Аспирант и сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Дарьяна Бабына прочитала 4 июля лекцию «Поп-культура и медиа: как они влияют на нас и друг на друга». Мероприятие было освещено закатным солнцем: оно прошло на крыше павильона “Рабочий и колхозница” на ВДНХ. Выступление прошло в рамках проекта “Детские медиапонедельники на ВДНХ”.
Дарьяна Александровна начала лекцию с рассказа о том, как первоначально зародилась массовая культура. Ее появлению способствовал пролетарский класс. Она была создана, чтобы влиять на простых людей и мотивировать к работе. Позднее, как отмечает Дарьяна Бабына, была создана контркультура в противовес массовой: в нее входят, например, рок, хип-хоп. А лучшие произведения контркультуры, становясь массовыми, стали образовывать поп-культуру. Она дешевле и проще элитарной, но несмотря на это несет в себе глубокий смысл.
Вскоре поп-культура получает “свой завод” – Голливуд, а главным поп-культурным символом становится Микки Маус. Герой близок, понятен и интересен многим. Он предстает храбрым солдатом, что очень важно во времена Второй мировой войны, у него есть девочка Мини, которая привлекает женскую аудиторию. Микки Маус прост в плане рисования, что способствует легкому тиражированию. Позднее, как рассказывала Дарьяна Бабына, появляются принцессы, супергерои. Каждый человек мог найти в поп-культурных героях что-то близкое своей натуре. Опираясь на любимого героя, можно было даже судить о чертах характера человека.
Чебурашка из мультфильма на самом деле был героем для потерянного неуверенного в себе ребенка. Но страна полюбила его настолько, что в 2014 году он даже стал символом олимпиады. А первый советский поп-арт олицетворяет мульфильм “Ну, погоди!”, где волк отражает простого рабочего человека, который постоянно смотрит телевизор. Мультфильм включает в себя актуальный саундтрек, черты национальной культуры и даже политическую сатиру. Новая Россия продолжила создавать множество поп-культурных проектов и каждый из них имел свои особенности.
Дарьяна завершила выступление рассказом о поп-культурных проектах современности. В последнее время мировая поп-культура начала процесс слияния с элитарной: например, Beyonce и Jay Z сняли свой знаменитый клип в музее Лувр в Париже.
Более того, поп-культурные герои нового времени — это те, кто себя такими объявил. Например, Мэрилин Монро не объявляла себя поп-культурой, а Ким Кардашьян, надев ее платье, тем самым объявила. По словам Дарьяны, эти герои близки и говорят о понятных каждому вещах. Они имеют узнаваемый образ, являются плодом смешения культур и в новом времени они не побоялись заявить о себе.
После окончания лекции Дарьяна Бабына ответила на наши вопросы.
– С чем связан выбор темы лекции?
– На мой взгляд, тема поп-культуры – это логичное продолжение прошлогодней лекции, которая прошла довольно успешно и была посвящена истории компании “Дисней”. Захотелось посмотреть дальше, глубже. Это совпало с большим интересом к celebrity studies как направлению в исследовании, к изучению феномена публичной личности. Очень захотелось с этим ознакомиться, а впоследствии рассказать об этом: в первую очередь о методах, то есть о том, как люди заявляли о себе как о поп-культурных феноменах.
– Какой ваш любимый поп-культурный герой или проект?
– У меня профдеформация, я не могу выбрать что-то одно. И не могу назвать что-то любимым более или менее. Но я могу сказать, что слежу за тем, что и как сделано, и мне действительно очень нравится, как сделали себя как поп-культурные проекты Beyonce и Jay Z, как построил Jay Z свою бизнес-империю. И мне на самом деле очень нравится, что поп-культурный образ в том числе и нечто элитарное.
– То есть вы хорошо относитесь к слиянию поп-культуры и элитарной?
– Да. Мы видели возвышение хип-хопа, рок музыки, которые пришли из контркультуры, мы видели, как становились поп-культурными национальные черты, например, Lana Del Rey, которая смогла спеть “Red, white, blue is in the sky” о своем флаге, так, что об этом пел весь мир. Хотя вообще-то у нас бело-сине-красный флаг тоже. Мне интересно, насколько может развиться поп-культура как продолжение элитарной.