9 октября в рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ состоялась лекция «Цифровая среда vs Личность: что мы на самом деле теряем, сидя в телефоне?». «Журналист Online» выяснил, в каких случаях гаджеты затормаживают детское развитие, а также как противостоять личностной деградации в эпоху современных технологий.
Александр Николаевич Веракса, российский психолог, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, заместитель директора психологического института РАО, академик РАО, рассказал, что такое личность и почему важно ей стать.
Существует два ответа. Первый: любой человек является личностью практически с того момента, когда вы узнали, что он появится на свет. Второй: личностью нужно стать, личность должна быть принята в социальное окружение.
По мнению психолога, чтобы это произошло, человеку нужно «интегрироваться в культуру», то есть хорошо освоить нормы поведения в различных ситуациях. Если человек не научится этому, то будет не приспособлен к общественной жизни и станет изгоем. В качестве подтверждения академик привел два примера: случай Каспара Хаузера в XIX веке (найденыш, который практически не умел говорить и ходить, хотя был достаточно взрослым, предполагаемый наследник баденского престола - прим.авт.) и случай Амалы и Камалы в начале XX века, индийских детей, воспитанных волчьей стаей.
Чтобы стать личностью, необходимо также и эмоциональное развитие. Стихийно эти навыки развить невозможно, - подчеркивает Александр Веракса, - это происходит только через взаимодействие: сначала со взрослыми, затем со сверстниками. Человек должен уметь управлять эмоциями и «преодолевать биологического начало, трансформируя его в культурное». Психолог отмечает, что «для нормального человека характерно умение управлять своим поведением, умение подчинять свое поведение заданным правилам и целям, это называется саморегуляция». Он также выделяет три основных компонента саморегуляции: рабочую память, сдерживающий контроль и когнитивную гибкость.
Однако психологи столкнулись с проблемой: чрезмерное использование гаджетов не позволяет детям развивать саморегуляцию во всей полноте.
- Существует огромное количество исследований (в том числе исследования МГУ) по всей стране, подтверждающих влияние цифровизации на саморегуляцию, - сообщил академик. - Особенно это отражается на дошкольниках, их возраст наиболее пластичный.
Александр Веракса поделился результатами таких исследований. Согласно полученным данным, у детей, которые смотрят много видеоконтента, словарный запас становится беднее. Также у ребят, постоянно играющих в видеоигры, возникают трудности с образным мышлением. Они не способны создавать сложные оригинальные образы, которые, как правило, недостаточно проработаны и продуманы, - отмечает психолог.
Также Александр Веракса рекомендует родителям знакомить ребенка с гаджетом постепенно, не давать пользоваться устройством в одиночку, не оставлять малыша перед экранам более чем на час. В противном случае у детей «ухудшается способность понимать эмоции» и «возрастает степень сопротивления при завершении общения с электронным устройством».
Однако не все потеряно, саморегуляцию можно развивать разными способами. Психолог считает, что этому способствуют командные и конкурентные виды спорта, фитнес, настольные, сюжетно-ролевые игры, посещение театральной студии и живое общение.
Корреспондент «Журналист Online» также поинтересовался, к каким последствиям может привести полный отказ ребенка от использования гаджетов.
- Это называется «покажите мне этих детей!», - улыбается Александр Николаевич. - К сожалению, таких детей просто нет. Если совсем исключить использование гаджетов, то это будет очень искусственно и странно, это как исключить электричество. Но проблема же не в том, что технологии это плохо, а в том, что мы не всегда контролируем то, что можем делать при помощи этих технологий.