Журналистика под градом пуль

Предыдущая статья Следующая статья

Лекторы журфака МГУ рассказали о роли журналистики во время Великой Отечественной войны

Текст: Ульяна Чужова, Анна Смирнова

В январе преподаватели факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова начали новый сезон открытых лекций в рамках зимней образовательной программы на ВДНХ. Речь шла о журналистике и СМИ военного периода. Лекторы рассказали о том, как изменилась в начале 1940-х печать СССР и какую роль сыграла советская журналистика во время войны с врагом.

©Георгий Никаноров

Журналисты в окопах

Ольга Дмитриевна Минаева, заведующая кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ, доктор филологических наук, рассказала о том, что в годы войны издавалось 1433 военных газет и журналов с разовым тиражом 8 млн 463 тыс. экземпляров. Тысячи журналистов, писателей и художников шли работать в редакции военных изданий добровольно.

Существовали также специальные курсы подготовки профессионалов. Совинформбюро, Всесоюзный радиокомитет, ТАСС, «Известия», «Правда», «Комсомольская правда» – СМИ, у которых была особая привилегия – право отправлять своих журналистов на фронт. Военные журналисты состояли в рядах Красной Армии. Они получали офицерские звания, оружие, а иногда им даже приходилось вступать в бой.

Работая на фронте, журналистам строго запрещалось вести дневники или какие-либо записи (номер части, фамилии командиров, сюжеты из зоны военных действий). Причина проста: вся информация с фронтов должна была быть строго засекречена, ведь советских корреспондентов сразу же расстреливали, если они попадали в плен. Абсолютная централизация и высокий уровень цензуры были характерными для СМИ в годы войны. Любое неверное сообщение могло вызвать панику и массовые жертвы среди населения.

© Георгий Никаноров
© Георгий Никаноров
© Георгий Никаноров

Создавалось впечатление, что война «выдвигала» на первый план информационные жанры. Однако оказалось, что это было не так: в газетах, кроме сводок, заметок и репортажей, печатались очерки, рассказы, стихи, пьесы, частушки. Радиовещание в годы войны выполняло множество функций, в первую очередь – с помощью радио быстро оповещали население о воздушных налетах, о приказах Государственного комитета обороны и т.д.

Перед журналистами стояло несколько ключевых задач:

1. Объяснить характер и цели войны.

2. Поднять моральный дух бойцов, помочь им превозмочь страх;

3. Освещать в прессе примеры героизма и мужества солдат и офицеров;

4. Осмыслять и художественно отображать чувства и мысли воюющего народа;

5. Зафиксировать множество разрозненных фактов, записать рассказы непосредственных участников событий;

6. Описать свои собственные впечатления, понимая ценность и необходимость взгляда очевидца.

Задачи наиболее полно отразить события войны перед журналистами не стояло. То, что нельзя было – не писали, оставляли до лучших времён, но то, что попадало на газетную полосу, было написано честно и с состраданием к людям.

Во время фронтовых командировок погибло 225 журналистов.

Фотография на фронте

Заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ, кандидат исторических наук Олег Александрович Бакулин рассказал о том, что первая военная фотография, дошедшая до нас, была постановочной. В 19 веке камеры позволяли фотографировать со скоростью 1 кадр в 10 минут, поэтому в движении фотографировать было невозможно.

Фотографии делались на фотопластинках — одним из распространённых материалов было стекло. Однако они не пользовались большим спросом, так как их нельзя было перенести на лист.

В 19 веке профессии фотожурналиста не было, поэтому были приемлемы постановочные фотографии. Общество принимало зарисовки и картинки вместо фото, а читатели искренне верили в их правдивость. 

Каждая страна утверждает, что именно их соотечественник был первым военным фотографом. Однако из истории нам известно, что первым был Джон Маккош. Но он, скорее, фотолюбитель, а по профессии он являлся врачом-хирургом в Бенгальской армии. Маккош сделал серию фотографий, документирующих Вторую Сикхскую войну 1848-1849 гг.

Больше мы знаем о Роджере Фентоне, первопроходце британской фотографии, также его считают первым официальным военным фотографом. Фентон снимал и натюрморты, и пейзажи. Самые известные фотографии нашей страны в XIX веке были сделаны именно им.

