Десятилетия комикс являлся частью только массовой культуры. Сегодня же методики этого лёгкого жанра используются повсюду: от СМИ и пиара до большой политики. О том, как комикс изменил окружающую действительность, на лекции «Как комиксы управляют миром и почему мы этого не замечаем?», рассказал шеф-редактор проекта Лаба.Медиа, экс-заместитель главного редактора «Газеты.Ru» Игорь Крючков.
«Комикс – это набор механик, которые можно использовать в любой сфере жизни, особенно в медиа», – отмечает лектор. По мнению Крючкова, радикальный переворот в истории этого жанра начался с работ Сатоси Кона и его произведения «Опус». Герои манги понимают, что находятся внутри книги и начинают путешествовать по страницам собственной истории. Листы комикса испещрены трещинами, и читателя преследует ощущение раскалывающейся реальности. «Трещины, которые идут от комиксов, видны в любой сфере нашей жизни, – замечает эксперт. – Мы все живём в калейдоскопе образов, в атмосфере безумия и вечно распадающегося мира, чем удачно пользуются создатели медиаконтента. Комикс является следующим шагом к развитию визуального искусства».
Затем мы углубляемся в историю комиксов. Ещё в 20-е годы это были просто смешные истории о жизни американцев, но десятилетием позже в США наступает эра власти мафиози, именно тогда в комиксах появляется антигерой и противоборствующая ему сила. Рождение Супермена и вселенной DC прошло под лозунгом: «Если за тобой правда, то за тобой и сила», но немногим позже появляется Бэтмен, который показывает мощь капитала, ведь он может приобрести любое оборудование и перевернуть ситуацию так, как ему захочется, и Человек-паук, который не хотел становиться супергероем и свои способности получил случайно. «Герои комикса стали более сложными с точки зрения психологии, комикс показывает обратную сторону супегеройства, близость человека со сверхспособностями к обычным людям», – отмечает Крючков.
«Сегодня СМИ используют обратную методику: героев из нашей жизни необходимо превратить в супергероев. У журналиста есть всего три секунды, чтобы заинтересовать читателя с помощью заголовочного комплекса и лида, – нужна зацепка, которая заставит читать статью дальше, поэтому в её начале помещают яркий эпизод, происшествие, в котором действуют персонажи. СМИ близки комиксам тем, что прежде всего публикуют истории о людях, – рассказывает лектор. – Всё чаще используются архетипы и древние сюжеты, например, конфликт подростка-бунтаря и строгой матери, любовь молодых людей, принадлежащих к разным социальным слоям». Крючков также обращает внимание на то, что статья выстраивается так же, как и комикс, то есть дробно: «Современный человек просто не может читать длинный текст! Поэтому информационный поток приходится разбавлять картинками, видеофайлами – словом, чем угодно, лишь бы удержать внимание читателя».