Это – российское кино!

Предыдущая статья Следующая статья

В Москве прошел Первый молодежный киномузыкальный фестиваль KINOREX

Лучшие из киноработ были показаны в концертном зале «Известия Hall». В рамках конкурсной программы свои таланты продемонстрировали начинающие режиссеры и композиторы, объединившиеся для создания короткометражных фильмов.

©Алина Орлова / Журналист Online

Помните любимые песни из советских фильмов? Про белых медведей, вращающих землю, про остров невезения и миг «между прошлым и будущим»? А музыку к кинокартинам «Мой ласковый и нежный зверь», «Барышня-крестьянка», «Старики-разбойники»..? Почему не пишут такого сопровождения к современному кино, и почему фильмы тоже стали совсем другими?

Cовременное отечественное кино, в том числе и авторское, часто вызывает много критики и спорных обсуждений. Кто-то может считать, что оно слишком несерьезно и редко когда затрагивает общественно-значимые проблемы. Другим не нравится сценарий, а третьим музыкальное сопровождение. Однако фестиваль KINOREX развеивает все сомнения относительно настоящего качественного, в данном случае пока что короткометражного, кино, у которого есть будущее.

«Фестиваль KINOREX – это не просто какой-то концерт или кинопоказ. Нет, в первую очередь фестиваль KINOREX – это площадка для знакомства, совместной работы, совместного творчества молодых талантов, наших дорогих режиссеров и композиторов» - говорит на церемонии открытия одна из создателей мероприятия, студентка 2-го курса РАМ имени Гнесиных Елизавета Фирулик. Вместе с однокурсником Никитой Брусиным они защитили проект фестиваля на «Тавриде-2020» и теперь воплотили его в жизнь.

© Алина Орлова / Журналист Online
© Алина Орлова / Журналист Online
© Алина Орлова / Журналист Online
© Алина Орлова / Журналист Online

KINOREX начался задолго до апреля. С ноября по февраль велся онлайн-отбор, по результатам которого 18 лучших короткометражных фильмов были размещены на площадке с тендерной системой в ожидании своих композиторов. К понравившимся одному или нескольким фильмам композиторы писали саундтреки, а затем режиссеры выбирали «своего» музыкального автора, исходя из полученных материалов. Так формировались команды. Помимо этого, к каждому творческому дуэту путем жеребьевки прикреплялись журналисты. Дальше они должны были представить своему наставнику (в этом году это был секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный) и жюри лонгриды о своей команде, её фильме и музыке, а затем ролик с самого фестиваля.

Фестиваль, как положено, начинается открытием, которое состоялось 11 апреля. На сцене Большого Зала РАМ имени Гнесиных свои вступительные слова и пожелания удачи участникам сказали члены комиссии жюри, а симфонический оркестр и академический хор исполнил кантату Сергея Прокофьева. Это символично, ведь в основе музыкального текста лежит композиция к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», созвучная ему по названию. К тому же, в этом году празднуется 800-летний юбилей со дня рождения великого князя и полководца.

Творческие дуэты представляют свои работы жюри в первом туре, и заслуженные режиссеры, актеры, продюсеры и композиторы отбирают 13 апреля семь лучших из них. Также с 12 по 16 апреля наставники дают мастер-классы для всех конкурсантов. Например, в первый день обучающих лекций, в музыкальной гостиной дома Шуваловой Роман Серебряный обсудил с участниками десять трендов журналистского медиапространства. А в другие дни Александрас Шимелис, Илья Духовный, Борис Токарев и другие председатели жюри, ведущие мастер-классов поделились со слушателями секретами композиторского, продюсерского и режиссерского мастерства.

17 апреля в концертном зале "Известия Hall" на церемонии закрытия фестиваля определяются победители и подводятся итоги. Лучшие шесть работ, отобранные в первом туре, были показаны на большом экране, часть из них под живое музыкальное сопровождение симфонического оркестра. Больше всего жюри приглянулись трогательная история «Эхо в облаках» об отце и сыне, которые выбрали для себя нелегкую профессию летчика; рассказ о жителях коммуналки, которые внезапно получили «Письмо счастья» о расселении; анимационный остросюжетный «боевик» о том, как Сева убивал коронавирус; фильм «Ra66it» о подноготной хакерских махинаций; «Дом без дверей», напомнивший короткометражную сагу о ценности жизни; картина «Проводник» - своего рода физика человеческих чувств; и анимационный фильм «Sandman» - коротко и ясно о любви. Посовещавшись, команда жюри огласила победителей и призеров фестиваля.

