8 октября доцент кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат педагогических наук Виктория Александровна Фадеева выступила с лекцией «Вызовы цифровизации лингвистического образования в вузе». Лектор рассказала о влиянии информатизации и цифровизации на общество и образование в частности, о положительных и отрицательных сторонах этих процессов.
Виктория Александровна отметила, что информатизация и цифровизация касаются всех сфер жизни. Эти процессы взаимодействуют и протекают с большой скоростью. На пересечении виртуальности и реальности возникает «третий мир», где главенствуют цифровые и информационные технологии.
Лектор рассказала, что информатизация началась в 70-е годы XX века с появлением компьютерных сетей. Данные теперь могут распространяться быстро и на большие расстояния. Человек выступает одновременно и создателем, и потребителем информации. Профессии, предполагающие умственный труд, набирают популярность. «Мы одновременно переходим и к информационному, и к цифровому обществу, и к обществу знаний», — отметила Виктория Александровна.
Доцент поговорила с аудиторией о дистанционных образовательных технологиях — опосредованном взаимодействии педагога и учащегося. Более широкое понятие — электронное обучение. Оно связано с внедрением технических средств и ресурсов в образовательный процесс.
Важной частью лекции стало обсуждение преимуществ и недостатков цифровизации. Среди плюсов — универсальность и глобальность процесса, возможность по-новому организовать обучение и учесть индивидуальные особенности студента. Виктория Александровна отметила: «Технологии изменяют в корне представление о том, как мы должны мыслить». Появление новых коммуникаций, визуализация, добавление игровых элементов в обучение также находятся в числе преимуществ цифровизации.
Однако при использовании технологий «важно видеть золотую середину», не забывать о человеческом факторе. Характер социальных коммуникаций меняется. Человек становится эгоистичным и начинает потребительски относиться к миру. Лектор сказала, что важно сохранять эффект социального присутствия: «Несмотря на все блага, которые несет цифровизация, мы все-таки должны оставаться людьми».
Из-за большого количества готовой информации образовательный процесс упрощается: «Мы перестаем понимать, как нужно учиться». Человек теряет установку на собственный труд и не может выбрать индивидуальную траекторию. Обучающийся нуждается в поддержке преподавателя: «Если мы можем осознать и сформулировать наши образовательные запросы, то это еще не значит, что мы можем их реализовать самостоятельно».
Лектор рассказала о перспективах в сфере образования. Перед нами все ещё стоят такие задачи, как компьютеризация, получение доступа к открытым образовательным ресурсам, развитие современных компетенций у педагогов и обучающихся. Кроме того, важно стремиться к сокращению цифрового разрыва между поколениями.
Виктория Александровна считает, что цифровые технологии нужно дозировано использовать при обучении. «Мы все люди цифрового мира» и иногда можем не успевать за его развитием. «Но это не значит, что мы должны сложить руки. Мы должны помогать педагогам, а они будут помогать нам, и только в таком взаимодействии мы сможем стать профессионалами XXI века», - заключила лектор.