Восемь подозреваемых и один убийца

Предыдущая статья Следующая статья

Криминальная постановка о любви, ненависти, деньгах и отчаянии

Текст: Софья Огрина, Анастасия Карайбеда

17 июня в стенах факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова состоялась премьера спектакля по мотивам пьесы Робера Тома «Восемь любящих женщин». Студенческая театральная студия «Tabula Rasa» представила свою интерпретацию легендарного произведения. На протяжении всей истории герои пытались найти убийцу среди членов семьи и служителей дома. Удалось ли им это сделать, и кто был преступником? 

©Анастасия Карайбеда / Журналист Online

Один против восьмерых

Благодаря игре молодых талантливых актёров и, по совместительству, студентов журфака, зрители на время забыли о сложной поре экзаменов и стали частью завораживающей истории. Восемь подозреваемых, которые «точат зуб друг на друга». Восемь человек уже неродных, запертых в одном доме, желающих рассчитаться друг с другом. Смерть, которая пришла так внезапно, открыла глаза действующим лицам на чужие страхи, секреты, обиды, ненависть, скрытую боль.

Вместе с героями студенты, преподаватели и приглашённые гости пытались отыскать убийцу среди самых подозрительных, способных на убийство своего содержателя – Марселя. Герой не выходит на сцену, остаётся за тяжёлой дверью 308-ой аудитории, но его смерть становится поводом для самых разнообразных семейных трагедий, криков, слёз и помешательств. Были персонажи, которые с добротой и снисходительностью относились к покойнику. Это его любимые дочери: Сюзон – двадцатилетняя девушка, приехала в родной дом после учёбы в Лондоне, умная, пытающаяся найти компромисс в этом конфликте, и Катрин – младшая дочь, обожающая уголовные романы, детективы, мечтательная и непослушная. Но были и те, кто с отвращением вспоминал о фигуре Марселя: его жена и сестра – Габи и Пьеретта – сидевшие на шее у своего мужа и брата, воровавшие из его кармана деньги. Казалось бы, две противоположности, но их объединяла общая слабость – любовь к помощнику Марселя, которая бесчеловечно разорял бизнес и семью покойного. Кроме них, в действии участвовали две комические фигуры: Огюстин и бабушка, имя которой уже никто не помнит. Они любили Марселя только из-за денег, но никогда не желали ему смерти. И, наконец, служители дома: Луиз и Шанель. Оба так же ненавидят друг друга, но покорно соблюдают приличия дома. Шанель давно стала чуть ли не членом семьи и помогла вырастить двух замечательных дочерей. Луиз – более молодой и неопытный дворецкий, работающий на семью из-за денег. Несколько подозреваемых, но один убийца. Кто же это?

© Анастасия Карайбеда / Журналист Online
© Анастасия Карайбеда / Журналист Online
© Анастасия Карайбеда / Журналист Online

Преступление во имя спасения

У зрителей были свои варианты, кто же убил хозяина особняка. Но чем ближе спектакль подходил к концу, тем запутаннее становилась история. С каждым новым шагом, поворотом сюжета, новой интригой становилось всё сложнее угадать преступника. Тот, кто был очевиден с самого начала, оказался чист и невинен. Тот, кто не оставлял доверия, оказался не способен к убийству. Единственный герой, кто первым догадался, кто из подозреваемых убийца, была Шанель. Но даже она не смогла до конца поверить в эту горькую правду.

Все были под прицелом – Габи, Пьеретта, Луиз, Шанель, Огюстин, бабушка и даже Сюзон. Но единственным, кто не оказался в этом кругу, была 15-летняя девочка, увлекающаяся уголовными романами – Катрин. Она была изгоем в семье, над девочкой совершалось насилие, никто ей не верил и не воспринимал её выходки всерьёз. Но, несмотря на это, героиня любила отца, так как будто он был персонажем её произведение:

Папу я уважаю. Только по-своему. Я восхищаюсь им. Он одевается как англичанин, он веселый, ведет машину, как чемпион, ворочает состояниями, как будто у него золотые прииски. Нам повезло, Сюзон! Наш отец – герой романа».

Катрин не смогла пережить боль отца, который единственный открыл ей страшную правду: его бизнес провалился, помощник разоряет его кампанию, жена уходит от него, сестра без конца просит деньги:

Он все плакал и сказал: «Как хорошо, как, наверное, спокойно тем, кто умер!..». А глаза его были широко раскрыты, круглые, в слезах, и как будто просили: «Пожалейте! Пожалейте меня!» И тогда я пожалела его.

