Нефть, карикатуры и лондонская подземка

Предыдущая статья Следующая статья

Корреспондент «Журналиста Online» успел побывать на выставке, посвящённой английскому постеру конца 19-начала 20 века

20 октября в филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина – галерее искусств стран Европы и Америки – открылась временная экспозиция, представившая на обозрение московской публики более 150 рекламных постеров из собрания музея. Пушкинский обладает одной из крупнейших в мире коллекций прикладной графики, позволяющей ознакомиться с кульминационным периодом развития художественной рекламы – рубежом 19 и 20 веков. Эта выставка рассказывает о таком необычном и уникальном явлении, как британский коммерческий постер.

©Вероника Еременко / Журналист Online

Когда в любом из филиалов ГМИИ открывается какая-то временная экспозиция, это всегда крупное событие в культурной жизни столицы. Тем более во времена пандемии коронавируса, нарушившей многие выставочные планы музеев и галерей по всему миру. Но кого в 2020 году удивишь рекламой? Она окружает нас каждый день по телевизору, в интернете, на билбордах и назойливо вылезает перед просмотром нового эпизода любимого сериала. Наверное, каждый хоть раз в жизни жаловался на надоедливость, примитивность и банальность рекламы. Многие скажут, что это крупный бизнес, цель которого - заставить нас купить то, что нам не нужно, и пойти туда, куда нам не очень-то и хочется идти. Несмотря на такие отрицательные ассоциации, новая выставка называется именно «Реклама как искусство». Организаторы будто заранее выдвигают свой тезис, и этим определённо привлекают посетителей: кому же не любопытно посмотреть на художественные примеры продвижения товаров и услуг.

Слово «poster» происходит от «post» - развешивать, расклеивать (постеры действительно расклеивали по городу), но оно также связано и с почтой. С давних пор в Англии все официальные указы правительства и рекламные объявления назывались именно «the poster», так как королевская почта не только доставляла письма, но и распространяла журналистские новости и известия о продаже чего-либо, найме рабочей силы, открывающихся ярмарках – в общем то, что можно назвать первой рекламой. В произведение искусства британский постер превратился ближе к концу 19 века, когда крупные государственные и частные компании осознали экономическое значение рекламы. И хотя в Англии это было именно коммерческое явление, по талантливости художников, оригинальности замыслов и ироничности слоганов оно может достойно соревноваться и с немецким плакатом, и с французской афишей (ей была посвящена прошлогодняя выставка в Пушкинском музее – «Афишемания»).

Лидирующая политически и индустриально, Британская империя одной из первых породила культуру потребления, а, следовательно, сделала рекламу востребованной деятельностью. Но в первой половине 19 столетия строгое Викторианское общество относилось к создателям постеров, продвигающих тот или иной товар или услугу, достаточно скептически: их труд считали ремеслом низкого сорта, далёким от мира высокого искусства. Изменить мнение публики смогли смелые и инициативные английские художники, чьими работами и открывается выставка: Обри Бёрдсли с его контрастной, минималистичной по цветовой гамме, но готически-витой по рисунку манерой рисования, Уолтер Крейн, создававший наоборот очень детализированные, орнаментальные картины, и другие. Их прямыми преемниками стали члены Лондонского скетч-клуба, созданного в 1898 году. Эта группа художников уже профессионально занималась иллюстрированием рекламы. Они создавали постеры для театральных представлений, книжных новинок, балетных шоу, художественных выставок, сигарет и фотоаппаратов Kodak. Благодаря таланту представителей скетч-клуба и их тонкому английскому юмору, консервативное общество наконец-то благосклонно отнеслось к явлению постера как такового. Тогда же распространился и жанр карикатуры, полный иронии и насмешки, завоевавший позднее ключевое место в политической сатире.

©Вероника Еременко / Журналист Online

Переходя в следующие залы, хронологически рассказывающие о пути коммерциализации британской рекламы, мы оказываемся в 20 веке, где на первый план выходят крупные государственные компании: Лондонский наземный транспорт, метро и железные дороги. Их управляющие быстро поняли, как хорошо сделанная реклама может повлиять на пассажиропоток, и заказывали постеры у профессиональных художников, специализирующихся именно на графическом дизайне. Тогда появляется и знаменитый символ Лондонской подземки – круг, перечёркнутый горизонтальной линией (его мы видим на стене одного из залов). Нашлось место и для карикатурных зарисовок обыденной жизни столицы, и для идиллических пейзажей пригорода, а простые, но крупно напечатанные слоганы призывали пользоваться транспортом во всех случаях жизни: «На представление на метро», «В деревню на метро», «Вверх по реке на метро», «В Ричмонд-парк на метро», «На футбол на метро» и т.д.

©Вероника Еременко / Журналист Online

Отдельный зал, немного выбивающийся из общей хронологии и тематики, посвящён политической сатире от антивоенных агитаций начала 20 века до коммунистических воззваний 30-х гг. Авангардизм и революционность этих постеров многим напомнят агит-плакаты, создаваемые В. Маяковским в составе «Окон РОСТА», и не случайно: для английских художников тех лет романтизированный образ Советского Союза был лучиком света в тёмном царстве капитализма.

© Вероника Еременко / Журналист Online
© Вероника Еременко / Журналист Online

Отдельный зал, немного выбивающийся из общей хронологии и тематики, посвящён политической сатире от антивоенных агитаций начала 20 века до коммунистических воззваний 30-х гг. Авангардизм и революционность этих постеров многим напомнят агит-плакаты, создаваемые В. Маяковским в составе «Окон РОСТА», и не случайно: для английских художников тех лет романтизированный образ Советского Союза был лучиком света в тёмном царстве капитализма.

Любопытный пример плодотворного сотрудничества модернистских художников и крупной промышленной компании – графическая реклама нефтяного концерна Shell, объединённая слоганом «Everywhere you go you can be sure of Shell» («Куда бы вы ни поехали, вы можете быть уверены в Shell»). Завершает экспозицию зал эпохи ар-деко: элегантные мужчины и женщины, будто сошедшие со страниц Фицджеральда, рекламируют магазин вечерней одежды или курортный городок. Последнее, на что ты бросаешь взгляд при выходе, это огромный британский флаг на потолке – символично.

Небольшая по занимаемому пространству, эта выставка подробно рассказывает об эволюции рекламного постера в Англии, позволяя увидеть разные его грани. Когда-то - презренное ремесло, способ продажи, в 1900-х гг. – полноценное искусство, десятая муза по древнегреческой мифологии. Британский плакат объединил 19 и 20 век, искусство и деньги, элитарное и массовое и остался вечным свидетелем смены общественного мировоззрения.

03.03.2019
Тюльпанная лихорадка
Почти половину годового оборота делают продавцы цветов накануне женского дня
21.12.2020
“Бари галуст” (“Добро пожаловать”) или зачем армяне ходят в гости
Почему форель нужно варить в севанской воде, какие тайны хранит поднос и как приготовить десерт по старинному рецепту
15.02.2021
Неместа России
Новые грани индустриального пейзажа
07.10.2020
Медиакласс в московской школе
Факультет журналистики МГУ и проект «Медиакласс» стали партнерами