построили новый железнодорожный мост.

Сегодня, когда поезда по старому железнодорожному мосту Биньчжоу уже не ходят, по мосту с удовольствием прогуливаются пешеходы. Когда мы гуляем здесь, вспоминаем историю строительства Китайско-Восточной железной дороги, способствующей образованию и развитию Харбина.

Помню, как почти 20 лет назад я первый раз ехал по этому мосту в Россию. Вместе с родителями мы ехали по старому мосту Биньчжоу из Харбина в Благовещенск. Было интересно и немного страшно. Страшно потому, что с нами были пассажиры-иностранцы из России: они не понимали по-английски, а я по-русски.

А ещё помню, какие открывались виды из окна: леса, реки, постройки XVIII-XIX веков…

Для меня и моей семьи это не просто мост, а часть семейной истории. Помню первую фотографию нашей семьи, когда мы проезжали по этому мосту, первое знакомство с иностранцами… И ещё много других «первых впечатлений», связанных с моим детством.

Вокруг этого моста построены многие туристические достопримечательности. Самый известный из них — Морской парк Посейдона.

Это прекрасный океанский мир. Как только вы войдете в него, увидите огромное количество рыб, которые извиваются в форме подвижной косы. Если вы продолжите прогулку, встретите всевозможных подводных существ, которых раньше никогда не видели: угрей, рыб-сосунков, красивых медуз, ламантинов и моржей. У входа в парк можно покормить черепах и акул. А затем увидеть очень красивое шоу русалок. Здесь также есть проекты подводного плавания, можно «потанцевать» с рыбами в аквариуме за 300 юаней! Мы с другом испытали  первый опыт дайвинга, находились рядом с водными обитателями. Это нас взволновало и обрадовало. Конечно, когда я вылез из воды, было так холодно —дрожал!

Морской парк Посейдона
© Люй Минчуан / Журналист Online
Морской парк Посейдона
© Люй Минчуан / Журналист Online

По дороге домой из аквариума мы миновали мост Биньчжоу. Сейчас здесь много туристов и местных жителей на прогулке. Этот красивый мост унаследовал воспоминания старшего поколения и рассказывает историю Харбина молодым людям.

Мы поговорили с гуляющими здесь туристами:

— Вы уроженец Харбина?

— Да.

— Вы знаете, что это за мост?

— Железнодорожный мост через реку Сунгари, также известный как мост Биньчжоу, он носит ещё одно название — Мост через Олд-Ривер. Он был построен в мае 1900 года, торжественная церемония его открытия состоялась в том же году. Поскольку в то время мост был одним из немногих крупнейших железнодорожных мостов в Китае и за рубежом, его строительство было сенсацией. Слышал, что за строительство моста отвечал русский инженер, что для строительства мостовых опор было привлечено 350 специалистов, что балки на 18 опорах были изготовлены на Варшавском металлургическим заводе в Польше, что  были доставлены из Одесского порта во Владивосток, а оттуда — в порт Иман по Уссурийской железной дороге, а затем по реке Уссури, в Хэйлунцзян. Балки собрали и возвели на месте.

— Как вы думаете, какое значение имеет этот мост для харбинцев?

— Это первый мост через реку в Харбине, а также первый железнодорожный мост через реку Сунгари на Китайско-Восточной железной дороге, которая пересекает Евразийский континент. В 1896 году царская Россия заявила о своём праве на строительство Китайско-Восточной железной дороги на основании секретного Российско-китайского договора о союзе России и Китая против Японии. Китайско-Восточная железная дорога сосредоточена в Харбине, на территории Маньчжурии на западе, Суйфэньхэ на востоке и Лушунькоу на юге. Китайско-Восточная железная дорога, которая была открыта для движения в прошлом столетии, по-прежнему является важной линией сообщения, соединяющей города Евразии.

— Как вы думаете, что этот мост значит для молодёжи в Харбине?

— Оглядываясь на историю этого моста, можно сказать, что он действительно несет в себе горькие и славные воспоминания о прошлом города и свидетельствует о процветании современного Харбина, когда Китай стал свободным и открытым. На этом мосту молодые люди могут буквально почувствовать историю своей Родины.

Ветер путешествий перенёс меня прошедшей весной в Харбин. Погода в Харбине была очень похожа на апрельскую в Москве. Лес ещё не зарос листвой, и редкий снег лежал на дорогах. Доехал я до центра города на машине, где увидел много зданий в советском стиле. Недалеко от центра города протекает река Сунгари, с которой жители Харбина чувствуют глубокую родственную связь. Над рекой возвышается красивый мост из стали. Он особенно привлекает внимание.  Это и есть знаменитый мост Биньчжоу.

05.12.2022
Смотреть в кино архивные кадры
Госфильмофонд провёл II Московский международный фестиваль архивных фильмов
05.12.2022
«Крепим дружбу во имя мира и счастья!»
Международный клуб “Россия-Китай: диалог культур” возвращается в очный формат
05.09.2022
В Москве состоялся праздник журналистики
Впервые за два года Московский фестиваль прессы прошел очно
21.03.2022
Педагогическое образование в классическом университете
Проблемы, тенденции и успехи современного педагогического образования обсудили на Всероссийском форуме в Москве