"Курьер" на журфаке

Предыдущая статья Следующая статья

Зачем поджигать собственную квартиру и как мечтать о высоком, когда у твоего друга нет пальто?

17 марта на факультете журналистики состоялся показ фильма «Курьер». Это первый кинопоказ в весеннем сезоне, который называется «История нашей юности». Обзор на фильм представил Игорь Юрьевич Говряков.

©Изображение от Freepik

Игорь Юрьевич Говряков, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, посмотрел вместе со студентами фильм «Курьер», снятый Кареном Шахназаровым в 1986 году по одноименной повести, и поделился своими впечатлениями.

«Я не кинокритик и не киновед, - признается Игорь Юрьевич, - но у меня к самому фильму и эпохе очень много вопросов. Все перестроечное кино - довольно унылая штука. Советская киноиндустрия 85-90х годов выдает странные вещи. "Курьер", пожалуй, жемчужина, которую действительно стоит пересматривать».

Игорь Юрьевич считает, что жанр фильма - трагикомедия: «Этот фильм о том, что в определенных местах есть маленькие ячейки для определенных людей, а для других людей таких ячеек нет и не предвидится. И скорее всего все закончится плохо».

Хотя в фильме есть и смешные моменты. Главный герой Иван не сдает экзамен по истории, когда поступает в университет, но на собеседовании в журнал «Вопросы познания» о себе он отвечает так: «Я родился в провинции Лангердольф в 1668 году, мой отец был ранен копьем при осаде, прошу зачислить меня в роту черных гравдейцев его величества. Я пошутить хотел». Уже в этом выражается противоречивость характера героя.

Также обозреватель подчеркивает, что нельзя говорить о фильме в отрыве от литературной основы: «У Карена Шахназарова, помимо того, что он замечательный режиссер, есть еще много талантов, один из них - талант литературный. В его повести раскрывается несколько подробностей, которых нет в фильме, и это сны». В фильме все же есть два коротких эпизода снов, но мы даже не воспринимаем их как сны. Это момент, когда главный герой гуляет по карьеру и видит неких африканцев с копьями и где он заходит в старое гнилое болотное здание с бюстом, отдаленно напоминающим его отца. «В книжке снов гораздо больше, - говорит Игорь Юрьевич, - и в этих снах герой становится гладиатором, первооткрывателем, мореплавателем. В каждом из снов он совершает какие-то подвиги. Вспомните советского человека 40-70-х годов, он был с детства заточен на подвиг, на разрыв, он должен был быть активным и желать чего-то высокого: погибать, созидать, уехать в Сибирь и прокладывать железную дорогу, строить новые города, воевать с кем-нибудь, ненавидеть».

А вот 70-е годы, которые в фильме и показаны, - период застоя. За это десятилетие советский человек превращается в обычного человека общества потребления. Это Шахназаров и показывает.

Еще одна проблема, которая отражается в фильме, - одиночество.

Игорь Говряков настаивает, что главный герой одинок даже среди своих сверстников: «Тусовка в баре друзей Ивана и тусовка Кати ярко противопоставлены друг другу. Это два совершенно разных мира, в котором абсолютно однорукие люди. Вы можете кого-нибудь из них вспомнить? Вроде как они будущее страны, но чем они занимаются? Анекдоты про обезьяну и тому подобное. Те дети, которые сидят в баре и танцуют брейк-данс, и те дети, которые смотрят на кассетах карате и обсуждают, какая мода сейчас в Париже, фактически люди одного поколения. И ни у тех, ни у других нет ни мечты, ни цели».

Однако Иван даже не пытается что-то изменить. Игорь Юрьевич считает, что мальчик только кажется борцом за свои ценности, на самом деле он тоже ни о чем не мечтает. «Две жирные точки, которые делает Иван: пытается сжечь квартиру под песню «Родительский дом - начало начал» и вгоняет копье в шкаф (то есть он разрушает). У него нет выхода: он не знает, чем хочет заниматься, у него нет ни цели, ни желания. Но за него знает страна. В конце фильма Ваня видит себя в будущем: он, как воин, возвращается с войны с  обожженным лицом».

Наиболее значимой сценой становится кульминация, когда Ваня отдает своему другу пальто, чтобы тот мечтал о высоком, а не об обычных вещах. «На мой взгляд, это еще одна яркая деталь, которая очень хорошо выражает дух фильма», - заключает Говряков.

13.03.2024
"Не хватает только красок в жизни"
Незрячая студентка Регина Парпиева об учёбе на журфаке МГУ, жизни за его пределами и о том, как "не видеть препятствий"
18.01.2022
Здравствуй, последний герой
В московском Манеже открылась выставка, посвящённая Виктору Цою
30.03.2023
Когда слов уже недостаточно
Особенности современного общения представлены на выставке в галерее "Краснохолмская"
09.07.2022
Эволюция поп-культуры
Медиаисследователь Дарьяна Бабына  рассказала о влиянии и развитии поп-культуры