14 и 15 июня в Москве в Большом театре состоялось возобновление постановки балета «Анюта». Корреспондент "Журналиста Online" посетил премьеру спектакля.
Обратиться к сюжету пронзительного чеховского рассказа «Анна на шее» известный хореограф Владимир Васильев задумал ещё более 40 лет назад. Изначально «Анюта» — это фильм-балет, который мгновенно был признан зрителями шедевром. Это привело во многом к беспрецедентной истории: не сценическая версия спектакля экранизировалась, а полностью наоборот. Уже через четыре года после телевизионного триумфа публика наслаждалась знаменитой тарантеллой и незабываемым вальсом композитора Валерия Гаврилина; гением примы Екатерины Максимовой в заглавной партии; красочностью декораций и стилем костюмов, действительно переносящих в конец XIX века на премьере в театре Сан-Карло (г. Неаполь, Италия).
Грустная, во многом жестокая и жизненная история, лежащая в основе рассказа, покорила и зрителей главного музыкального театра России. Хрупкая и изящная Анюта; её отец, жалкий и беззащитный Пётр Леонтьевич; супруг Модест Алексеевич, ничтожно-фанатичный чиновник, которому для счастья ничего не надо, кроме ордена; юный студент с разбитым сердцем - стали одними из вечных персонажей сцены Большого.
И эта любовь публики не утихает, ведь возобновление балета в новой сценической версии стало культурным событием недели: аншлаг, знаменитости в зале, эталонный состав исполнителей, улыбки команды на поклонах, - «Анюта» снова в репертуаре, технически и сценически обновлённая, ещё более красивая и интересная. Так, по сравнению с предыдущей версией стало больше крупных планов, были внедрены необычные новые световые решения, кордебалет стал «индивидуальнее» для передачи различных характеров.
Осталась неизменной злободневность сюжета. Потрясающее прочтение той самой чеховской безысходности поражает зрителя больше всего. История чистоты и невинности, привязанности к родным, к простому человеческому счастью, уничтожается «мишурой», бездушными деньгами и беспощадной меркантильностью. Драматическая работа артистов, передающих это, просто доводит до мурашек.
Обращение к таким сюжетам и возобновление таких постановок заставляет задуматься о своих жизненных ценностях и приоритетах. Оно помогает понять, что самое дорогое в нашей жизни, несмотря ни на что, — это наши родные, любящие нас такими, какие мы есть, всепрощающие и нуждающиеся во внимании и ответной любви. Искусством танца было показано, насколько страшно и безжалостно равнодушие к тем, кого мы на самом деле любим, кто важен для нас.