Послевкусие

Перенести на сцену страх, юмор, отчаяние, жизнь и смерть, соединить их воедино и сделать ключевыми моментами в жизни каждого из героев стало возможно благодаря командной работе сценаристов, режиссёров и актёров. Один из режиссёров – Елена Юрчихина – поделилась своими впечатлениями и комментариями по поводу постановки:

- Как пришла идея именно такой постановки?

- Эта пьеса Робера Тома. Она также была поставлена Tabula Rasa два года назад в 2019 году. Но, к сожалению, из-за карантина прервалась деятельность. И в первый год, когда мы все собрались в очном формате и думали, что поставить, решили это возобновить, освежили сюжет, поменяли концовку, поменяли героев, и вот так получилось.

- Какие трудности были при постановке?

- Приходилось репетировать сначала в маленьких аудиториях. Потом уже, при репетиции в большой, постоянно надо было двигать все парты, столы, а потом возвращать обратно. Это тяжеловато было.

- Вы видели реакцию зала. Она Вас удовлетворила?

- Да, да. Реакция зала удовлетворила, как я поняла, большинство эмоций положительные. Я пока ещё не со всеми пообщалась. Но, надеюсь, что в целом все остались довольны.

Своими впечатлениями поделилась внимательная зрительница Полина Соколова:

- Какой герой и интрига больше всего понравились?

- Трудно выбрать любимого героя, потому что ребята работали на уровне профессионалов. Хочется сказать, что у нас нет профессиональных декораций, ребята непрофессиональные актёры, нет спецэффектов, но то, что в аудитории можно организовать такой спектакль, который будет равен спектаклю в театре Чехова, Пушкина или Горького – это очень классно и что ребята могут реализовывать свои литературные способности, актёрские способности и хочется, чтобы продолжалось дальше.

Своими комментариями про спектакль, трудностями при подготовке поделилась исполнительница главной роли – Арина Дунаева:

- Как ты отнеслась к тому, что твоя героиня убила собственного отца?

- Когда я получала характеристику роли, мне сказали: "Вот твоя героиня, во-первых, маленький ребёнок, во-вторых, у неё немножко проблески сумасшествия появляются в голове. Она растяпа, она не любит причёсываться". Я подумала: «Наверное, какой-то подвох есть». И у нас предыстория, происходит в семье насилие надо мной, это, вероятно, не читалось со сцены. Когда я узнала, мне Никита Журавлёв, один из режиссёров нашего спектакля, сказал: «Вот, в конце ты убила отца». Я подумала: «Прикольно. А то у меня за весь спектакль, дай Бог, 30 реплик. Я была только рада».

- Как вживалась в роль?

- В принципе я сама по себе 15-летний ребёнок всё ещё в душе, и тем более мне 18 лет, я далеко не ушла, немного сумасшествия в поведении мне нравится и дается очень легко. Подросток, обычный подросток.

- Были ли какие-то трудности, когда вы играли, репетировали?

- О, да. Постоянно на репетициях у нас появлялись «затыки» в виде забывания реплик. Ещё мы очень много смеялись. Как только наша бабушка – Настя Цветкова – начинает звенеть бутылками, что-то у неё падает, как она встаёт. Мы все просто ухохатывались со смеху. У нас всё слетало моментально. А так мы всегда хорошо справлялись и, надеялись, что сегодня тоже всё пройдёт гладко.

- Можешь дать спойлер, когда у тебя следующая роль?

- Я хочу сыграть в каком-нибудь романтичном спектакле с любовной линией. Хочу всё-таки уделить внимание внутреннему миру и переживаниям человека, который влюблён. И надеюсь, что вообще в дальнейшем у меня будет спектакль.

Благодарим всех создателей спектакля «ВОСЕМЬ» на Моховой за замирание сердца от сюжета и адреналин от правды.

13.07.2023
"А умирают ли люди?"
Театр Tabula Rasa представил спектакль "Самые обычные вещи"
26.08.2023
Цифровые технологии в школьном образовании
На совместном круглом столе РАО и журфака МГУ обсудили цифровые инструменты в образовании
17.04.2024
Медиапрактики на журфаке
На журфаке МГУ прошла встреча с представителями СМИ
24.05.2023
«Белые воротнички» – газета, а «голубые воротнички» — смартфон»
Журналист Online поговорил с Русланом Новиковым – генеральным директором ИД «Аргументы и Факты»