Эволюция поп-культуры

Предыдущая статья Следующая статья

Медиаисследователь Дарьяна Бабына рассказала о влиянии и развитии поп-культуры

Аспирант и сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Дарьяна Бабына прочитала 4 июля лекцию «Поп-культура и медиа: как они влияют на нас и друг на друга». Мероприятие было освещено закатным солнцем: оно прошло на крыше павильона “Рабочий и колхозница” на ВДНХ. Выступление прошло в рамках проекта “Детские медиапонедельники на ВДНХ”. 

©Карине Григорян / Журналист Online

Дарьяна Александровна начала лекцию с рассказа о том, как первоначально зародилась массовая культура. Ее появлению способствовал пролетарский класс. Она была создана, чтобы влиять на простых людей и мотивировать к работе. Позднее, как отмечает Дарьяна Бабына, была создана контркультура в противовес массовой: в нее входят, например, рок, хип-хоп. А лучшие произведения контркультуры, становясь массовыми, стали образовывать поп-культуру. Она дешевле и проще элитарной, но несмотря на это несет в себе глубокий смысл. 

Вскоре поп-культура получает “свой завод” – Голливуд, а главным поп-культурным символом становится Микки Маус. Герой близок, понятен и интересен многим. Он предстает храбрым солдатом, что очень важно во времена Второй мировой войны, у него есть девочка Мини, которая привлекает женскую аудиторию. Микки Маус прост в плане рисования, что способствует легкому тиражированию. Позднее, как рассказывала Дарьяна Бабына, появляются принцессы, супергерои. Каждый человек мог найти в поп-культурных героях что-то близкое своей натуре. Опираясь на любимого героя, можно было даже судить о чертах характера человека. 

Любая страна, имеющая свою контркультуру, имеет своё место в поп-культуре
Дарьяна Бабына

Чебурашка из мультфильма на самом деле был героем для потерянного неуверенного в себе ребенка. Но страна полюбила его настолько, что в 2014 году он даже стал символом олимпиады. А первый советский поп-арт олицетворяет мульфильм “Ну, погоди!”, где волк отражает простого рабочего человека, который постоянно смотрит телевизор. Мультфильм включает в себя актуальный саундтрек, черты национальной культуры и даже политическую сатиру. Новая Россия продолжила создавать множество поп-культурных проектов и каждый из них имел свои особенности. 

Дарьяна завершила выступление рассказом о поп-культурных проектах современности. В последнее время мировая поп-культура начала процесс слияния с элитарной: например, Beyonce и Jay Z сняли свой знаменитый клип в музее Лувр в Париже. 

Более того, поп-культурные герои нового времени — это те, кто себя такими объявил. Например, Мэрилин Монро не объявляла себя поп-культурой, а Ким Кардашьян, надев ее платье, тем самым объявила. По словам Дарьяны, эти герои близки и говорят о понятных каждому вещах. Они имеют узнаваемый образ, являются плодом смешения культур и в новом времени они не побоялись заявить о себе. 

После окончания лекции Дарьяна Бабына ответила на наши вопросы.

– С чем связан выбор темы лекции?

–  На мой взгляд, тема поп-культуры – это логичное продолжение прошлогодней лекции, которая прошла довольно успешно и была посвящена истории компании “Дисней”. Захотелось посмотреть дальше, глубже.  Это совпало с большим интересом к celebrity studies как направлению в исследовании, к изучению феномена публичной личности. Очень захотелось с этим ознакомиться, а впоследствии рассказать об этом: в первую очередь о методах, то есть о том, как люди заявляли о себе как о поп-культурных феноменах. 

– Какой ваш любимый поп-культурный герой или проект?

– У меня профдеформация, я не могу выбрать что-то одно. И не могу назвать что-то любимым более или менее. Но я могу сказать, что слежу за тем, что и как сделано, и мне действительно очень нравится, как сделали себя как поп-культурные проекты Beyonce и Jay Z, как построил Jay Z свою бизнес-империю. И мне на самом деле очень нравится, что поп-культурный образ в том числе и нечто элитарное. 

– То есть вы хорошо относитесь к слиянию поп-культуры и элитарной?

– Да. Мы видели возвышение хип-хопа, рок музыки, которые пришли из контркультуры, мы видели, как становились поп-культурными национальные черты, например, Lana Del Rey, которая смогла спеть “Red, white, blue is in the sky” о своем флаге, так, что об этом пел весь мир. Хотя вообще-то у нас бело-сине-красный флаг тоже. Мне интересно, насколько может развиться поп-культура как продолжение элитарной. 

05.07.2023
Будущее онлайн-кинотеатров в России
4 июля в кластере "Ломоносов" состоялась панельная дискуссия о будущем российских онлайн-кинотеатров
15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ
03.05.2023
Великая Победа в рассказах студентов-журналистов
Спецпроект «Журналиста Online» к 78-летию со Дня Победы
20.08.2023
А впереди космос, таланты и открытия!
1 сентября МГУ имени М. В. Ломоносова вновь открыл свои двери для студентов