17 марта на факультете журналистики состоялся показ фильма «Курьер». Это первый кинопоказ в весеннем сезоне, который называется «История нашей юности». Обзор на фильм представил Игорь Юрьевич Говряков.
Игорь Юрьевич Говряков, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, посмотрел вместе со студентами фильм «Курьер», снятый Кареном Шахназаровым в 1986 году по одноименной повести, и поделился своими впечатлениями.
«Я не кинокритик и не киновед, - признается Игорь Юрьевич, - но у меня к самому фильму и эпохе очень много вопросов. Все перестроечное кино - довольно унылая штука. Советская киноиндустрия 85-90х годов выдает странные вещи. "Курьер", пожалуй, жемчужина, которую действительно стоит пересматривать».
Игорь Юрьевич считает, что жанр фильма - трагикомедия: «Этот фильм о том, что в определенных местах есть маленькие ячейки для определенных людей, а для других людей таких ячеек нет и не предвидится. И скорее всего все закончится плохо».
Хотя в фильме есть и смешные моменты. Главный герой Иван не сдает экзамен по истории, когда поступает в университет, но на собеседовании в журнал «Вопросы познания» о себе он отвечает так: «Я родился в провинции Лангердольф в 1668 году, мой отец был ранен копьем при осаде, прошу зачислить меня в роту черных гравдейцев его величества. Я пошутить хотел». Уже в этом выражается противоречивость характера героя.
Также обозреватель подчеркивает, что нельзя говорить о фильме в отрыве от литературной основы: «У Карена Шахназарова, помимо того, что он замечательный режиссер, есть еще много талантов, один из них - талант литературный. В его повести раскрывается несколько подробностей, которых нет в фильме, и это сны». В фильме все же есть два коротких эпизода снов, но мы даже не воспринимаем их как сны. Это момент, когда главный герой гуляет по карьеру и видит неких африканцев с копьями и где он заходит в старое гнилое болотное здание с бюстом, отдаленно напоминающим его отца. «В книжке снов гораздо больше, - говорит Игорь Юрьевич, - и в этих снах герой становится гладиатором, первооткрывателем, мореплавателем. В каждом из снов он совершает какие-то подвиги. Вспомните советского человека 40-70-х годов, он был с детства заточен на подвиг, на разрыв, он должен был быть активным и желать чего-то высокого: погибать, созидать, уехать в Сибирь и прокладывать железную дорогу, строить новые города, воевать с кем-нибудь, ненавидеть».
А вот 70-е годы, которые в фильме и показаны, - период застоя. За это десятилетие советский человек превращается в обычного человека общества потребления. Это Шахназаров и показывает.
Еще одна проблема, которая отражается в фильме, - одиночество.
Игорь Говряков настаивает, что главный герой одинок даже среди своих сверстников: «Тусовка в баре друзей Ивана и тусовка Кати ярко противопоставлены друг другу. Это два совершенно разных мира, в котором абсолютно однорукие люди. Вы можете кого-нибудь из них вспомнить? Вроде как они будущее страны, но чем они занимаются? Анекдоты про обезьяну и тому подобное. Те дети, которые сидят в баре и танцуют брейк-данс, и те дети, которые смотрят на кассетах карате и обсуждают, какая мода сейчас в Париже, фактически люди одного поколения. И ни у тех, ни у других нет ни мечты, ни цели».
Однако Иван даже не пытается что-то изменить. Игорь Юрьевич считает, что мальчик только кажется борцом за свои ценности, на самом деле он тоже ни о чем не мечтает. «Две жирные точки, которые делает Иван: пытается сжечь квартиру под песню «Родительский дом - начало начал» и вгоняет копье в шкаф (то есть он разрушает). У него нет выхода: он не знает, чем хочет заниматься, у него нет ни цели, ни желания. Но за него знает страна. В конце фильма Ваня видит себя в будущем: он, как воин, возвращается с войны с обожженным лицом».
Наиболее значимой сценой становится кульминация, когда Ваня отдает своему другу пальто, чтобы тот мечтал о высоком, а не об обычных вещах. «На мой взгляд, это еще одна яркая деталь, которая очень хорошо выражает дух фильма», - заключает Говряков.