Большая война на маленькой сцене

Предыдущая статья Следующая статья

Всеволод Шиловский представил премьерную постановку пьесы Алексея Дударева «Не покидай меня»

11 сентября в Театре-студии имени Всеволода Шиловского состоялся премьерный показ постановки пьесы белорусского писателя Алексея Дударева. Режиссером выступил Всеволод Шиловский. Главные роли сыграли Глеб Гузей, Виктория Пархоменко, Евгения Ядрец, Арина Коренец, Юлия Латышева, Александр Гурьянов.

©Владислав Трифонов / Журналист Online

Алексей Дударев известен не только написанием пьес, он также работал над сценариями к фильмам и телесериалам. Среди его работ зритель может узнать «Брестскую крепость» и «Белые росы».

В начале представления режиссер Всеволод Шиловский отметил, что спектакль основан на реальных событиях и рассказывает про простых «девчонок». «Они спасли сотни тысяч жизней. Благодаря им стоит наш театр. Благодаря им течет жизнь нашей страны», - сказал режиссер.

Спектакль играется в камерном зале: небольшая по размеру сцена почти вплотную подходит к зрительным местам. По словам режиссера, такое пространство обладает особенным свойством: «В нем нельзя соврать — все по-старому МХАТУ».

Возможно, из-за этого постановка Всеволода Шиловского отличается детальной проработкой сценического пространства: на кулисах висят газеты, издававшиеся в годы войны, со стен свисает маскировочная сетка, а старая помещичья усадьба, где происходит действие, облеплена потрепанными обоями. Все эти детали подчеркивают глубокий историзм происходящего и погружают зрителя в реальные события войны.

Действия пьесы происходят в 1944 году в преддверии наступательной операции Багратион. В распоряжении «матерого волка разведки» - капитана Михасева - поступают  четыре разведчицы, которых в короткий срок необходимо подготовить к диверсионной операции.

© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online
© Владислав Трифонов / Журналист Online

Девушки мечтают о маленьких радостях мирной жизни. Их беспечность отсылает зрителя ко многим популярным картинам советского кинематографа и даже то, что молодых разведчиц офицер называет «девчата», напоминает об одноименном фильме 1961 года. Случайные отсылки всплывают и на уровне отношений беспечных девушек с капитаном Михасевым: главная сюжетная линия спектакля похожа на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Работая с классическими для советской культуры сюжетами, режиссер деконструирует их - вставляет типизированных героинь в военный контекст. В результате даже беспечные танцы во время подготовки к диверсионной операции становятся травмирующим испытанием для одной из девушек. Капитану Михасеву приходится работать с каждой из разведчиц, чтобы те не только смогли выполнить поставленные задачи, но и остаться людьми.

«Не покидай меня» - строчка из баллады, сочиненной одной из участниц диверсионной вылазки. Эти три слова откликаются во всех двух действиях пьесы. В конце произведения герои стоят у реки, по которой проходит линия фронта. Они смотрят за зрителей и готовятся выполнить то самое секретное задание, на которое их отправили в начале. Наверное, каждый из героев думает о том, что может не вернуться. И фраза «Не покидай меня» тяжелым грузом всплывает в памяти не только у Михасева или его подчиненных, но и у всех зрителей в зале.

13.07.2023
"Вечный зов, брошенный человеку"
В кинотеатре "Иллюзион" состоялся показ фильма "Солярис"
12.07.2021
Романтический «Gesamtkunstwerk»
Корреспондент «Журналиста Online» побывал на выставке «Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии» в Третьяковке
08.11.2021
Лабиринты памяти
Выставка работ немецкого фотографа Томаса Деманда в Музее «Garage»
17.12.2023
Создаём контент вместе с Минобром
На журфаке МГУ прошло открытие региональной площадки студенческого Медиацентра Минобрнауки