©Алина Орлова / Журналист Online

В номинации «Лучшая командная работа» за лучший фильм и музыкальное сопровождение к нему:
1 место занял фильм «Эхо в облаках», режиссер Надя Шибалова, композитор Никита Ямов.
2 место – работа «Sandman», режиссер Настасья Николаева, композитор Ярослав Глушаков.
3 место – «Дом без дверей», режиссер Максим Гаглоев, композитор Артем Ромоданов.

Премию от «Газпромбанка» «Лучшее создается вместе» также взял фильм «Эхо в облаках», а «Приз зрительских симпатий» забрал фильм «Солдатик», не выдвинутый жюри в финал (режиссер Влад Арсланбеков, композитор Дмитрий Ивашинин).

В номинации для журналистов «Лучший лонгрид»:
1 место заняла Яна Тимошенко из команды фильма «Пока ты человек» (не вошел в финал).
2 место – Анна Суворина и Юлия Цветкова (фильм «3 дня»).
3 место – Влад Лазарев, Наталья Ткацкая и Виктория Биятова из команды фильма «Ra66it».

Также специальную премию радиостанции «Орфей» получила работа «Проводник», режиссер Иван Лустин, композитор Анастасия Зубаровская, а вот призеры номинации «Лучший ролик о фестивале» пока не определились – их мы узнаем чуть позже. 

Вот что сказал на закрытии один из наставников, председатель жюри, композитор эстрады и кино Илья Духовный:
«Полтора года назад мне позвонил Юрий Васильевич [Ю.В. Мацюк – председатель жюри, лауреат государственной премии, лауреат международных кинофестивалей, академик киноакадемии «Ника» - прим. автора] и сказал: «К тебе едут молодые ребята, но ты не пугайся, они все объяснят, все расскажут». На следующий день мы сидели в кафе «Шоколадница», а напротив меня сидели Никита и Лиза, рассказывали о будущем фестивале. Ну я про себя подумал: «Появятся или не появятся, интересно. Как обычно у молодых бывает, одноразовая акция это. Но они появились. Потом в течение полутора лет Никита вырастал как черт из табакерки передо мной со словами «список», «Таврида», «сайт», «фестиваль»... и пропадал опять. Потом опять выскакивал. Я пытался соответствовать его молодому напору и вот произошло то, что сегодня заканчивается, и то, что так здорово прошло – наш фестиваль. Который уникален не только образовательным контентом – мы давали мастер-классы участникам – но и то, что мы соединяли композитора и режиссера – это редкая в кино функция. Обычно они друг друга найти не могут. Все очень довольны были».

Также Илья Рувимович обратился к участникам, не прошедшим в финал: «Теперь про участников. В начале всем, кто не прошел в призы и даже в сегодняшний финал – не буду говорить словами жюри шоу «Голос», что вы такие прекрасные и замечательные, у вас большое будущее, мы вас просто не заметили. Мы всех заметили, но каждый фестиваль – это всего лишь угол зрения, и то, что на этом фестивале вам не дали призы, это не значит, что на следующем фестивале вы не будете в лидерах».

Действительно, у каждого, кто принял участие в KINOREX, даже просто отправил свои заявки еще в онлайн-отбор, уже состоялся замечательный старт, и работа каждого найдет своего зрителя и поклонника, только возможно, чуть позже. Главное, что показал этот киномузыкальный фестиваль – это огромное количество молодых талантов в этой области, за которыми, безусловно, стоит будущее российского кинематографа. У нас любят ругать современное кино, а зря. Ему просто надо дать дорогу и поддержать проекты вроде тех, что были представлены в этом году на KINOREX.

«Молодцы, жюри! Молодцы, режиссеры! Молодцы, композиторы! Потому что вы видите, каждый номер – это потрясающая человеческая вещь, – подводит итог Андрей Батурин, член оргкомитета, композитор, мультиинструменталист и продюсер. – И когда нам говорят, что сейчас современное искусство, композиторы пишут какую-то современную там музыку, которая какая-то такая сякая… Вот здесь обыкновенные человеческие чувства, которые понимает каждый сидящий в этом зале, независимо от возраста».

13.07.2021
Кругосветка по-русски
Алина Салахетдинова – о том, как путешествовать много, красиво и бюджетно
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
13.11.2020
Нефть, карикатуры и лондонская подземка
Корреспондент «Журналиста Online» успел побывать на выставке, посвящённой английскому постеру конца 19-начала 20 века
22.04.2023
"Вновь приеду в МГУ"
Иногородние студенты-участники о научной конференции "Ломоносов" на журфаке МГУ