© Георгий Никаноров
© Георгий Никаноров
© Георгий Никаноров

В 1855 году Фентон был отправлен на фронт Крымской войны с целью продемонстрировать английскому обществу обстановку и успехи союзных сил. С 1854 г. он начал готовиться к Крымской экспедиции: взял с собой несколько камер и множество стеклянных пластинок, купил телегу, чтобы отправиться в Балаклаву. Передвигаясь на телеге, он снимает Крым и видит военные действия изнутри, но все же фотографии, сделанные им, не передавали дух самой войны. Он запечатлел лагерные стоянки, железнодорожный ярд, окопы и батареи, а также различные группы солдат и офицеров. Война получилась похожей на прогулку британской армии на крымский пикник. Фентон как мог стремился совместить поставленную ему задачу со своим убеждением, что фотография должна говорить правду. Его снимки — не постановка, он фиксирует повседневную жизнь солдат и офицеров. Но все те чудовищные сцены, которые он описывает в посланиях домой, — горы гниющих лошадиных трупов, грабежи и пьянство в союзных войсках, разграбленные мародерами деревни, а главное, тысячи тел погибших — не попали в его объектив.

Было три версии, почему Фентон не снимал ужасы войны. Первая из них – пожелания Британии представить английскому общественному мнению позитивный образ войны, вторая – он был джентльменом и не мог фотографировать убитых и раненных. Была и третья: заказ издательства.

Некоторые исследователи считают, что есть отклики пропаганды в снимках фотографа, будто он всё знал и видел, но показывал так, как было поручено правительством.

Фентон снял около 360 пластин. Чтобы сделать одно фото, ему требовалось от 3 до 20 минут.

Джеймс Робертсон и Феличи Беато — снимали с Фентоном в Крыму. Они остались и в конце войны (когда Фентон уже уехал, заболев холерой). Именно у Феличи Беато появляются фотографии трупов.

Одним из фотографов, снимавших также на Крымской войне, был румынский фотограф и художник Кароль Поп Жатмари. Он сделал шаг вперёд в военной фотографии: перемещался и фотографировал обе линии фронта. На выходе у него получилась статичная серия фотографий, где ему позируют и одни, и другие. Он был в числе первых, чьи фотографии объединили в нечто вроде фотокниги.

Крах немецко-фашистской пропаганды

Доцент кафедры истории зарубежной журналистики и литературы, кандидат филологических наук Григорий Владимирович Прутцков рассказал о развитии и крахе немецко-фашистской пропаганды в войне против СССР. В конце января 1933 года на пост рейхсканцлера был назначен глава национал-социалистической партии Адольф Гитлер. Вместе с ним к власти пришли и нацисты, провозгласившие концепцию трех рейхов. Один из рейхов, а именно третий, должен был распространиться по всему миру и ознаменовать собой торжество нацистской идеологии на всем земном шаре. Главной газетой Третьего рейха стала Volkischer Beobachter («Фёль-кишер беобахтер» — «Народный наблюдатель»). Вскоре был принят закон «О защите немецкого народа». Он запрещал оппозиционные газеты и публичные выступления. Придя к власти, нацисты упразднили все периодические издания оппозиционных политических партий. Их пресса издавалась некоторое время в подполье, затем — за пределами Германии.

В марте 1933 года было образовано министерство народного просвещения и пропаганды. Его руководителем стал один из ближайших соратников Гитлера Йозеф Геббельс, и главной задачей министерства была пропаганда нацистской идеологии. Геббельс был убежден, что пропаганда должна быть всеохватывающей и доходить до каждого жителя Германии. Для ее полного успеха необходимо строго соблюдать законы нацистской пропаганды:

— умственного упрощения;

 — ограничения материала;

— вдалбливающего повторения;

— субъективности;

 — эмоционального нагнетания;

Также Геббельс, нередко проводивший пресс-конференции, дал нацистским журналистам три важные рекомендации:

  1. Врите наглее. Чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят.
  2. Тысячекратно повторенная ложь становится правдой.
  3. Чтобы самая чудовищная ложь выглядела правдоподобной, на три четверти этой чудовищной лжи добавьте одну четверть правды.

Во многом благодаря искусному сочетанию лжи с правдой нацисткой пропаганде верили — причем не только немцы, у которых не было иных источников информации, но и многие иностранцы.

© Георгий Никаноров
© Георгий Никаноров
Картинка

Радио в 1930-е годы было самым распространенным, популярным и доступным средством массовой информации — не только в Германии, но и во всем мире. «То, чем пресса была в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», — говорил Геббельс. Он по праву считал, что устное слово оказывает на людей более сильное воздействие, чем печатное. Геббельс придумал девиз кампании массового распространения радиоприемников: «Слово фюрера — в каждое учреждение, в каждый дом!» Особенность таких приемников была в том, что они работали только на средних волнах и могли принимать передачи лишь государственных радиостанций. И хотя слушать иностранные радиопередачи стало теперь для немцев почти невозможно, нацисты приняли закон, согласно которому прослушивание зарубежных радиоголосов приравнивалось к измене родине.

Немецкое телевидение занимало первое место в мире по развитию, но из-за дороговизны телеприемников оно не могло продвинуться в массы. Для популяризации телевидения нацисты создали в Берлине сеть так называемых телевизионных театров. Телетеатр представлял собой небольшой зал, рассчитанный на тридцать зрительских мест, и телевизор. Программы передач телетеатров печатались на специальных афишах, и телезрители покупали билеты на ту или иную передачу. В 1936 году в Берлине впервые в истории в прямой трансляции по телевидению прошло открытие Олимпиады.

В 1938 году при каждом армейском корпусе была сформирована рота пропаганды. В 1941 году на советско-германском фронте действовали семнадцать таких подразделений. С началом войны Геббельс стал проводить пресс-конференции для журналистов два раза в день. Несмотря на доверительный характер этих мероприятий, они, по сути, являлись инструктажами. Представителям прессы раздавали заранее распечатанные циркуляры и секретные инструкции, сообщавшие им, о чем и как нужно писать в завтрашний номер. Нацисты способствовали развитию прессы на оккупированных территориях европейских стран и, в частности, Советского Союза. Среди них были и такие «шедевры» пропаганды, как, например, газета-перевертыш «Правда»: она полностью повторяла дизайн главной партийной газеты СССР, но печатала выступления главарей Третьего рейха, сообщала об успехах немецких войск и скором поражении Красной армии.

Важную роль во время войны играло радио. В Советском Союзе вещали несколько нацистских «черных» радиостанций — якобы от имени оппозиции режиму Сталина. Дикторы одной из таких радиостанций выдавали себя за представителей «старой ленинской гвардии», спасшихся на территории Германии от сталинских репрессий 1937 года и уничтоживших большинство соратников Ленина.

В отличие от радио немецкое телевидение с началом Второй Мировой войны сократило число передач. Количество телевизионных театров в Берлине уменьшилось до двенадцати. В 1941 году были открыты три новых телетеатра в Гамбурге, втором по величине городе Германии. Они были связаны кабелем с телецентром в Берлине. Тем не менее аудитория телетеатров составляла небольшой процент от населения Германии. Вместе с тем в 1941 году Геббельс планировал создать единое общеевропейское арийское телевидение. Его базой должен был стать захваченный летом 1940 года в ходе войны с Францией парижский телецентр. Но этот замысел так и не осуществился.

Зато большим успехом пользовался кинематограф, а особенно документальные пропагандистские киножурналы о положении на Восточном фронте. Каждому зрителю, узнававшему в кадрах кинохроники своего воюющего родственника, печатался сделанный с кинопленки снимок. Впоследствии число желающих иметь подобные снимки так возросло, что эта услуга стала предоставляться лишь родственникам погибших солдат и офицеров.

С течением Великой Отечественной войны и крахом шумных обещаний Гитлера о скорой победе над Советским Союзом нацистская пропаганда стала давать сбои. Еще в январе 1943 года Геббельс указывал на серьезные пропагандистские просчеты. Он произнес такие слова: «Первый год войны: мы победили. Второй год войны: мы победим. Третий год войны: мы должны победить. Четвертый год войны: мы не можем оказаться побежденными. Такое ошибочное развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах».

08.02.2023
Наномир ближе, чем ты думаешь
Что вы слышали о нанотехнологиях и наноматериалах?
07.05.2023
Поисковый труд
О поисках бойцов 8-й дивизии народного ополчения Москвы отрядом "Вымпел-поиск МГУ"
08.10.2022
Я не непослушный - у меня аутизм
На фестивале НАУКА 0+ рассказали о восприятии мира людьми с расстройствами аутистического спектра
20.08.2023
Ихтиопланктон и рисунки на песке
В Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась выставка в рамках фестиваля "НАУКА 0+"